Вернуться на главную

Нужны ли тренинги для подростков?

Дата публикации:
26 февраля 2014

0

(0)

2241

0

0

Аватар специалиста Ирина Тараторкина

Ирина Тараторкина

автор

Нужны ли тренинги для подростков?

Трудно, пожалуй, найти другую сферу, так разнообразно и широко представленную. Речь идёт о рынке психологических тренингов и семинаров различных школ и направлений, как известных с древности, так и появившихся в последние десятилетия. Он так насыщен, что сориентироваться в этом потоке информации довольно сложно.

Но при всём многообразии предлагаемых услуг прослеживается одна закономерность: практически все тренинги ориентированы на взрослых людей. Групповая работа с детьми и подростками остаётся вне зоны внимания. Достаточно бегло просмотреть тематику тренингов, анонсированных на сайте "Самопознание", как сложится впечатление, что помощь в развитии и личностном росте нужна только взрослым, а детям она понадобится лишь после того, как они перейдут в иную возрастную категорию.

Так ли это? Ответить на этот вопрос я попросила Людмилу Дьячкову, директора центра развития личности "Радуга жизни", психолога-тренера, работающего с подростками.

— Людмила, что побудило Вас заняться подростковым направлением?

— Как ни парадоксально, именно опыт организации тренингов для взрослых. Чем больше я наблюдала за людьми, приходящими на тренинги, тем больше убеждалась, что все проблемы, с которыми сталкиваются взрослые, можно было решать или корректировать гораздо раньше. Это было бы намного эффективнее, поскольку в детстве и юности деструктивные модели поведения ещё не столь укоренились и менее устойчивы. А если не корректировать, то хотя бы приобретать определённые знания о существующих проблемах, что само по себе уже немаловажно.

Кроме того, первое моё образование — педагогическое. Интерес к области педагогики у меня был всегда. Поступая в вуз, я исходила из определённых внутренних побуждений. И мне очень нравилось работать с детьми. Возможно, я до сих пор работала бы в школе, если бы не экономические трудности послеперестроечного периода, вынудившие меня сменить сферу деятельности. Но прошли годы, и сама жизнь снова привела меня к работе с детьми.

Почему именно с подростками? Просто я их очень люблю. Мне нравится с ними общаться, мне искренне это интересно. У них ещё нет масок, как у взрослых, они более живые, спонтанные, открытые.

— В чём специфика подростковых тренингов? Чем они отличаются от тренингов для взрослых?

— Прежде всего, стоит сказать о возрастных особенностях. Переходный возраст — очень непростой период, учитывая гормональную перестройку организма. Нередко ребёнок с большим трудом справляется со своим состоянием. Как ни в какой другой момент ему нужна помощь и поддержка, которую он не всегда может получить от родителей.

Иногда эта помощь и поддержка приходят оттуда, откуда подросток не ждал, когда под давлением родителей ребёнок попадает на психологический тренинг. Совершенно неожиданно для себя он ощущает, что его здесь понимают, чувствуют, знают, что с ним происходит. Он получает помощь, которую зачастую и не ожидал получить.

Очень важным для тренера, работающего с подростками, является вопрос ответственности. Когда взрослый человек приходит на тренинг, он принимает решение сам. Платит свои деньги, тратит своё время, несёт полную ответственность за всё, что происходит с ним в пространстве тренинга, и за его результаты. В большинстве случаев ребёнка на тренинг побуждают пойти родители. Даже если он сам принимает решение и просит у родителей финансовой поддержки, то оплачивают работу психолога именно они. Ответственность специалиста здесь колоссальна, значительно больше, чем при работе со взрослыми.

Есть определённая специфика в вопросах организации подростковых тренингов. Здесь идёт двойная работа: как с родителями, так и с детьми. Ведь есть запрос не только самого ребёнка, но и запрос его родителей. И нередко эти запросы не совпадают.

Хорошо, когда родители сами развиваются, стараются понять суть происходящего, увидеть свою роль в конфликте. В таких случаях работа идёт максимально плодотворно, а результаты наиболее устойчивы.

— Насколько мне известно, первый из разработанных Вами тренингов носит название "ЕГЭ без стресса". Чем определяется выбор данной темы?

