НЛП. Системы восприятия (репрезентативные системы)
1022
0
0
1022
0
0
Визуал, аудиал, кинестетик, дигитал.
Вы наверняка встречали эти понятия.
Давайте разберёмся, про что это, и как мы пользуемся этим в НЛП.
Мы воспринимаем мир пятью органами чувств — глазами, ушами, носом, ртом и телом.
Вместе взятые элементы восприятия формируют наш опыт.
Попробуйте что-нибудь вспомнить из прошлого, любой момент своей жизни. Например, как вы где-то разговаривали со своим приятелем.
Если представить, что кто-то удалил из воспоминаний зрительную составляющую, в воспоминании останутся слова и голос, который их произносил. Если удалить звуки, останутся запахи окружающей обстановки, ваши эмоции и переживания. Если удалить запахи, эмоции и переживания, останутся вкусовые воспоминания, особенно, если вы в это время ели мороженное или пили прохладительный напиток. Но если удалить и вкусовые воспоминания, останется только знание о том, что у вас был разговор.
Следовательно, наш опыт состоит из зрительных, слуховых, чувственных, обонятельных и осязательных составляющих. А то, чем мы воспринимает этот опыт, называют системами восприятия.
Представим себе, что мы решили с помощью речи передать наш разговор другому человеку.
И это не сложно, потому что в нашем языке есть соответствующие слова. Слова, которые передают опыт, полученный конкретной системой восприятия.
С точки зрения языка, это глаголы и прилагательные. В НЛП им дали название — предикаты.
Смотреть и яркий — это зрительные предикаты, слушать и звонкий — слуховые, нести и мягкий — чувственные, пробовать и кислый — осязательные, улавливать и резкий — обонятельные.
Создатели НЛП заметили — человек предпочитает уделять больше внимания одной из систем восприятия, когда говорит о своём опыте.
Это заметно (или слышно?) по используемым в пересказе предикатам.
Обратите внимание, я пытаюсь ясно описать свою мысль. Мне важно, чтобы вы чётко представляли то, что я вам обрисовываю.
Видно, что этот пример содержит в большей степени зрительные предикаты.
И в этом месте стоит остановиться.
Не существует людей, которые говорят сплошь предикатами одной лишь системы.
Но, анализируя речь человека, мы замечаем следующее.
Представьте себе следующую метафору.
Ваше сознание — это такой человечек, который сидит перед пятью каналами, из которых поступает информация. И по какой-то причине ему важнее получать информацию по одному из них.
Но при этом он осознает важность информации и из других каналов.
Тогда картина мира, которую он строит, в большей степени содержит, например, зрительную информацию, которая дополнена информацией из других каналов. И он старается передавать эту картину мира кому-то. Тогда его речь будет содержать больше визуальных предикатов, среди которых будут и слуховые, и чувственные, и обонятельные, и осязательные.
Другими словами, его речь не будет такой — я вижу то, что вы обрисовываете мне, смотрится сейчас очень ярко, заметно, что вы видите ситуацию очень прозрачно.
Люди так не разговаривают, если только это не клиент психиатрической клиники.
Люди говорят — Я заметил, что вы говорите понятные мне вещи, но мне хотелось бы более чётко представлять, к чему мы стремимся.
Нам понятно, что информация, которая поступает по зрительному каналу, является для него приоритетной.
Становится ясно, что этому человеку будет легче понимать нашу речь, если в ней зрительный опыт будет приоритетным.
Более того, когда мы будем с ним говорить так, это будет вызывать раппорт, потому что мы подстраиваемся к системе восприятия.
Нам, как специалистам НЛП, очень важно уметь подстраиваться разными способами и говорить на языке собеседника. Но для того, чтобы подстраиваться по системам восприятия, надо научиться переключать своё сознательное внимание, на один из каналов. Это гибкость, которая развивается тренировками и упражнениями.
Нам надо научиться переключать сознательное внимание на один из каналов и говорить так, как если бы самая важная информация находилась в нём.
Ещё одно важное дополнение. В НЛП чувственный, обонятельный и осязательный каналы относят к одному и называют — кинестетическим. Таким образом, мы разделяем предпочтения человека на — зрительные, слуховые и чувственные. В привычном переводе книг и статей, это — визуальный, аудиальный и кинестетический каналы.
