Мудрецы говорят, что женщина рождена на свет, чтобы быть счастливой. И каждый день она борется за право быть любимой и счастливой, нередко — отчаянно. Борется с обстоятельствами, собственным мужем и детьми, матерью и свекровью, начальником и сослуживцами, продавцами и чиновниками; борется с плохо прорастающими семенами и сорняками, погодой в доме и за его пределами. Сколько же сил нужно ей, чтобы быть счастливой!
Встретившись с болью и разочарованием, она "не раскисает", берёт себя в руки и продолжает жить. Когда мужчина теряет надежду, она ставит его на ноги и придаёт ускорение. Поэтому вопрос о том, какой же пол является "сильным", открыт до сих пор. Да, женщина сильна. Но все ли она знает о своей силе? Всегда ли она понимает, как ею пользоваться?
Как прекрасно, когда у женщины блестят глаза и лицо украшено улыбкой. Но сколько же дорог нужно ей для этого пройти, сколько железных сапог стоптать. А всё для того, чтобы понять, пропустить через себя простую истину — только Любовь наполнит ценностью каждый её день! Женщина — вместилище Любви. Не надо ждать, не надо искать, всё уже есть в ней самой.
Это — правда. Потому что… "В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Король с Королевой. Они очень любили друг друга, у них был прекрасный дворец и верные, преданные им слуги. В назначенный день, назначенный час родилась у них дочь, прекрасная Маленькая Принцесса. Она была такой красивой, такой чистой, что всё вокруг было озарено светом её души. Она росла, хорошела, в сердце её постепенно расцветала Любовь. Любовь к родителям, любовь к подданным, любовь к природе, любовь к знаниям. Именно любовь придавала ей смелости, желание познавать неизведанное, строить отношения. Сердце Принцессы было свободно от страха и полно Любви. Шло время, и Принцесса захотела найти Свою Дорогу, Свой Путь. Родители преподнесли ей в подарок Золотой Шар, в нём была вся их любовь к ней и та радость, которую Принцесса приносила им. В этом Золотом Шаре были сосредоточены Сила Любви и Сила Радости Каждого Дня… На долю этой сказочной Принцессы выпало немало удивительных приключений. Но что бы ни происходило, её всегда согревало тепло Золотого Шара. И вот что удивительно, весть о Золотом Шаре широко распространилась по земле. Долгое время уже другие принцессы знали и помнили о нём. Но, наверное, прошло слишком много лет, и о Золотом Шаре позабыли… Жаль… Но не стоит печалиться! Золотой Шар есть в сердце каждой Женщины, независимо от того, знает она о его существовании или нет. Он живёт, пульсирует, излучает свет, который интригует, завораживает и манит спутников-мужчин, согревает детей, прокладывает дорогу к реализованным светлым планам…"
Да, у женщины все уже есть внутри. Но ведь это самое сложное — имея всё, научиться этим пользоваться. Однако тут и Бог, и природа позаботились о женщине. Ей дали семь чудесных инструментов, чтобы она смогла реализовать большую часть того, что есть у неё внутри:
- Первый чудесный инструмент — изменчивость, дающий женщине способность постоянно меняться, обновляться, быть гибкой. Женщина подобна воде — как вода обтачивает даже самые острые камни, придавая им гладкость и красоту, так и женщина умеет "обтачивать" препятствия и трудные ситуации на своём пути.
- Второй чудесный инструмент — способность женщины собирать положительные впечатления (Маленькими Чудесами Повседневности), удерживать их внутри себя, накапливая, таким образом, собственную Силу. В этом женщина подобна плодородной земле, накапливающей в своих недрах ресурсы для будущего плодородия.
- Третий чудесный инструмент женщины это способность к творчеству, трансформации, превращению. Она рождает принципиально новый продукт, новую жизнь. Так действует Архетип Матери, в котором зашифровано одно из главных предназначений женщины. Благодаря этому Архетипу женщина рожает не только детей, но и новые проекты.
- Четвёртый чудесный инструмент женщины — способность создавать Красоту внутри и вовне. Не секрет, что от того, насколько красиво внутри женщины, во многом будет зависеть и красота внешних событий, ситуаций, происходящих вокруг неё. От внутренней красоты женщины будет зависеть и успех её социальной самореализации на "мужской территории".
