Моё общее представление о психике
158
0
0
158
0
0
Общее представление о психике была выбрана мной не случайно и не по заранее заготовленному плану, а исключительно исходя из вывода, который пришёл ко мне в процессе изучения общей психологии, как науки и знакомства с учениями древних философов Платона и Аристотеля, а также работ более поздних исследователей.
Для упрощения чтения и создания методологического строя данной статьи я решил разбить её на три части как стандартный реферат: Введение, Глава 1. Psyche, Глава 2. Logos, Вывод.
Итак, начнём по порядку с простого вопроса, на который нет ответа "Что есть душа?", вопрос этот и будет центральной темой, а если хотите ключом к расшифровке всей моей работы. Прежде чем продолжить разберёмся с такими вещами как расшифровка некоторых очевидных на наш взгляд понятий:
И вот когда мы знакомы с далее приводимыми мной понятиями (говорим на одном языке). Предлагаю продолжить уже нашу совместную работу.
Таким образом, стараясь сохранить логическую последовательность для наилучшего понимания читателем. Итак, предлагаю начать.
В этой главе мной будут приведены и проанализированы различные понятия о душе и психике человека, её предполагаемых видах, свойствах и состояниях. И начать следует с учений великого философа древней Греции, Платона (427–347 до н.э.).
К огромному сожалению, ни одной рукописи Платона не дошли до нашего времени, по официальной версии все его работы были бесследно утеряны во время пожара Александрийской библиотеки в 273 году н.э. однако, не смотря на это учения Платона о душе, пусть не от первоисточника, но всё же дожили до нашего времени через память его учеников. Основой учения Платона стало видение того, что душа в широком её понимании, а точнее "Идея" или "Сущность" есть бессмертное и нетленное, и появилась она согласно философии Платона, благодаря тому, что создатель мира повелел богам светил создать смертные существа. Они создали человеческое тело и смертную часть души, а сам он создал бессмертную часть её из того же состава, как и душу вселенной, только количество состава он взял для этого меньше. Согласно учению Платона, человеческая душа состоит из трёх частей: одна из этих частей, разумная, помещается в голове; это мыслящий дух; две другие части души неразумны; одна из них благородна, другая неблагородна. Благородная часть — энергия воли; она одарена влечением к благородному и доброму и по своей природе находится в союзе с разумом; она живёт в груди. Неблагородная часть души, живущая в желудке, имеет своими качествами чувственные влечения и страсти. Разум преобладает у греков, мужество у северных варваров, а у финикиян и египтян преобладает влечение к корысти.
Каким образом происходит единство сознания в душе, состоящей из трёх частей, Платон не разъясняет. Но ясно говорится у него, что человеческая душа имеет свободную волю и сама решает, как поступать. Таким образом, человек имеет душу, продолжающую существовать по смерти тела, одарённую свободной волей и по собственному решению выбирающую для себя хороший или дурной путь жизни.
Совсем по-иному, на первый взгляд, рассматривал вопрос души ученик Платона — Аристотель. Он говорил в своём трактате "О душе", что душа есть вечно существующая идея в теле человека и, возможно, в животных. Аристотель признавал, что душа есть не тело человека, но при этом и неотрывная часть тела человека. Оспаривая отвлечённый идеализм Платона, Аристотель, не отказался от его основных начал, а лишь стремился преобразовать его и сделать его более конкретным. Для Платона все основные начала сводились к форме и материи, чисто пассивной, лишь образуемой формою; то же мы находим и у Аристотеля. Здесь — тот же общегреческий дуализм, начало которого заметно уже в пифагорействе. Собственно метафизика Аристотеля в значительной части есть учение об отношении между формой и материей. Но к вопросу об отношении материи и формы Аристотель пытается подойти с другой стороны в своём учении об энергии и потенции. Материя и форма суть основные понятия Аристотелевой философии. Одна и та же вещь может быть в одном отношении форма, в другом — материя, например, медь есть особая форма вещества и вместе материя данной статуи и т.д. Животная душа является формой — по отношению к человеческому телу, которое она организует, и материей — по отношению к высшей способности его разумного духа. Таким образом, у Аристотеля является целая цепь, бесконечное множество посредствующих ступеней между чистой потенцией и чистой деятельностью — чистой формой или Богом, который отрешён от всякой материи. И чем выше поднимаемся мы по этим ступеням, тем чище и совершеннее раскрываются формы.
Кроме того, Аристотель создаёт классификацию внешних чувств, которыми согласно его учению являются:
Очевидно, внешние чувства по Аристотелю совпадают с органами тела человека и животного, однако разъяснение такой классификации достаточно интересно, его мы можем увидеть в приведённой ниже цитате из трактата Аристотеля "О душе":
"Подобно тому, как если бы естественным телом было какое-нибудь орудие, например, топор, а именно сущностью его было бы бытие топором, и оно было бы его душой. И если её отделить, то топор уже перестал бы быть топором… Сказанное нужно рассмотреть и в отношении частей тела. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Ведь зрение и есть сущность глаза как его форма; с утратой зрения глаз уже не глаз, разве только по имени, так же как глаз из камня или нарисованный. Сказанное же о части тела нужно приложить ко всему живому телу… но живое в возможности — это не то, что лишено души, а то, что ею обладает".
