Вернуться на главную

Не мешайте ребёнку мыслить!

Дата публикации:
26 декабря 2015

0

(0)

587

0

0

Аватар специалиста Анастасия Гончарова

Анастасия Гончарова

автор

Не мешайте ребёнку мыслить!

Автор развивающих методик — о том, как развить детское мышление

Замечали ли вы, что бывают люди, которые соображают быстро, ответ на любой вопрос приходит к ним молниеносно, а бывают, что на простой вопрос ищут ответа долго-долго, хотя совершенно понятно, что вопрос для них не сложный?

Или на контрольной по математике — один сделал за 20 минут, а другой за 45 еле уложился, но оба сделали на пятёрку?

Почему так?

Да потому что у всех людей — разная скорость мышления.

Не будем углубляться в дебри нейрофизиологии и пытаться изучить, как же "двигаются" мысли у нас в голове.

Будем ближе к жизни.

А жизнь показывает, что большинство детей мыслят быстро, мыслят образами, а не словами. Слова только затормаживают мышление.

В голове у ребёнка проносится вихрь образов, когда он играет или чем-то увлечённо занят.

Но взрослому обязательно надо спросить, о чём думает ребёнок, что он представляет себе, что рисует, о чём фантазирует! То есть взрослые (для проверки или для "развития речи") хотят, чтобы ребёнок обязательно облёк свои мысли в слова.

И тут ребёнок начинает спотыкающимся голосом что-то говорить, образы тут же мельчают (потому что выразить словами всю полноту образов он пока не может), их становится меньше, потому что объять их все и выразить речью — ему пока не по силам.

И что происходит дальше? Ребёнок постепенно начинает думать медленнее, создавать образы проще, что иметь возможность облекать их в слова, проговаривать всё происходящее в голове вслух.

Конечно, я немного утрирую. Но моя задача объяснить механизм действия.

Попробуйте понаблюдать за своими собственными мыслями! Одно дело, когда несколько мыслей одновременно проносятся в голове, разлетаясь во все стороны. А другое дело, когда начинаешь "проговаривать" про себя какую-то мысль, как бы разговаривая сам с собой… Вот чем меньше таких "разговоров" в голове, тем лучше работает мысль, тем больше связей в голове между различными образами…

А теперь представьте типичное занятие по "развитию" ребёнка, в котором много разговоров и обсуждений, но мало мыслей.

Большая часть наших занятий тормозят скорость мышления детей, а не развивают! Не дают мыслям разогнаться, втискивают их в рамки!

В конечном итоге в концу школы дети многое выучивают, но не в состоянии создавать свои мысли!

На эту тему есть прекрасное изречение, которому уж больше ста лет. Василий Ключевский писал:

"Ум современного молодого человека рано изнашивается усвоением чужих мыслей и теряет способность к самодеятельности и самостоятельности".

Так вот, хотелось бы дать несколько советов, как с самого раннего возраста не мешать ребёнку разгонять свои мысли, не тормозить скорость его мышления.

  1. Когда ребёнок играет, хоть нам и кажется, что он занят совершенно тупым, бесполезным делом, не лезьте к нему, не спрашивайте ни о чём, не вмешивайтесь. Это только мешает мыслить! В самостоятельной игре ребёнок развивает скорость мышления наиболее полно!
  2. Когда ребёнок рисует, лепит, творит, не спрашивайте, что он делает, если он сам не спешит говорить, не лезьте с советами и помощью. Его мыслительный процесс гораздо важнее зримого результата. По сути для детей дошкольников — лепка, рисование, конструирование — это тоже игра. И ей тоже не нужно мешать.
  3. Давайте ребёнку повод для размышления, не лезьте с проверкой и контролем. Ребёнок сам будет думать — без посторонней помощи! Думать, а не подбирать удобный для взрослого ответ.
  4. Стройте занятия так, чтобы ребёнок мог делать открытия! Пусть на уровне простых ассоциаций — видел это, слышал это и сделал вывод сам!
  5. Не озвучивайте всё, что вокруг происходит, всё, что ребёнок видит вокруг. Дайте ему шанс вдруг увидеть, услышать, понять, узнать, связать с тем, что он уже слышал!
  6. Развивайте образное мышление — всеми возможными способами. И не мешайте ребёнку делать это самостоятельно. Это и даёт скорость мышления.