- Пятый чудесный инструмент женщины — способность привлекать достойного спутника. Надёжного, любящего, понимающего. Этот инструмент храниться в Архетипе Возлюбленной и помогает женщине привлекать мужчину, строить с ним отношения и тонко обновлять их, когда в этом приходит потребность.
- Шестой чудесный инструмент женщины — это способность хранить и передавать детям и близким Силу собственного Рода. Архетип Хранительницы помогает женщине разбираться в тонких родовых связях, работать с родовой информацией, освобождая её от "родовой радиации" (накопленных предками страданий и боли).
- Седьмой чудесный инструмент — это способность к движению и обновлению. Архетип Дороги действует на женщину не меньше, чем на мужчину. Она постоянно стремиться к лучшему, обновляется. Это проявляется и в её внешности, и в том, чем она занимается.
"И это всё!", — можете разочарованно протянуть вы. Друзья, конечно, чудесных инструментов у женщины значительно больше. Но если она освоит хотя бы эти семь, она уже будет счастлива.
Собственно, для того, чтобы научиться пользоваться этими женскими инструментами, главная героиня женских сказок отправляется в путь. Так и мы, женщины, желая этого сознательно, или делая это неосознанно, отправляемся в свой собственный жизненный путь, чтобы научиться простым истинам женского счастья…
В Комплексной Сказкотерапии© мы выделяем семь женских архетипических (древних, базовых) сюжетов, в процессе развития которых героиня постигает содержание того ресурса, которым обладает и учится им активно пользоваться.
Если герой мужских сказок проходит свой путь, чтобы изменить своё эволюционное состояние, получить новое эволюционное качество, то с героиней женских историй всё немного иначе. Женщина, в процессе своих приключений (причём, нередко связанных с мужчиной) приобретает новую силу, или развивает уже имеющийся женский потенциал.
Так, например, в сюжете "Мачеха и падчерица" героиня приобретает силу терпения, жизнестойкости, трудолюбия, приобретает необходимые женщине умения и навыки (способность правильно выбирать партнёра, "прясть нить собственной судьбы", проводить необходимые ритуалы очищения на всех уровнях (физическом, эмоциональном, ментальном, духовном). Другими словами, женские сказки дают женщине возможность на бессознательно-символическом уровне соприкоснуться, пережить действие определённой женской силы. Также, они гармонизируют влияние архетипического сюжета в узоре женской судьбы.
Давайте разберёмся с женскими архетипическими сюжетами подробнее, рассмотрим их композицию, обозначим Силы, которые героиня приобретает. Тем самым, мы постараемся внести ясность, порядок и гармонию в наши собственные узоры судеб.
Сюжет первый — "Мачеха и падчерица"
Героиня не по своей воле терпит притеснения мачехи. На внешнем уровне — она переживает несправедливость. На глубинном уровне — тренируется её жизнестойкость, формируется здоровая "закалённость" против стресса. Ведь мачеха — не кто иной, как главный жизненный тренер! Главная ловушка этого жизненного сюжета — препирательство, война с мачехой. Если с тренером воевать, может ли он чему-то научить? Главный урок — обучение происходит в условиях стеснения, подчинённости, нередко — внешней несправедливости. Необходимо, игнорируя это, учиться важному. В финале героиня получает не только лучшую долю и любящего мужчину. Она приобретает силу терпения, жизнестойкости, трудолюбия, силу принятия, смирения, а также важнейшие женские умения и навыки. Примеры сказок: "Морозка", "Золушка", "Двенадцать месяцев".
Узловые точки первого сюжета:
- Жизнь в любви. Знакомство с героиней. Она появляется на свет в благополучной семье, где родители любят друг друга. У неё добрая любящая матушка, с которой у неё тонкая связь.
- Потеря. Героиня теряет мать, а её отец теряет жену. Опыт переживания потери.
- Явление мачехи. Мотивы отца для повторного брака. Мысли и чувства героини в связи с явлением мачехи. Установление отношений. Другой вариант развития сюжета: героиня после смерти матери уходит из дома и попадает к некой женщине в услужение или обучение (эта женщина (волшебница, мастерица и пр.) обращается с нею как мачеха).
- Период обучения. Мачеха "тренирует" падчерицу, нагружая её всевозможными поручениями. Падчерица их безропотно выполняет. Даже старается украсить свою жизнь и жизнь других разными способами.