Однако, помимо собственной философии, в Первой книге своего трактата Аристотель тщательно анализировал различные видения на тему человеческой души у предшествующих ему философов. В этой книге Аристотель приходит к выводу, что душу в различных философских школах представляют как отдельный элемент, число, или идею так или иначе, хоть это было бы и чрезвычайно интересно, но мы не станем приводить всю книгу рассуждений, а остановимся на цитировании вывода Аристотеля и подведении нашего итога, который и станет нашим спутником до конца этой работы:
"Некоторые говорят, что душа имеет части, и одной частью она мыслит, другой желает. Но что же тогда скрепляет душу, если она по природе имеет части? Во всяком случае не тело. Ибо, думается, скорее наоборот, душа скрепляет тело: ведь когда душа покидает тело, оно распадается и сгнивает. Следовательно, если душу делает единой нечто другое, то это другое скорее всего и было бы душой. Но тогда в свою очередь необходимо возникает вопрос о нем: едино ли оно или состоит из многих частей? Ведь если оно едино, то почему не допустить сразу, что и душа едина? Если же оно имеет части, то опять необходимо доискиваться, что такое то, чтó скрепляет его, и так далее до бесконечности".
Как мы видим из философии Платона и Аристотеля, что душа, по их мнению, не целостна, а имеет как минимум две составляющих "Идея" и "Душа" по Платону, а также "Форма" и "Материя" по Аристотелю. И главный вопрос "Что же собственно скрепляет душу, если она не целостна?". Забегая вперёд, скажу, что факт того, что душа однозначно есть, а в более поздний период развития естественных наук уже называемая Психика, и она не целостна, и состоит из частей будет присутствовать во многих трудах и работах.
К примеру, Августин Блаженный (354–430 гг.) будет утверждать, что психика не может существовать без сознания и самосознания, но все это принадлежит душе. Леонардо Да Винчи (1452–1519 гг.) говорил, что посредник между сознанием, душой и реальность является живопись, при этом чётко разделяя сознание и душу.
Но время не стоит на месте, и понимание предмета психологии изменялось со течением времени, с развитием естественных наук он превратился в сознание.
Глава II
Как мы и говорили ранее, с развитием естественных наук предметом психологии стало — Сознание. При этом, к вопросу изучения Сознания были и совершенно иные подходы, так Английский философ-просветитель, врач, педагог, крупный политический деятель Джон Локк (1632–1704 гг.) стал основателем эмпирической психологии и ассоцианизма в психологии. Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объёма человеческого познания. Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает её с "Чистой доской", на которой ничего не написано, или с "пустой комнатой", в которой ничего нет. Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Локк впервые обращается к самым началам "духовной жизни", которые лежат в детстве. Опыт имеет два источника. Первый источник Локк назвал ощущением. Его объектом — являются объекты природы, внешние материальные вещи; органом — внешнее чувство (зрение, слух и т.п.); продуктом — идеи. Вторым источником является — рефлексия, внутреннее восприятие, деятельность нашего ума. Его объектом — являются идеи, приобретённые ранее; органом (или орудием) — деятельности (способности, по терминологии Локка) нашего ума (восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, желание и вся многообразная деятельность нашего ума); продуктом — идеи другого рода, которые мы не могли бы получить от внешних вещей. Внутренний опыт даёт как знания о внешнем мире, так ещё в большей степени о нас самих. С Локка начинается атомистическая элементаристская установка в исследовании содержания сознания: простое первично, сложное вторично и производно от него. В учении о простых и сложных идеях Локк рассматривает важные вопросы познания: соотношение идей и вещей, активность познания.
Около века спустя в Германии в г. Лейпциг произошло, то, что было закономерно и согласованно с духом того времени, а именно немецкий психолог, физиолог, философ Вильгельм Вундт (1832–1920) создаёт лабораторию экспериментальной психологии, и начиная с этого момента, а именно 1879 г. различные учения о душе становиться официальной наукой и предметом этой науки является Сознание.
Предметом изучения Вундта, как мы уже сказали, было сознание. Если же говорить об этом более пространно, то следует отметить, что в системе учёного нашли отражение все теории эмпирицизма и ассоциационизма, получившие развитие в XIX веке. Вундт считал, что сознание — явление сложносоставное, и для его изучения лучше всего подходит метод анализа или редукционизма. Он писал: "Первым шагом в изучении какого-либо явления должно быть полное описание… его составляющих элементов".