Автор: Лена Данилова

Психология и психотерапия

Другие статьи автора

Страх публичных выступлений

0

Аватар специалиста Анастасия Гончарова

Анастасия Гончарова

Страх публичных выступлений

Не бойся говорить!! Ко мне на консультацию и на групповые занятия люди часто приходят с таким запросом: "Хочу перестать волноваться перед выступлениями", "Хочу не бояться выступать", "Я безумно боюсь публичных выступлений", "На совещании, когда...

Читать далее
Изменения. Весна — время открываться, весна — время изменений

0

Аватар специалиста Анастасия Гончарова

Анастасия Гончарова

Изменения. Весна — время открываться, весна — время изменений

Весна — время открываться. Открываться, чувствовать, проживать и расцветать, брать пример с природы. Помнить о своей природной сути. Природа любит изменения. Времена года сменяют друг друга, сезон следует за сезоном, всё циклично, и при этом всё...

Читать далее
Метод Кайдзен: к цели маленькими шагами!

0

Аватар специалиста Анастасия Гончарова

Анастасия Гончарова

Метод Кайдзен: к цели маленькими шагами!

Для многих из нас достижение конкретных целей, позволяющих улучшить жизнь, не раз оказывалось трудным, а то и неосуществимым делом. Бросить курить, похудеть, продвинуться по карьерной лестнице, поддерживать дома чистоту и порядок — миллионы людей...

Читать далее
Десять дурацких ошибок, которые совершают женщины, чтобы испортить себе жизнь

5.0

Аватар специалиста Анастасия Гончарова

Анастасия Гончарова

Десять дурацких ошибок, которые совершают женщины, чтобы испортить себе жизнь

У американского психолога Лауры Шлезингер своя программа на радио. Ей звонят, чтобы спросить совета, задать вопрос о любви или просто порыдать в трубку. Проанализировав жалобы этих женщин, которые вынуждены просить совета у радиоприёмника, Лаура...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Игра как путь к трансформации: что такое АйнСоф и как она меняет жизнь?

0

Аватар специалиста Софья Кремлёва

Софья Кремлёва

Игра как путь к трансформации: что такое АйнСоф и как она меняет жизнь?

Трансформационные игры сегодня становятся мощным инструментом для личностного роста и работы с бессознательным. Среди них выделяется игра «АйнСоф» — уникальная методика, созданная на стыке древних знаний и современной психологии. Эта игра не...

Читать далее
Кризис и трансформация

5.0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Кризис и трансформация

Для многих отраслей человеческой деятельности кризис является чем-то нежелательным, что обычно пытаются предотвратить, например, экономический кризис или кризисные состояния в медицине. В психологии подход к кризисам совершенно иной, ведь кризис в...

Читать далее
Подарки: искусство дарить и принимать

0

Аватар специалиста Анна Третьякова

Анна Третьякова

Подарки: искусство дарить и принимать

Обмен предметами на языке символов Подарок предполагает наличие в нем символического смысла. Цель символизации-превратить нечто материальное в то, что имеет особый смысл и значение. Именно этот сакральный смысл отличает его от других объектов....

Читать далее
КУРС ПО НАЧАЛЬНОЙ КОСМОЭНЕРГЕТИКЕ, ФАРУН БУДДА, ШАОН, КРАОН, ФИРАСТ, ЗЕВС, АНАЭЛЬ,МИДИ, ГЕКТАС, ЗОЛОТАЯ ПИРАМИДА,ПЕРВЫЙ МАГИЧЕСКИЙ, СВЯТОЙ БУДДА. ЭНЕРГИЯ

0

Аватар специалиста Лилия Узбекова

Лилия Узбекова

КУРС ПО НАЧАЛЬНОЙ КОСМОЭНЕРГЕТИКЕ, ФАРУН БУДДА, ШАОН, КРАОН, ФИРАСТ, ЗЕВС, АНАЭЛЬ,МИДИ, ГЕКТАС, ЗОЛОТАЯ ПИРАМИДА,ПЕРВЫЙ МАГИЧЕСКИЙ, СВЯТОЙ БУДДА. ЭНЕРГИЯ

"ЭНЕРГИЯ" Е=мс² Ученые уже давно доказали, что все мы состоим из вибрирующих частиц - пульсирующих энергий.Наше физическое тело, которое кажется таким плотным, на самом деле, вибрирующая на определенной частоте энергия, это отчётливо видно с...

Читать далее