- Выпускной экзамен. Падчерица получает чрезвычайно сложное и ответственное задание мачехи. Кажется, что оно ей не по силам. Но она побеждает свою неуверенность, понимая, что если она выполнит это поручение, жизнь её изменится.
- Расставание с мачехой. Отношения с мачехой чудесным образом завершаются. Падчерица благодарит мачеху за опыт. С мачехой происходят интересные изменения.
- Подарки судьбы. Судьба дарит героини подарки (спутника, новые возможности, изменения и пр. блага).
Сюжет второй — "Спасительница"
Героиня отправляется спасать возлюбленного, но, на самом деле, это путешествие и испытания больше нужны ей самой, чтобы испытать себя и обрести новые женские силы. В финале она получает не только здорового возлюбленного. Она приобретает силу изменчивости, принимает ритмы дороги, обретает силу подлинной Любви, силу свободы от иллюзий, силу принятия партнёра во всей его полноте качеств (причём, последние иллюзии уходят у героини вместе с её финальными слёзами). Примеры сказок: "Снежная Королева", "Финист ясен сокол", "Амур и Психея".
Узловые точки второго сюжета:
- Знакомство с героиней. Она чем-то отличается от тех, кто её окружает: мечтами, поступками, характером и пр.
- Встреча с возлюбленным. Счастье, покой, радость, любовь. Опыт любви и взаимопонимания.
- Зависть. Находятся женщины или женщина (сёстры, подруги, колдуньи, просто одинокие женщины, закрытые для любви), которые желают разрушить счастье героини, или забрать себе её счастье. Происходит похищение, околдовывание или иное "повреждение" возлюбленного героини. Героиня лишается возлюбленного как источника своего счастья. (Она-то думает, что её счастье в другом человеке; она ещё не знает, что источник счастья внутри неё. Чтобы это понять — нужно пройти свой путь. Собственно, это и есть истинный мотив отправления в путешествие).
- Дорога. Героиня отправляется на поиски любимого. В приключениях она приобретает бесценный опыт. Любовь к возлюбленному, стремление найти его, — становятся её талисманом, спасающим её и выводящим её невредимой из всех приключений. В каждом приключении она приобретает сторонников, помощников, друзей.
- Долгожданная встреча. Наконец, героиня отыскивает возлюбленного, но он под влиянием колдовства не узнаёт её.
- Попытки вернуть любимого. Героиня активно использует приобретённый опыт, связи с другими героями, их подарки, чтобы снять чары с любимого. Но всё безуспешно. Её активная деятельность не результативна.
- Очистительные слёзы. Героиня, израсходовав все имеющие в её арсенале средства, доходит до крайней степени отчаяния. Ощущая бессилие, она плачет. Слёзы эти символизируют для неё конец её надеждам. Однако слёзы имеют совершенно иную нагрузку. Слёзы — проявление её истинного смирения, преодоление самоволия, признание собственного бессилия. Через слёзы выводятся из неё остатки прошлых иллюзий и заблуждений, нереалистичных надежд. Важно: чары с любимого спадают не вследствие её активных самостоятельных действий, а благодаря её слабости и бездеятельности. Смирившись, она дозволяет Миру позаботиться о "расколдовывании" её любимого. Так объединяются в героине опыт активного действия и "отчаянного бездействия". Пока героиня делает что-то для героя — она в сильной позиции, а он находится в слабой позиции. Чары спадают, когда она переходит в слабую позицию. Слёзы героини очищают обоих и готовят их к новому качеству отношений.
Сюжет третий — "Красавица и хищник"
Здесь героиня сталкивается с манипулятором, или просто жестоким по отношению к ней человеком. Она учится видеть теневые стороны других людей, в особенности мужчин. В финале героиня приобретает силу трезвения (ясного видения многоплановости жизненной ситуации, её смысла, урока), силу прозорливости (способность отличать правду ото лжи, видеть истинное лицо под маской); она преодолевает наивность, детскую эгоцентричность (стремление мерить людей "по себе", игнорируя многообразия форм и уровней сознания), снимает "розовые очки"; героиня приобретает невероятную силу жизнестойкости, пройдя все испытания, победив того, кто имеет намерение лишить её жизни. Также героиня приобретает силы хитрости и долготерпения. Примеры сказок: "Красная Шапочка", "Маша и Медведь", "Синяя борода".
