Вернуться на главную

О чём молчат родители

Дата публикации:
7 сентября 2021

0

(0)

91

0

0

Аватар специалиста Дмитрий Каракозов

Дмитрий Каракозов

автор

О чём молчат родители

Мне никогда не объясняли, что эмоции и чувства, которые появляются, а затем накапливаются внутри тебя, нужно выражать вовне. Многие годы я посвятил подавлению этих чувств. По незнанию, что можно иначе. С самого раннего детства никто не рассказывал мне, как это — чувствовать. Никто не научил и не объяснил.

Когда я смотрю на себя в прошлом, маленького мальчугана, я вижу, что я такой не один. Ни мама, ни папа, ни другие близкие, знакомые и неизвестные мне люди практически ничего не знали о своих эмоциях и чувствах. И то, чему они отлично научились, — выдавать одно чувство за другое, молчать, чтобы не показывать слабость, и жить в ожиданиях, что кто-то должен их осчастливить. Учиться было не у кого.

Интернет. Смартфоны. Видеосвязь из любой точки мира. Техника, помогающая в быту. Электронные деньги. Только вот с чувствами мало что изменилось. Мы, дети своих родителей, учим своих детей тому же — не чувствовать, избегать боли, бороться со страхом и искоренять злость. Мы такие же, как они, и совсем недалеко от них ушли. Это не плохо и не хорошо. Это факт, о котором можно и нужно задумываться.

В детстве мне говорили, что боль — это что-то плохое, страшное и ужасное. От боли надо избавляться любыми путями — таблетками, микстурами или просто гасить её в себе, как окурок, превзмогая свои ощущения. Вспоминаю, как, напоровшись на доску с ржавым гвоздём, проколол ладонь. В страхе, что меня наругают, я гулял до тех пор, пока мне не удалось вынуть гвоздь. Вернувшись домой, я с гордостью рассказывал, что со мной произошло, и как я справился. Взрослые решили, что я сочиняю. Потому что в такой ситуации — скорая, промывание, дезинфекция раны и шов — обычное дело. Мне не поверили. Обработали рану, посчитав пустяком. Всю свою боль, которую я ощутил в тот день, начиная от гвоздя и заканчивая обесцениванием родителями, я погасил.

Повзрослев и изредка глядя на рубец от раны, я посмеивался и продолжал гордиться собой. Также, как тогда. Пока не пришёл с, казалось бы, не связанным запросом к своему психотерапевту. Та ситуация напомнила о себе, а боль внутри меня нарастала и давила в грудь и голову. Слёзы рвались наружу, и я упорно не давал им выйти. Мне было стыдно. Вспомнилось бабушкино: "Терпи, казак, атаманом будешь", и мамино: "Ты же мальчик! Будь сильным! До свадьбы заживëт!" В общем, меня отпустило только на второй раз работы. Прорвалось так, что "мама, не горюй". Со злостью, ненавистью, стыдом и обидами, с болью от непонимания и невнимания к моей персоне. В этой детской ситуации я не понимал, как ощутить, признать и прожить свои чувства. Как ребёнку, мне была необходима поддержка и помощь родителей. Естественная потребность ребёнка — мама, которая успокоит, поговорит, объяснит, обнимет и поддержит. Мама, которая посмотрит на боль и скажет: "Ты можешь переживать, бояться и беспокоиться. Ты можешь плакать. Это нормально и безопасно. Твои чувства важны и ценны. Я рядом. Я с тобой. Ты можешь на меня опереться". Так, незримо, мама помогает ребёнку открыть дверь к его эмоциям и чувствам: "Тебе можно, сын!" И тогда он постепенно учится распознавать и проживать свои чувства, даже если больно и тяжело.

Без чувств нет жизни. Да и что это за жизнь, когда нет чувств? Ведь вместе с этим нет радости, интереса, принятия и удовлетворëнности. Чувства, которые мы считаем негативными, неразрывно связаны с позитивными. Мы не можем чувствовать только доброе и хорошее, отодвигая плохое подальше от себя. Без злости почувствовать радость невозможно. Без стыда и вины не ощутить своей ценности и достоинства. Чтобы перейти от гнева и ярости к согласию и спокойствию, необходимо прожить первое и ощутить связанную с ними внутреннюю боль. Иначе не получится.