Так сложилось, что в течение жизни я постоянно чему-то учусь. И, следовательно, сдаю экзамены. Мой собственный опыт ученика, как и опыт преподавателя и репетитора, убедили меня в том, что при подготовке к экзаменам учитывается только один фактор — знания. И упор делается именно на них. А потом наблюдаются интересные вещи: при одинаковом уровне подготовки одни сдают экзамен максимально хорошо, другие же показывают результаты гораздо ниже их реальных возможностей. Закономерно встал вопрос: почему так получается? Нередко винила в этом себя, считая, что где-то недоработала.

И сама, сдавая экзамены, часто сталкивалась с неожиданными для меня моментами растерянности и неуверенности. Учитывая знание различных техник и приёмов, с помощью которых можно вернуть себе спокойное эмоциональное состояние. Но нередко эти техники не могли помочь заполнить внезапный вакуум в голове, унять дрожь в руках и успокоить колотящееся сердце. Одним словом, налицо был стресс. И моей целью стало — создать такой тренинг, который помог бы свести этот стресс до минимума.

Ведь любой экзамен — это проверка знаний в условиях стресса. Сдавая в своё время выпускные экзамены в школе, от напряжения я частично потеряла зрение и в 17 лет впервые надела очки.

Согласитесь, что современный школьник живёт в состоянии напряжения довольно длительное время: начиная с 9 класса и до самого выпуска из школы. Причём оно усиливается напряжением, идущим от учителей и родителей. В какой-то момент ребёнку становится не под силу выносить его, и ему становится всё равно, пропадает мотивация к учёбе и к дальнейшей подготовке к экзаменам.

— Получается, потеря мотивации здесь работает как своеобразный защитный механизм?

— Да, совершенно верно. И её сложно вернуть, сложно возродить интерес к учёбе, пока подросток не научился снимать это напряжение.

Одним из немаловажных результатов данного тренинга является именно этот — ослабление напряжения и появление (или возвращение утерянной) мотивации к учёбе. Помимо этого, прорабатывая свои страхи, подросток перестаёт бояться ЕГЭ (ГИА) и становится более уверенным. Причём эта уверенность касается не только сферы сдачи экзаменов, но и других, не менее важных, сфер жизни.

На тренинге мы много работаем с психологическими барьерами, мешающими успешной сдаче ЕГЭ. Стоит ли говорить, что, приходя на тренинг, о большинстве их них ребята просто не догадываются.

Немаловажным является приобретение способности контролировать своё психологическое состояние в период подготовки и процедуры экзамена. Как мы уже говорили, именно от этого во многом зависит результат: менее способный и не столь блестяще подготовленный ученик порой сдаёт экзамен более успешно, чем отличник, поддавшийся внезапной панике и не сумевший с ней справиться. Если сказать кратко и ёмко, я знакомлю подростков с психологическими стратегиями успешной сдачи ЕГЭ и ГИА и обучаю их эти стратегии применять на практике.

— На что Вы делаете упор: на теорию или практику?

— Теории я стараюсь дать минимум, без которого просто не обойтись. Остальное время посвящено практической деятельности, развивающим играм и упражнениям.

— Хотелось бы услышать примеры обратной связи, мнения ребят, прошедших данный тренинг, и их родителей. Это возможно?

— Конечно. Мама привела девочку с жалобой на то, что до 8 класса дочь училась с желанием, прекрасно успевала, совмещая учёбу с внеурочной деятельностью. А в 9 классе практически перестала заниматься, совершенно потеряв интерес к учёбе. После тренинга девочка сказала фразу: "Мне снова захотелось готовиться к экзаменам!". Это очень ценный результат.

Юноша, достаточно мотивированный, пришёл на тренинг с целью сдать экзамены настолько хорошо, насколько это возможно в его случае, учитывая индивидуальные особенности. Нужно отметить, что его родители достаточно сведущи в области психологии, много занимаются собой, и не предъявляли сыну каких-то определённых требований, не давили на него. Но, тем не менее, общая атмосфера напряжения в школе всё же играет свою роль. В итоге мальчик сдал экзамены максимально успешно. По всем предметам. В том числе, и потому, что был внутренне спокоен. Особенно это было заметно на фоне других детей.