Теперь давайте разберёмся, как можно определить, какой канал восприятия предпочитает в данный момент человек.
И тут надо обозначить ещё одну важную предпосылку НЛП.
Нам не важно, какой канал предпочитает человек по жизни, дома, на работе или ещё где. Мы не ставим штамп на человеке — кинестетик или визуал.
Нам важно, какую систему предпочитает собеседника прямо сейчас, когда мы с ним разговариваем.
Любые психические процессы, которые нас интересуют как практиков НЛП, имеют отражение в языке и несловесных сигналах. Значит, мы можем откалибровать все эти сигналы, структурно описать их и пользоваться этим описанием, чтобы определять, какую систему предпочитает в общении с нами человек.
Мы можем следить за предикатами, характеристиками голоса, дыханием, жестами, положением тела.
В отношении предикатов важно обращать внимание на случаи, когда можно было использовать предикат любой системы, но человек выбрал именно этот.
То есть, если человек говорит — смотри, какой красивый воздушный шар — это не означает, что он предпочитает визуальную систему. Он хочет, чтобы мы именно посмотрели, потому что послушать шар вряд ли получится.
А вот когда он говорит — давайте рассмотрим возможные перспективы — он мог бы использовать и другие предикаты. Давайте обсудим. Давайте попробуем разобраться.
Что было замечено, когда человек предпочитает визуальную систему:
Смотреть, видеть, обратить внимание, рассмотреть, взглянуть, присмотреться, заметить, яркий, прозрачный, очевидный, светлый, мутный, мрачный, чёткий,…
Список можно продолжить. Мы не ставим задачу сейчас показать все предикаты визуальной системы.
Быстрый. Потому что визуальная система содержит много объектов, видя которые в своём внутреннем опыте, человек старается описать.
Скорость тянет за собой громкость. Наши голосовые связки устроены так, что звук становится громче, если мы быстрее выпускаем воздух, когда говорим.
Это поднимает и высоту голоса.
Раз нам надо говорить быстро, некогда вдыхаемый воздух опускать до живота. Мы втягиваем его лёгкими, приподнимая плечи. Следовательно, дыхание быстрое и грудное.
Когда вы видите то, о чём говорите, ваши жесты будут указывать на объекты, о которых вы говорите. Человек объясняет, как добраться до нужного места. Вот там дом стоит (показывает рукой вправо от себя, но в действительности там дома нет, там стена, а дом в другом районе города, объясняющий как будто переместился в это место и указывает руками на объекты).
За ним будет поворот направо (двигает правую руку в направлении поворота).
Визуальные жесты — ориентированные на объекты.
Если человек сидит, он откидывается на спинку стула и приподнимает голову вверх. Он визуализирует, и ему ничего не должно мешать. Ни вы, ни предметы вокруг.
Если он стоит, это будет показано только приподнятой головой и бегающими в верхней области глазами.
Как услышать, что человек переключился в аудиальную систему:
Послушайте, обсудим, поговорим, обговорим, объяснять, звучит привлекательно, громкие слова, я вас услышал.
Аудиальная система — это музыка.
Соответственно, скорость, громкость и высота будут использоваться как музыкальные инструменты. Они будут изменяться по мере объяснения. Как будто слова, которые говорит человек, сопровождаются мелодией, которую играют с помощью скорости, громкости и высоты.
Накопление воздуха сосредоточено в области солнечного сплетения. Его ещё называют диафрагментальным. Плечи не двигаются, живот не раздувается.
Похожи на то, как если бы перед нами был дирижёр. Он отбивает ритм. Рука, а чаще всего жестикуляция одной рукой, находится на уровне груди и двигается в такт акцентам в голосе, от тела — к телу.
Стоит человек прямо, возможно, немного повернув голову ухом к говорящему.
Как почувствовать, что человек погрузился в кинестетику:
Пробовать, взять под контроль, двигаться, нащупать, прикоснуться, подойти, дать, приблизиться, дотянуться, вкусный, тёплый (приём), твёрдая/мягкая (позиция), лёгкое (решение), слащавый (мальчик),…
Кинестетика медленная. Чувств и ощущений значительно меньше чем визуальных объектов.
В кинестетике спешить некуда. Голос медленный, низкий и тихий. Тут действует тот же закон скорости выброса воздуха в голосовых связках.