Узловые точки третьего сюжета:
- Знакомство героев. Она — милая наивная девушка. Он — внешне мил, но внутри опасен (колдун, оборотень и пр.). Условия их знакомства также могут быть необычны настолько, что интригуют героиню.
- Первые предупреждения. Окружающие, близкие люди предупреждают героиню, чтобы она держалась подальше от героя, или хотя бы была с ним осторожна. Но она заинтригована его личностью, или находится под властью его чар (он успел ей вручить некий колдовской предмет, благодаря которому она теперь видит его в "розовом свете").
- Начало отношений. "Розовые очки". Он начинает проявлять свою власть над героиней. Она испытывает страх. Или Он усыпляет её бдительность ласковыми речами и подарками. Она оправдывает его поступки (если они были явно неблаговидными), делает благодаря "розовым очкам" его образ более привлекательным для себя. Он делает всё возможное, чтобы изолировать её от тех, кто ей близок (друзей, родных и других людей). Постепенно (или сразу же с начала их отношений) Он приобретает над героиней полную власть.
- "Розовые очки" разбиваются. Происходит некое событие, вследствие которого с "хищника" падает маска. Героиня убеждает в том, что живёт с оборотнем, искусно обманывающим её. Она понимает, что он не искренен в чувствах, в его сердце нет любви ни к ней, ни к миру. Она в шоке. Она понимает, что находится в созданной им клетке, из которой нет выхода. Отчаянье героини.
- Подготовка к битве. Героиня не может бороться с "хищником" открыто. Силы их неравны. Она, понимая всю остроту собственного положения, затаивается. Она наблюдает за героем "трезвым взглядом", изучает его слабые места. Параллельно с этим, она накапливает собственную силу, устанавливает связи с потенциальными помощниками, планирует битву и собственное спасение.
- Решающая битва. Когда героиня полностью готова к битве, происходит решающая схватка. Она и Он используют все доступные им средства, чтобы уничтожить друг друга.
- Победа. Героиня побеждает "хищника" из последних сил, или в последний момент приходит помощь, или неожиданно появляется заклятый враг "хищника" и переключает на себя его внимание, потом убивает его. Героиня свободна. Она стоит на пороге новой жизни, хотя пока ощущает усталость. Но — впереди свет.
Сюжет четвёртый — "Женское коварство"
Героиня сталкивается с несправедливостью и ложью по отношению к ней. Она становится оклеветанной изгнанницей. Но не борется со своими обидчиками, полагается на Волю Божью. Все становится на свои места и справедливость торжествует. В финале героиня приобретает силу отличать правду ото лжи, силу аутентичности (самодостаточности) — её изоляция даром не проходит! Она знакомится и непосредственно переживает на себе человеческую зависть и её разрушительные последствия, и, тем не менее, прощает — приобретает силу прощения и принятия. Примеры сказок: "Сказка о царе Салтане", "Белая уточка", "Амур и Психея".
Узловые точки четвёртого сюжета:
- Встреча героев. Любовь, согласие, счастье.
- Зависть сестёр, подруг. Женский заговор.
- Отъезд героя. Герой предупреждает героиню об опасности, принимает меры, чтобы защитить её.
- Коварство и ложь. Заговорщицы дезинформируют героя и губят героиню.
- Испытания. Героиня, попав в ловушку, в которую её заманили заговорщицы, оказывается в одиночестве, наедине с трудностями. Приходят помощники. Героиня обустраивает свою жизнь на новом месте, в новом качестве.
- Поиск возлюбленной. Проходит время. Герой тоскует по возлюбленной, предпринимает попытки найти её, но тщетно. Наконец, к нему начинает стекаться информация о её местонахождении. Он предпринимает активные шаги по её поиску и спасению.
- Воссоединение героев. Торжество любви. Прощение. Наказание зла.
Сюжет пятый — "Ожидающая пробуждения или спасения"
Героиня ждёт своего избранника, хранит себя в чистоте, "не размениваясь" на других партнёров. Она знает, что Он существует на свете и обязательно её найдёт. В финале героиня приобретает возлюбленного и его Любовь, а также силу верности возлюбленному, истинной преданности. Героиня получает силу чистоты, избирательности, самодостаточности. Примеры сказок: "Белоснежка и семь гномов", "Спящая Красавица", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях", "Алые паруса".
