Вернуться на главную

На границе контакта: "Люблю-Уважаю-Благодарю"

Дата публикации:
17 марта 2012

3.4

(5)

2856

0

0

Аватар специалиста Надежда Цветкова

Надежда Цветкова

автор

На границе контакта: "Люблю-Уважаю-Благодарю"

"Послание воды: Любите себя"

Так называется книга всемирно известного исследователя и мыслителя Масару Эмото, в общем-то, далёкого от психологии человека, кто, изучая воду под микроскопом, пришёл к очень важному в психологии заключению: "Любить себя — значит, любить и благодарить всё сущее…" В его книге представлены фотографии самых разных кристаллов воды в результате экспериментов, в том числе, и с молитвами воде: "Вода, мы тебя любим. Вода, мы тебя благодарим. Вода, мы тебя уважаем".

Масару Эмото удалось с помощью фотоаппарата, соединённого с микроскопом, получать визуальные изображения структуры воды в момент замерзания. И оказалось, что красота и гармоничность кристаллов зависят от чистоты воды, произносимых над нею слов, исполняемой музыки и даже от того, что о ней думают люди. Исследовались разные образцы кристаллов после непосредственного воздействия на их формирование негативных или позитивных мыслей. И было обнаружено, что вода способна "ощущать" самые слабые вибрации, даже когда они создаются символами (буквами), воплощая скрытую в них энергию в форме кристаллов — прекрасных или уродливых. Одни из красивейших кристаллов были получены в экспериментах под воздействием слов "любовь" и "благодарность", обладающих чрезвычайно позитивной энергией.

Предполагается, что вода, находящаяся в нас, может также по-разному структурироваться в человеческом теле, обеспечивая тем самым наше здоровье или нездоровье. А поскольку мы состоим, преимущественно, из воды, понимание бережного отношения с энергией слова могло бы играть важную роль как в поддержании своего здоровья, так и в процессах формирования нашего отношения к окружающему миру и отношения мира к нам. В книге приводится трогательный комментарий собственных экспериментов с водой девочки из начальной школы: "Если хорошие слова создаются хорошими сердцами и хорошие слова изменяют мир к лучшему, то я хотела бы начать с того, что могу сделать, чтобы изменить мир к лучшему. Я хотела бы много-много раз послать от моего сердца слова "спасибо, я тебя люблю" моим папе, маме, братьям, подружкам и всем людям, которых я встречаю" [М. Эмото "Послание воды: любите себя"].

Как это просто: своим хорошим отношением к самому себе и к другим, к миру вокруг нас способствовать тому, чтобы вода, наполняющая этот мир, из которой он образовался, обретала лучшую свою структуру, обеспечивающую гармонию и миропорядок. И когда в теле каждого из нас 20–30 литров воды, можно себе представить, как сильно мы зависим от качества её состояния в нас.

"…Чтобы посылать (миру) хорошие вибрации, частота ваших собственных должна находиться в диапазоне хорошего здоровья. Такое возможно только тогда, когда вы нравитесь себе таким, какой есть, благодарны себе за существование и уважаете себя за то, что способны переживать хорошие чувства по отношению к другим людям. Природа вибраций такова, что негатив резонирует только с негативом, а позитив — только с позитивом. …Вы не сможете излучать хорошие вибрации, пока сохраняете искажённый образ вашей сущности. Излучайте позитивные эмоции, любите, благодарите и уважайте себя. Только тогда исходящая от вас энергия сможет окутать нашу планету волнами любви, призванной хранить и лелеять жизни, дарованные нам Господом. В этом и заключается послание воды" [М. Эмото "Послание воды: любите себя"].

Позитивное восприятие как принятие действительности на границе контакта

Восприятие — тонко организованный аппарат, который с помощью воспринимающих органов фиксирует всё, что происходит на границе контакта человеческого сознания с миром и собой, а также все переживания, сопровождающие этот контакт. Это "сложный процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире" [Большой Энциклопедический словарь]. Из воспринятых впечатлений складывается "картина" мира человека (мировосприятие) и ощущение себя в нём (самоощущение). Восприятие позволяет человеку распознавать, с одной стороны, постоянно рождающиеся "внутри" себя потребности, а с другой — внешние потенциальные возможности для их удовлетворения. В соответствии с воспринятым выстраивается и поведение.

Позитивное восприятие, по сути своей, близко к принятию, что позволяет человеку замечать (осознавать) всё, что есть на самом деле, то, что происходит "прямо сейчас" — безотносительно к тому, нравится это ему или не нравится. Это необходимый инструмент адаптации, для того чтобы человек мог успевать приспосабливаться к постоянно наступающим изменениям в среде его существования. Закон сохранения жизни: кто не меняется — погибает. В природе реагирование на изменения среды обеспечивается простыми или сложными рефлексами (бессознательно). Человеку же, обладающему выбором, необходима осознанность — основа позитивного восприятия, когда он своим сознанием постоянно присутствует "здесь и теперь". Чтобы, отталкиваясь от конкретной действительности, человек мог принимать правильные решения об изменении своего поведения.