На этом, однако, сходство между эмпирицистами, ассоцианистами и Вундтом заканчивается. Вундт был не согласен с идеей статичности элементов сознания — так называемых атомов мозга — которые пассивно, в результате некоего механического процесса, соединяются друг с другом. Он считал, что сознание играет гораздо более активную роль в организации собственной структуры. А значит, изучение только составляющих, только содержания сознания или его структуры — лишь начало в понимании психологических процессов.
Поскольку главное внимание Вундт сосредоточил на способности мозга к самоорганизации, он назвал свою систему волюнтаризм. Другими словами, волюнтаризм объясняет то, как сила воли делает мышление высокоорганизованным. Вундт делал упор не на самих элементах, как английские эмпирицисты и ассоцианисты (а позднее и Титченер), а на процессе их активной организации или синтеза. Но не следует забывать: хотя Вундт придавал важное значение способности мыслящего разума к активному высокоуровневому синтезу своих составных элементов, тем не менее, в основе его теории лежали именно элементы сознания. Без этих элементов разуму нечего было бы организовывать.
И снова мы встречаем теорию, по которой Сознание (Душа) не однородно, и что Сознание состоит из нескольких элементов, высокая организация которых и даёт само Сознание, однако все ещё остаётся не до конца ясным посредством чего именно происходит организация этих элементов?
В поисках ответа на этот вопрос продолжим изучение становления предмета науки о психике, обращаясь к ещё более поздним исследователям, на этот раз уже отечественным, чей вклад в Психологическую науку без сомнений велик и не измерим, как и не измерима наша гордость за одну только причастность к ним по праву рождения.
Выготский Лев Семенович 1896–193) — советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций, показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам. В своей книге "История развития высших психических функций" (1930–31, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики. По Выготскому, необходимо различать два плана поведения — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения — в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены "во вне", на преобразование действительности, а вторые "во внутрь" сначала на преобразование других людей затем — на управление собственным поведением.
Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979) — выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия культурно-историческую теорию, провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики, проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др. Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности — новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание).
Кроме того нельзя обойти вниманием и западных авторов которые также в то время не стояли на месте совершенствуя и обогащая Психологическую науку к ним относятся Карл Роджерс (1902–1987), Абрахам Маслоу (1908–1970) (предмет — особенности личности). Гуманистическая психология — направление, в котором личность рассматривается как высшее существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к её достижению.
Думаю, что теперь мы имеем достаточное количество данных и приведённых теорий для перехода к тому самому выводу, который и пришёл ко мне при изучении вышеуказанных материалов. Возможно, вы и сами уже догадались к чему я вас привёл, однако эти догадки нам необходимо структурировать и обозначить в единый вывод.
Вывод
Проанализировав все приведённые данные, возьму на себя смелость предложить нам на время стать квантовыми физиками и рассмотреть душу с точки зрения естественных и точных наук. Вначале создадим условия задачи. И постараемся провести доказательства нашей теории.
Условия задачи:
Задача:
Дано:
Решение:
Как мы наглядно видим из приведённого нам изображения иерархической структуры души (сознания, психики) переход от состояния Энергии в состояние Материи возможен через процесс образования некоего Элемента измеряемого определённым параметром (Числом).
Для обоснования нашей теории обратимся за помощью к физике элементарных частиц и работе выдающегося Британского физика-теоретика Питера Хиггса. Согласно теории Хиггса переход Энергии в Материю сопровождается появлением массы (Число) вещества (Элемент) и возможен при помощи частицы, которая названа в честь её открывателя Бозон Хиггса, а как было приведено выше в введении душа человека имеет вес (см. Введение. Обозначения и понятия. п.10). А стало быть, Бозон Хиггса в нашей модели, есть то самое связующее между различными частыми Души, тот самый необходимый фактор, который описан философами как переход идеи в движущее, связь психики, сознания и тела. При этом один из самых поразительных выводов следующий из нашей теории и её доказательства, человек есть уже сконструированный, высокоточный и совершенный механизм преобразования Энергии в Материю, который необходимо подвергнуть тщательному изучению со стороны как гуманитарных, так и естественных наук, и тогда человечество найдёт ответы, на тайны, скрывающие в себе секреты мироздания и главный вопрос моей работы "Что есть душа?".
"О чём вы думаете?" — эта фраза написана на главной странице в одной очень известной социальной сети. "О чём вы думаете?", — а, действительно, о чём. Или, точнее говоря, как именно вы думаете. Порой мы не замечаем ход собственных мыслей, но что,...
Нас выбирают, мы выбираем… Часть 2. Мы с тем, где мы есть!
Мы с тем, где мы есть! Название второй части статьи, только на первый взгляд выглядит как непонятный набор слов, однако оно наиболее полно отобразит мысль, помещённую в далее предложенное рассмотрение вопроса "Второй половины". Написав первую...