Узловые точки пятого сюжета:
- Знакомство с героиней. Она обладает исключительными особенностями, талантами и живёт не совсем обычной жизнью (например, в лесу, да ещё и с гномами, или богатырями). В глубине души она знает, что где-то есть её единственный мужчина. Из-за этого иррационального, ничем не подкреплённого убеждения, она отвергает женихов и даже может приобрести репутацию "странной девушки" (правда, последнее обстоятельство не является ключевым для создания сказочного сюжета)
- Колдовство. Происходит нечто (некое воздействие на героиню), вследствие чего героиня засыпает и оказывается в хрустальном гробу. Иной вариант развития данной узловой точки сюжета: героиня в результате некоего воздействия на неё оказывается в заточении, из которого самостоятельно выбраться, в принципе, не может. Третий вариант развития данной узловой точки: вследствие злых чар, героиня превращается в неприглядное существо (например, лягушку). В любом случае, у героини есть помощники (скорее всего не из мира людей), которые заботятся о ней, развлекают, поддерживают её. Помощники распространяют по всему миру информацию о героине, в надежде, что её история достигнет ушей единственного мужчины и побудит его на соответствующие действия.
- Принц спешит на помощь. Информация о виртуальной возлюбленной доходит до принца и зажигает его сердце. Он направляется к ней, уверенный, что сердце подскажет ему правильный путь. Так оно и происходит.
- Поцелуй. Принц, преодолев все испытания и препятствия (а о них можно поведать отдельную историю), эволюционировал настолько, что его поцелуй сможет разрушить чары над героиней. Чудо совершается, и два предназначенных друг другу человека воссоединяются.
- Свадьба.
Сюжет шестой — "Разборчивая невеста"
Здесь героиня выбирает лучшего партнёра из большого числа претендентов на её руку. Выбрать лучшее, сконцентрироваться, видеть "дальше собственного носа", — вот главные уроки этого древнего сюжета. В финале героиня обретает самого достойного партнёра. Также героиня приобретает силу избирательности (благодаря выбору единственного из множества претендентов), силу хитроумия, мудрости, здравомыслия, конструктивного тонкого женского расчёта. Этот сюжет описан во множестве историй, в которых принцесса выбирает себе мужа и устраивает испытания претендентам на её руку.
Узловые точки шестого сюжета:
- Знакомство с героиней. Она отличается удивительными особенностями и достоинствами.
- Съезд женихов. К героине съезжаются многочисленные женихи. Каждый хорош по-своему.
- Задания-испытания. Героиня придумывает для женихов хитроумные задания, устраивает им испытания, турниры. Нередко ей в этом помогает отец, или иной близкий ей персонаж. Женихи демонстрируют свои способности. Собственно, это само по себе уже полезно для них, даже если они и не получат в качестве трофея руку принцессы и полцарства.
- Явление героя. Появляется потенциальный возлюбленный героини. Она "вычисляет" своего будущего жениха. Наблюдает за тем, как он проходит испытания. Он демонстрирует свои способности. Она принимает его, начинает верить ему.
- Выбор жениха и свадьба. Героиня объявляет свой выбор и благодарит других женихов, называет их достоинства. Она может аргументировать свой выбор, а может сохранить эту информацию в тайне. Свадьба.
Сюжет седьмой — "Отшельница"
Это сюжет "одиноких", а точнее — самодостаточных героинь. Таких как феи, волшебницы, хозяйки Медных Гор, Бабы-Яги. В героине и читательнице сосредотачиваются важнейшие женские силы. Такие как сила аутентичности, самодостаточности, самодисциплины; сила достоинства, принятия собственных особенностей. Также героиня и читательница накапливают благодаря этим историям силу прозорливости (способность видеть истинные потребности людей в соответствии с их особыми дарованиями и задачами), укрепляют связь с природой и Богом. Главная ловушка этого сюжета — считать себя одинокой и несчастной, тогда как истинное положение совсем другое: героиня самодостаточна и наполнена особенной внутренней женской силой.
Узловые точки седьмого сюжета:
- Знакомство с героиней. Она — необычная, волшебница. Живёт уединённо в согласии с природой и собою. Выполняет важные для природы, людей или иных существ дела.
- Явление героя. Герои могут быть разными: одни приходят как "добры молодцы" за чем-то полезным для себя (силой, мечом, рецептом и пр.); другие пребывают "как равные" — это волшебники, отшельники. Между героиней и героем возникает чувство.