Однако более распространено в нашей действительности восприятие негативное, когда из картины мира человек "исключает" то, что его не устраивает, заменяя (в своём уме) тем, чего ему не достаёт. Такой человек живёт не в реальном, а в придуманном мире, "уходя" в свои мысли о желаемом или бесконечно "пережёвывая" неудачи своего поведения. В это время он не может замечать того, что происходит "прямо сейчас". И лишь только очень "крупные" изменения возвращают его в действительность, что, как правило, воспринимается им как неожиданное событие, случайность. Например, "вдруг" оказывается, что ребёнок "отбился от рук", а жена его больше не любит… На самом же деле человек, наконец-то, начинает замечать то, что предпочитал ранее не знать. "Вернувшись" в изменившуюся реальность, человек не согласен принимать её такой, какой она стала. Он начинает противиться изменениям, требуя или прося вернуть всё назад, как было… А чаще — обвиняя других в своих неприятностях. Однако нужно понимать, что всё, что происходит с нами, мы создаём себе сами — как счастье, так и несчастье. Кажется об этом — поэтические строчки Омара Хайяма:

"И сияние рая, и ада огни мне мерещились на небе в давние дни. Но учитель сказал: ты в себя загляни, ад и рай — не всегда ли с тобою они?"

Для того чтобы внутри нас не было тьмы ада, нужен свет осознанности, бодрствующее сознание. Осознанность не даёт своему уму увлекать себя в виртуальные миры или к неполезным для души и тела желаниям, нарушая контакт с реальностью. Включённое сознание (осознанность) позволяет Человеку быть Разумным, чтобы осуществлять осознанный выбор. Лишь тогда человек способен предпочесть спасительное самоограничение, о котором упоминается в Новом Завете: "всё мне позволительно, но не всё полезно, …и ничто не должно обладать мною" [Библия Новый Завет. Первое послание коринфянам Святого Апостола Павла. 6:12.].

При бодрствующем сознании человек способен адекватно познавать мир и самого себя — в непосредственном контакте с реальностью, где он получает истинное знание, проживая его в своих ощущениях, чувствах, желаниях. Добытое в собственном опыте знание складывается в целостный образ (гештальт), обладая всем набором деталей и подробностей, будучи заряженным энергией личных переживаний. В отличие от информированности — умственного сбора разрозненных данных при анализе ситуации из внешнего источника, когда восприятие реальности нецелостно. Любая информация представляет собой открытое прежде кем-то знание, впоследствии "упакованное" в понятия. Но лишь в личном переживании есть целостное восприятие события, так рождается подлинное человеческое знание.

Позитивное восприятие бывает присуще целостной, зрелой личности. Оно окрашивает человеческую жизнь чувствами принятия, спокойствия и уверенности по отношению к себе, а также принятия и благожелательности — в отношении к другим людям. Позитивное восприятие позволяет хорошо "слышать" все свои внутренние потребности, чтобы вовремя удовлетворять их. И способствует тому, чтобы замечать неисчерпаемые возможности мира вокруг, спокойно без экзальтации принимая те из них, что приходят в нашу жизнь. И смиренно, без убивающего горя отпускать то, что уходит, не фиксируясь на потерях, чем бы они ни были для нас — утерянной вещью или покинувшим нас человеком. Разрешая им иметь свою собственную судьбу. Позитивное восприятие это и принятие, и смирение, и прощение, и прощание…

Цикл контакта

Последовательному осуществлению цикла контакта, в котором мы удовлетворяем свои потребности, люди не придают особого значения, в то время как мы постоянно осуществляем его в мире вещей. Например, чтобы приготовить обед, сначала мы "присоединяемся" к посуде или бытовой технике и следуем правилам их эксплуатации, прежде чем воспользоваться ими для себя (что соответствует стадии "ведения"). "Поконтактировав" с вещью, "отсоединяемся" — приводим её в порядок и ставим на место.

Такие взаимовыгодные отношения создают удобство для "обеих сторон". …Однако такой упорядоченности недостаёт в контактах между людьми. Увы, более характерно привычное в близких отношениях "использование" Другого для удовлетворения своих потребностей без какого-либо присоединения, тем более, следования. Когда вслед за своим желанием, не заботясь о том, хочет ли Другой "обслуживать" его интересы, человек "впрыгивает" в контакт, требуя, прося, нагружая Другого своими проблемами. То есть, он сразу же занимает в контакте позицию "для себя" (детское поведение).