Изменения в ту или иную сторону всегда идут через боль. И верное решение — открыться этой боли, поднять и впустить её в свою жизнь, пока она сама постепенно не начнёт стихать. Прожить боль — значит завершить её и дать ей умереть внутри вас. Похоронив и отпустив свою боль с почестями, мы раскрываем свой жизненный потенциал, который она долго удерживала.

А его огромную силу можем направить на свою любовь, своё развитие и проекты.

У меня были и есть хорошие учителя и терапевты, которые научили. И пусть я узнал об этом лишь в сорок, у меня достаточно времени, чтобы научить своих детей и помочь огромному количеству людей не ждать, когда станет легче, а отпустить груз непереносимых чувств и боли уже сейчас.

Психология и психотерапияСаморазвитие

Другие статьи автора

Как общаться с "трудным" ребёнком

0

Аватар специалиста Дмитрий Каракозов

Дмитрий Каракозов

Как общаться с "трудным" ребёнком

Мы живём в мире диагнозов, оценок и ярлыков, за которыми невозможно увидеть в человеке его самого. Трудный подросток — один из них. Однажды приклеив такой ярлык, видеть в ребёнке что-то иное будет сложно. Потому, что ему на лбу уже написали:...

Читать далее
Психотравма — это не дар, а поломка

0

Аватар специалиста Дмитрий Каракозов

Дмитрий Каракозов

Психотравма — это не дар, а поломка

Бытует мнение, что травма — это дар или ресурс, на который можно опереться, и она делает человека сильнее. Последние три года я бережно перерабатываю личный травматичный опыт, регулярно посещаю терапевтические группы коллег и веду клиентскую...

Читать далее
Чего хотят дети?

0

Аватар специалиста Дмитрий Каракозов

Дмитрий Каракозов

Чего хотят дети?

Если ребёнок ведёт себя плохо, его нужно воспитывать. Согласны? Непослушные дети — бедствие для родителей. Они отвлекают от взрослых дел, требуют внимания и постоянно что-нибудь вытворяют. Дети совсем не понимают, что мама и папа устают и им...

Читать далее
Для чего необходимо изучать свою травмабиографию

0

Аватар специалиста Дмитрий Каракозов

Дмитрий Каракозов

Для чего необходимо изучать свою травмабиографию

Психотравма не спрашивает разрешения. Она вторгается в нашу жизнь и берёт бразды правления в свои руки. Её влияние на человека сильнее всего, когда он мал и беззащитен перед лицом насилия. Точка отсчёта травматичного опыта всегда находится в...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Детям первого-второго классов необходимо проговаривать слова при письме.

0

Аватар специалиста Наталья Педяш

Наталья Педяш

Детям первого-второго классов необходимо проговаривать слова при письме.

К сожалению, части учеников, которые приходят ко мне по поводу ошибок по русскому языку, учителя начальных классов не разрешают проговаривать написанное. То есть диктовать себе. Сначала я не верила детям, думала, что они не так поняли учителя или...

Читать далее
Цель как императив: принудительный целецентризм современной культуры

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Цель как императив: принудительный целецентризм современной культуры

В современной психологии и культуре наблюдается феномен центрирования внимания человека на целях. Негласно подразумевается, что у всего должна быть какая-то цель, а человек должен быть целеустремлённым, что постулируется в качестве нормы, и это...

Читать далее
Почему к нам «липнут» определенные люди или события?

5.0

Аватар специалиста Наталья Долгова

Наталья Долгова

Почему к нам «липнут» определенные люди или события?

Часто клиенты приходят к выводу, что какие-то люди из их окружения тянут из них энергию. Например, обесценивают достижения, иронизируют, договариваются, но переносят, отменяют, жалуются на жизнь, но ничего не меняют. После понимания этого факта,...

Читать далее
Кризис идентичности в системе ТАРО

0

Аватар специалиста Мария Арутюнова

Мария Арутюнова

Кризис идентичности в системе ТАРО

Кризис идентичности — человек испытывает внутренний конфликт, связанный с поиском собственного места в мире, собственной роли и ценностей. Обычно кризис идентичности проявляется в переоценке своей личности, стремлении отыскать свое настоящее «я» и...

Читать далее