- Расставание. Возникает ситуация, провоцирующая разлуку: неотложные дела у обоих героев, или "зов к подвигу" у героя, или просто заканчивается период обучения героя у героини. Героиня с тоской отпускает героя, однако понимает подлинный смысл и опыт данной ситуации, вскоре она возвращается к своей обычной жизни. Но она изменилась, поэтому привычный ход жизни перестаивается, дела вершатся с каким-то новым оттенком, их качество меняется. Изменилась она и меняется уклад её жизни, задачи, которые перед ней ставятся самой природой.
- Новый этап отношений. Возлюбленный возвращается и ставит свой дом неподалёку — он уважает территорию, личное пространство героини и не считает приличным нарушать его. Он и Она глубоко преданы друг другу, ценят тот бесценный дар Любви, что открылся им. При этом каждый живёт своей жизнью. Они помогают друг другу, обмениваются информацией, заботой и пр. Даже могут иногда заниматься совместными делами, направленными на благо окружающего мира.
Таковы семь женских сюжетов. Не исключено, что сейчас, читая о них, просматривая узловые точки композиции сюжета, вы нашли нечто близкое и событиям собственной жизни. Это естественно — архетипические сюжеты живут в нас, действуют в нашей жизни. Иногда несколько одновременно. Главное — понимать закономерность, последовательность событий. В этом случае, легче избежать ловушек, дождаться финала и увидеть, что Силы прибыло.
Можно подумать, что женские архетипические сюжеты активны только в личной жизни женщины. Но это совсем не так. Они ярко проявляются и в бизнесе.
Сюжет "Мачеха и падчерица": разве мало в бизнесе ситуаций, когда партнёр, начальник, клиент, ведёт себя как злобная мачеха? Разве от этого не закипает всё внутри? Между тем, это никто иной — как наш тренер. Он — учитель жизнестойкости, выдержки, присутствия духа. Если приглядеться к нему повнимательней — можно многому научиться.
Сюжет "Спасительница": разве не бывает в бизнесе ситуаций, когда нужно "спасать положение"? В результате оказывается, что "спасительница" приобретает полезнейшие связи, опыт, знания.
Сюжет "Красавица и хищник": разве в бизнесе мало манипуляторов, агрессоров, партнёров, которые прячут свои клыки под овечьими масками? А каково бывает в тех случаях, когда им веришь, поддаёшься на манипуляцию, а потом оказываешься опутанной тяжкими обязательствами? Без прозорливости и трезвения в бизнесе не выжить. А формируют готовность распознать "хищника" и победить его старые сказки…
Сюжет "Женское коварство": разве свободен бизнес ото лжи, клеветы, искажённой информации? Наверное, только счастливые, грамотно выстроенные компании обходятся без внутрикорпоративных интриг и конфликтов. Этот сюжет формирует модель правильного поведения в ситуации интриг, клеветы, несправедливости, искажённой информации.
Сюжет "Ожидающая пробуждения и спасения" формирует внутри женщины-руководителя, владелицы бизнеса особое чувство уверенности. Она знает, куда правильно держать курс, даже тогда, когда её никто не понимает и не поддерживает. Но она не даёт себя "сбить с толку", хотя её аргументы в защиту своей позиции откровенно странные и иррациональные. Она просто знает — и всё! В финале она оказывается правой, и все удивлены, как это ей удалось всё предугадать, и отстоять свой курс! Просто ей помог архетипический сюжет и доверие собственной интуиции.
Сюжет "Разборчивая невеста": в бизнесе постоянно приходится выбирать — партнёров, компаньонов, сотрудников. Этот архетипический сюжет развивает в женщине способность подбирать и окружать себя только "правильными людьми", а случайных и лишних держать под наблюдением.
Сюжет "Отшельница" укрепляет женщину в бизнесе, раскрывает в ней именно женские ресурсы социальной активности, а не мужские. Благодаря этому бизнес не деформирует женщину, а развивает её таланты.
Так старые сказки могут оказать поддержку в запутанных ситуациях, если читать их правильно. Они на бессознательно-символическом уровне корректируют наше отношение к трудным ситуациям и высвобождают скрытые в нас источники силы. Можно просто читать старинные истории, и они уже сделают своё доброе дело. Поверьте.