Но ведь тот человек может в это самое время иметь какие-то другие свои намерения в связи со своими собственными потребностями. Поэтому наше внезапное "вторжение на его психологическую территорию" может вызывать протест и неудовольствие. Контакт, начинающийся сразу с третьей стадии цикла — Ведения, обычно воспринимается как проявление власти, небрежение, игнорирующее личностные границы, что приводит к конфликту. Например, ребёнок увлечён своим детским занятием, а в это время старшие — не вникнув в это, требуют немедленно отправляться спать… гулять… делать уроки…

Эффективнее для желаемого результата и экологичнее для сохранения отношений каждый контакт начинать с Присоедения и Следования. Когда мы демонстрируем другому человеку уважение к его личностным границам, начиная наше с ним общение с заботы о нём. Такое деликатное поведение способно расположить его к конструктивному диалогу. Предлагаю рассмотреть Цикл контакта подробнее.

  1. Любая интересующая нас возможность мира становится тогда наиболее доступной для нас, когда в ней самой появляется потребность контактировать с нами. Поэтому, в первую очередь, необходимо выяснить, нет ли у Другого интереса (потребности) для вступления с нами в контакт. Осуществить стадию присоединения нам помогает заинтересованный взгляд, вежливое обращение, лёгкое прикосновение.
  2. Если другой человек выразил готовность вступить с нами в контакт, то есть, у него обнаружилась такая потребность, мы сначала некоторое время следуем за ним — помогаем ему эту его потребность удовлетворить с нами. Для этого мы отдаём себя в "пользование", ведь мы первым вторглись на его "личностную территорию". Например, человек в это время был озабочен какой-то проблемой, или с ним случилось радостное событие — тогда у него может появиться потребность поделиться своими чувствами или мыслями. Мы даём ему такую возможность: активно выслушиваем его, чтобы он мог удовлетворить с нами его актуальную потребность.
  3. Лишь после этого мы можем переключать его внимание на свою потребность с целью её удовлетворения. На этапе ведения мы можем осуществить то, зачем и обратились к этому человеку — "пользуемся" им после того, как он "воспользовался" нами. Если мы с интересом выслушали его, приняв участие в горестных или радостных его переживаниях, он с благодарностью и участием откликнется на наше к нему обращение.
  4. На заключительном этапе цикла отсоединение, завершающем контакт после того как потребность удовлетворена, используются слова прощания, сопровождаемые соответствующими жестами, интонацией. Важно вовремя завершать контакт с благодарностью не только за то, что в нём получили, но и за то, в чём было отказано. Отказ — весьма полезный опыт в цикле контакта, он способствует постановке границ для незрелой личности…

Среди различных проблем осуществления контакта с другими неспособность Присоединяться, чтобы качественно удовлетворять свои потребности с другим человеком, характерна для поведения при "комплексе неполноценности". Это является отражением нарушений контакта в детстве при обесценивающем обращении родителей, формирующем негативное восприятие себя. Там рождается страх непринятия в контакте с Другим и ожидание собственной несостоятельности. Неумение Следовать в контакте за партнёром по общению происходит из соответствующей культуры родительской семьи. Здесь необходимо выработать новую привычку.

К нарушениям контакта относится и манипуляция — скрытое Ведение, когда вызыванием в Другом определённых чувств (вины, стыда, самодовольства) можно вынудить человека сделать для нас то, чего он на самом деле делать не хочет (нет такой потребности). Подобные отношения широко практикуются среди "близких". Однако скрыть манипуляцию невозможно — она ощущается человеком и рано или поздно становится причиной очередного конфликта. Здесь можно отметить, что нарушения в стадии Ведения указывают на внутренний запрет открытого проявления воли и отсутствие правомочности на возможности мира для себя в манипуляторе.

Нередки затруднения и с Отсоединением от партнёра при выходе из контакта. Так человеку может казаться, что момент прощания причиняет Другому страдание. Однако необходимо помнить, что здесь, по сути, "прощаются друг с другом" уже удовлетворённые потребности — значит, завершение состоявшегося контакта полезно обеим сторонам. Своевременное отсоединение это забота об удовлетворении следующей, рождающейся в нас потребности. Это также актуально и для нашего партнёра по общению.

Психология и психотерапия
Саморазвитие

Другие статьи автора

Там — в раннем детстве надо менять наше будущее

4.5

Аватар специалиста Надежда Цветкова

Надежда Цветкова

Там — в раннем детстве надо менять наше будущее

Значение раннего детства в человеческой судьбе недооценивается, наверное, потому, что для обыденного сознания не совсем очевидна связь взрослых проблем человека с первыми годами его жизни . Когда воспитание считается обычным делом, родители не...

Читать далее
Он и Она: любовь или зависимость?

5.0

Аватар специалиста Надежда Цветкова

Надежда Цветкова

Он и Она: любовь или зависимость?

"Лишь влюбляясь, начинаю Себя ощущать" Из клиентской истории (женщина, 45 лет): "Хочется взаимопонимания в отношениях. Боюсь, что с мужем это невозможно никогда. Причина конфликтов всегда в его словах: критика моих способов воспитания, порядка в...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также