Животом. Медленно воздухом наполняются лёгкие, опускаясь в самый низ. И также медленно опустошаются.
Жесты:
Жестикулировать не зачем. Куда можно показывать, говоря об ощущениях?
Разве что на своё тело. Потому жесты в кинестетике телесные — это прикосновения к себе, поглаживание или потирание.
В сидячем положении — наклон вперёд, с опорой локтями в бедра. Тело должно отдыхать. Рука, которая поддерживает подбородок.
Есть ещё одна система — двоичная.
Её классически называют аудио-дигитальной.
Эту систему нельзя отнести к системе восприятия опыта. Она скорее относится к системе анализа или восприятия смысла.
Когда мы удалили из своего воспоминания визуальные, аудиальные и кинестетические составляющие, у нас осталось понимание — это было здорово, или это было не правильно.
Двоичная система — это система оценок, это причинно-следственные связи и логика.
Характеристики, которые указывают на двоичную систему:
Хорошо, плохо, понятно, непонятно, логично, нормально, правильно, не круто,…
Переход от я к мне и потеря гендерных различий:
Когда мы говорим — я пошла, или я пошёл, то в глаголе читается пол. Пошёл — мужской, пошла — женский. Если перейти ко "Мне", гендерный признак теряется.
Мне надо было пойти. Не понятно, мужчина говорит или женщина.
Связано с предыдущим критерием. Мне пришлось сделать определённые выводы — это прошлое время, и отсутствие указания на пол.
Этот человек диссоциирован от собственного тела, он — логика и понятия.
Речь на уровне категорий:
Если кто-то говорит — стул, стол, шкаф, то он говорит — мебель.
Это удобная система, для речей политиков и выступающих, когда они не имеют внятного ответа.
Мы очень серьёзно думаем над этой задачей и пришли к определённому пониманию. Нам очень бы хотелось, чтобы вы понимали этот процесс, также как и мы, но, к сожалению, это невозможно. В последнее время мы тратим много ресурсов на решение этой задачи, но результаты требуют некоторого ожидания.
Дигитал старается контролировать сознанием все процессы, в том числе и поведение.
Но сознание ограничено 7+-2 единицами информации, которые одновременно можно удерживать во внимании. Поэтому приходится обобщать работу мышц тела, до работы рук, ног, корпуса, головы. Контроль за этими элементами поведения, приводит к угловатости, не аккуратности и роботизированным движениям. Пальцы сложены вместе и раскрыты, в каждом жесте сохраняя своё положение. Походка смешная, похожая на примитивного робота.
Комплексное описание характеристик той или иной системы восприятия даёт нам широкие возможности по подстройке.
Если мы умеем переключать своё восприятие в одну из систем, мы автоматически подстраиваемся и к позе, и к дыханию, и к жестам, и к голосовым характеристикам и к предикатам.
Поэтому важнейшим навыком НЛП-Практика является управляемое переключение в визуальную, аудиальную, кинестетическую или двоичную систему.
Остров развлечений, остров дураков...
Был такой в “Незнайке”, и, похоже, он пришел к нам. Со всех сторон: вместо обучения – “игры”, вместо работы – “развлечения”, вместо заработка – “розыгрыши и выигрыши”, вместо жизни – бесконечные покупки. “Слишком длинно в блоге не пиши – люди...
Услышала фразу “Ритуалы часто заменяют истинную веру”. Задумалась, как это в жизни. 1. Есть ритуалы, которые помогают психике пройти через сложные процессы и трансформации, адаптироваться к переменам внутри и снаружи. Смерть близких, создание...
Если желаемое долго не реализуется…
Бывает, человек чего-то хочет (отношений, крутой работы, переезда) и ожидает, что когда он это получит, то попадет в желаемое эмоциональное состояние. Например: “Когда появится мужчина, я перестану чувствовать себя одинокой и буду чувствовать себя...
Жанна Асеева
Ваша задача Духа по знаку зодиака
🧬ВАШИ ЗАДАЧИ ПО ЗНАКУ ЗОДИАКА ☀️Солнце в знаке зодиака - это качественная реализация вашего Духа и высшего Я. 🌚В суете дней, мы часто скатываемся в лунный режим, совсем не реализуя свое Солнце, а значит задачи Духа, а потом удивляемся, что у нас:...