Не хочу жить. Взгляд психолога на проблему
310
0
0
310
0
0
"…Всё в моей жизни, казалось бы, хорошо: хорошая работа, заботливые родители, замечательные друзья, любимое хобби, но при этом я не чувствую себя частью всего этого, словно бы моё место не в этом мире, а тут я как сторонний наблюдатель, и так тошно делается от этих ощущений. Просто не хочется жить…".
Обычно, когда человек приходит ко мне за помощью, я пытаюсь определить, "с каким уровнем функционирования психики" связана его трудность. Это важно, т.к. решение проблемы практически никогда не лежит в той же плоскости, что и сама проблема (ведь если второй этаж здания разрушается — скорее всего, есть нарушения строительства на первом, или ещё раньше — в фундаменте). Поясню.
"Нежелание жить" — это верхушка айсберга, итоговый результат определённых процессов в психике, которые могут быть обусловлены как физиологическими причинами (например, эндокринными нарушениями, или нарушениями серотонинового обмена в головном мозге — как при эндогенной депрессии), так и социальными (нарушение общения), экзистенциальными (возрастные кризисы) и даже экологическими причинами (например, нет своего личного пространства). Просто мы не всегда связываем одно с другим, т.к. субъективно кажется, что ситуации абсолютно разные, как они могут друг друга обуславливать?.. Тем не менее, это так. Чаще, конечно, это — цепочка причин, растянутых во времени, и состояние "не хочу жить" — как его, бывает, описывают клиенты — говорит о том, что ситуация сильно хронифицирована.
Однако вернёмся к уровням.
Фундаментом функционирования психики человека (базовым уровнем) является телесное ощущение себя, или протопатическое восприятие. По факту, это — единственное, что есть "в распоряжении" новорождённого ребёнка. Он как-то себя чувствует, пока не дифференцируя собственные телесные ощущения (мозг для этого ещё слишком незрел), реагируя только на комфортность/дискомфортность. Психофизиологическая основа протопатического восприятия — так называемый мышечный тонус, который распространяется по постуральным мышцам тела и соединительной ткани (1). Есть определённый уровень тонуса — человек находит себя телесно — "чувствует".
В дальнейшем мозг постепенно дозревает, психика совершенствуется, и над протопатическим восприятием "надстраиваются" следующие уровни — следующие "этажи" психики. Это и выход в реальное пространство (ребёнок начинает ползать), и ощущение себя в социуме — то, что называется "вписывание в среду". Верхние "этажи", формирующиеся ещё позже, — это выход в абстрактное пространство (например, пространство букв, цифр, нот. Этого пространства нет в реальном мире).
Если у ребёнка были сложности с "комфортным восприятием себя" на базовом уровне, фундамент положен неправильно — следующие этажи всё равно выстраиваются, т.к. онтогенез обусловлен генетически (т.е. индивидуальное развитие запрограммировано). Однако такая ситуация приведёт к тому, что "верхние этажи" будут формироваться искажённо, неустойчиво, и при определённом стрессе они могут "давать сбои" или даже разрушаться — как разрушается здание на неустойчивом фундаменте. Скорее всего, верхние будут компенсировать недостаток нижних, поэтому в будущем такие дети — это часто интеллектуально одарённые люди, способные к великолепному абстрактному мышлению (математика и пр.), но с грубой недостаточностью глубокой телесной чувствительности. Они не столько себя и своё тело чувствуют, сколько "понимают". Через "голову" и интеллект.
Развиваясь, тело и, разумеется, психика — могут столкнуться с различными сложностями — начиная с тяжёлого диатеза, экстренной госпитализации с тяжёлым медикаментозным лечением и заканчивая эмоциональной депривацией и прочими травмами развития. Несмотря на кажущуюся безобидность, скажем, диатеза, это — очень мучительное состояние для ребёнка, который, как я уже описывала, — живёт на уровне "комфортно/дискомфортно". Если в дополнение к нему есть определённые телесные отношения (назовём их так) между ребёнком и матерью — например, мама сама своё тело не очень хорошо чувствует, вследствие чего ребёнок не получает возможность тонически "достроиться" от мамы — то такое состояние переживается ребёнком как очень пугающее. По опыту работы могу сказать, что такой малыш обычно не сползает у взрослых с рук, выматывая их окончательно и ещё более усугубляя ситуацию.
В какой-то момент уровень тревоги превышает некую критическую массу, и тогда психике проще отключить чувствование себя вообще, чем чувствовать всё возрастающий страх. Телесное восприятие себя минимизируется.