— Расскажите немного и о втором авторском тренинге, разработанном Вами для подростков. Как зародилась его идея?

— Идея тренинга по профориентации "Секреты выбора профессии" возникла из моего опыта общения со взрослыми. Я часто наблюдала, что люди, когда работа не приносит им радости и удовольствия, принимают решение что-то поменять в плане профессиональной деятельности. И тут обнаруживают, что не знают, чего хотят на самом деле, к чему их тянет, чем бы они хотели заниматься, какой вид деятельности приносил бы им удовольствие? Ведь в идеале каждый стремится к тому, чтобы работа была не просто средством для зарабатывания денег, а стала источником радости, способом реализации природных способностей.

А что говорить о детях, у которых нет опыта принятия решений, нет достаточных знаний о мире профессий? Проводимые в этой области исследования показали, что в среднем подростки информированы о 20–40 профессиях, в то время как в мире их существует порядка 50 тысяч! Учитывая, что постоянно появляется и много новых, то ориентироваться в этом потоке информации детям очень сложно.

Как зачастую происходит выбор будущей профессии? "За компанию", "по совету родителей", "престижно", "востребованно", "перспективно". Согласны? И лишь немногие выбирают направление профессиональной деятельности, имея знание о себе, о своих способностях, природных склонностях, особенностях характера, темперамента, своего профессионального типа. Таким образом, нередко профессиональный выбор становится случайным. Неудивительно, что в дальнейшем такой случайный выбор ведёт к неудовлетворённости и другим психологическим проблемам.

Поэтому на данном тренинге я, прежде всего, помогаю ребятам выявить свои природные качества — темперамент, склад ума, особенности характера. Затем проанализировать свои сильные и слабые стороны, свои предпочтения и склонности.

Подросткам необходима информация о том, какие качества требуются для освоения той или иной профессии. Сопоставив эту информацию с полученными знаниями о себе, ребёнок научится трезво оценивать свои перспективы в той или иной профессиональной области. Ведь нередко у подростка много амбиций и желаний, которые, применительно к выбранной им профессии, совершенно нереалистичны. А ещё сложнее, если это не его амбиции, а стремления его родителей, которым он вынужден подчиняться.

Поэтому очень важным моментом является консультация с родителями и подростками после окончания тренинга. Во время этой встречи психолог ответит на вопросы родителей, вместе с ними сопоставит старые и новые данные о ребёнке. Нередко новая информация о сыне или дочери бывает для родителей совершенно неожиданной. Порой приходится искать компромисс между ожиданиями родителей и природными склонностями ребёнка. И только тогда появляется возможность наметить зону профессионального выбора, который в будущем не обернётся горьким разочарованием и потраченным впустую временем. А наоборот — станет тем полем деятельности, на котором конкретный выпускник может добиться наибольшего успеха.

— И, пожалуйста, несколько слов об инструментах, техниках, методиках, которые Вы используете в процессе этого тренинга.

— В основном я использую практический материал: разного рода тестирование, развивающие игры, составление плана профессиональной карьеры.

Удивительные результаты даёт использование специальной программы биометрического тестирования "Инфолайф". Это уникальная программа оценки способностей человека по отпечаткам пальцев. В результате тестирования можно получить ответы на многие вопросы. В рамках тренинга по профориентации мы ставим своей целью узнать образование и профессию, которая наиболее подходит ребёнку, а также некоторые индивидуальные факторы, которые необходимо учитывать при выборе рода деятельности: выносливость, скорость реакции, показатели здоровья, интеллектуальные способности, физиологические особенности организма.

Поскольку процедура тестирования занимает всего около 5 минут, это позволяет в рамках тренинга пройти её каждому участнику. Для этого нужно всего лишь приложить каждый из пальцев руки к специальному сканеру, который считывает информацию. По окончании тестирования информация распечатывается и снабжается комментариями специалиста-психолога.

Нужны ли тренинги для подростков? Вопрос, поставленный в начале беседы, для меня самой разрешился однозначно. А станет ли ваш ребёнок участником подобного мероприятия — предстоит решить каждому самостоятельно.

СамопознаниеПсихология и психотерапия

Смотрите также