Дальше — по цепочке — тонические нарушения (гипер-или гипотонус первого годика), как следствие — повышенная утомляемость, "невписывание в среду" как на моторном уровне (двигательная неловкость, нежелание двигаться вообще, заниматься физкультурой, спортом), так и позже — на социальном и личностном уровнях: ощущение что "я — чужой", "всё это — не для меня". Вариантов масса, и они исключительно индивидуальны, но на базовом уровне могут иметь сходные причины — нарушение глубокой чувствительности тела.
Размышления о возможности прервать собственную жизнь, которые могут появится в таком случае — это не реально суицидные мысли, а субъективное переживание тяжести собственного состояния и желание, "чтобы всё это закончилось". Особенно на фоне того, что "в жизни-то всё в принципе нормально", как бы даже психологу пожаловаться-то не на что. Непонимание причин ещё больше поднимает тревогу, формируя замкнутый круг и ощущение безвыходности, безнадёжности.
Теперь к рекомендациям.
Разумеется, необходимо восстанавливать глубокую телесную чувствительность. Если здание рушится — это не значит, что нельзя "укрепить фундамент".
Для этого лучше всего подойдут техники телесно-ориентированной психотерапии, такие как Бодинамика, Лоуэновский анализ, Фельденкрайз, разумеется — элементы психосинтеза (только не холотроп!!!). Это всё очень бережные, "гомеопатические" способы работы с телом, но надо понимать, что как и все телесные практики — они требуют определённого времени. Тело — очень ригидная структура, которая долго перестраивается (как поезд, которому нужно долго и медленно тормозить, чтобы сделать поворот).
Как вариант — подойдут также занятия йогой, цигун и др. восточными практиками. Там очень мощная протопатическая составляющая — невозможно выполнить какое-либо упражнение, если не будешь себя чувствовать. Их минус по сравнению с терапевтическими методами — не так высок уровень осознанности в смысле саморефлексии. Часто люди воспринимают, например, ту же йогу как гимнастику — для поддержания здоровья, несмотря на то, что это — глубокая духовная практика. В общем, зависит от тренера.
Конечно, только работы с телом для взрослого человека, скорее всего, достаточно не будет. Необходимо выстраивание эмоций, смыслов… Собственно, психотерапия в классическом формате. Однако, если у человека есть хотя бы намёк на нежелание жить, околосмертный опыт или реальные попытки суицида — думаю ему не просто полезна — необходима работа с телом. И принципиально — в окружении людей. Хотя бы одного.
(1) — Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искажённого психического развития особых детей: Сборник статей/ А.Б. Алексеевич, Е.В. Максимова, Н.Е. Семенова. — М.: Диалог-МИФИ, 2014. — 64 с.
В чём причина интеллектуальных и эмоциональных проблем наших детей?
Когда перед родителем встаёт проблема школьных неуспехов ребёнка, когда возникают трудности взаимопонимания между взрослыми и детьми, родители идут за помощью к специалистам, но очень часто возможностей в оказании такой помощи оказывается мало....
Если у тебя "плохие" мысли — это ещё не значит, что ты — плохой
Эта небольшая заметка родилась, с одной стороны, из опыта реальной работы с клиентами, которые приходят ко мне на консультацию с жалобами на "нехорошие", "плохие", навязчивые мысли и действия. С другой — на основе желания дать общий практический...
Заменит ли детский кружок психолога?
"Скажите, какие способности и есть у моего ребёнка и куда его можно отдать, чтобы максимально развить этот потенциал?" — с таким вопросом ко мне, как к психологу, обращаются родители, когда приходят на нейропсихологическую диагностику....
Создание имиджа — это умение говорить на языке одежды
Когда-нибудь, глядя в витрину бутика с выставленным в ней элегантным вечерним платьем, вы ловили себя на мысли: "Вот похудею — обязательно куплю!" Не сомневаюсь — именно так и случится. Главное, чтобы возникшая потребность в смене гардероба была...
Акция! На индивидуальное занятие по Гормональной тантре.
Скидка 50% до 30.08.24.
"Во всём виновата скамейка": цена отказа от ответственности
Если маленькому ребёнку показать две картинки, на одной из которых изображён бегущий мальчик, а на второй - тот, кто упал и ударился о скамейку, и спросить у него, кто виноват во втором случае, он без сомнений скажет, что виновата скамейка, ведь...
Групп-анализ для специалистов IT: особенности и рекомендации
Специалисты IT, работающие в высокотехнологичной сфере, сталкиваются со специфическими вызовами, которые влияют на их психическое здоровье и благополучие. Групп-анализ, как метод групповой психотерапии, может быть ценным инструментом для решения...