Вернуться на главную

Многообразие психологической практики

Дата публикации:
22 декабря 2014

0

(0)

276

0

0

Аватар специалиста Римма Гумерова

Римма Гумерова

автор

Многообразие психологической практики

Психология как опыт понимания человеком себя и других восходит к дописьменным временам. Мистические, религиозные практики, философия — таковы первичные способы познания своего места в мире.

Мистицизм (от др.–греч. — таинственный) — способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме. Это первый известный нам способ понимания человека. Мистический опыт основан на прямом личностном общении, слиянии или постижении некоей абсолютной реальности и абсолютной истины путём непосредственного единения с Природой, Миром, Богом, Абсолютом… (название того, с чем происходит слияние, различное у разных учений). Мистические доктрины встречаются во всех мировых религиях и верованиях и имеют общие черты: тяготеют к интуитивизму и символизму; предполагают практику определённых психофизических упражнений или медитаций, необходимых для достижения определённого состояния ума и психики.

Ещё в античной Греции практиковались так называемые мистерии — тайные религиозные обряды, участники которых переживали особый вид религиозного опыта. Мистерии, как правило, включали в себя пиры, ритуальные пляски и церемонии, в частности, обряды посвящения, символизировавшие смерть и воскресение.

Для Китая были характерны нетеистические религии, поэтому место Бога в мистических религиозных практиках занимают трансцендентные начала — Пустота (шунья) в буддизме и Дао (путь) в даосизме. Большинство буддистских школ провозглашают важность медитации и мистического созерцания как средств достижения просветления — слияния с вселенской пустотой.

Наиболее характерным и глубоким течением в иудейском мистицизме являются Каббала и Хасидизм. Каббала в основном предлагает методы непосредственного постижения Бога через священные имена и божественные числа, а также через восторженную молитву.

В древней Греции философия заменяет мистические практики, и слово здесь считается лечебным средством. Наиболее известный и применяемый до сих пор Сократовский диалог или Майевтика (др.–греч. — повивальное искусство, родовспоможение) как метод был создан Сократом. Это искусство извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов. В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задавал требующие последовательности вопросы, отвечая на которые, его собеседник формулировал дотоле неизвестные ему утверждения (рождал истину). Отсюда и связь с повивальным делом: Сократ не делился истиной, а лишь помогал собеседнику самостоятельно создать её. Суть этого метода состоит в противопоставлении внешнего знания внутреннему знанию, которое каждый носит в себе и может в себе открыть.

Но кроме сократовского диалога в философии существует и множество других логико-гносеологических средств для решения мировоззренческих и методологических проблем. Основные из них: критический, герменевтический, диалектический и эвристический.

Таким образом, на западе философия стала основным методом постижения человеком себя и свого места в мире, на востоке — мистические учения, и только в 17 веке на западе появилось такое слово, как "психология".

Вместе с тем, психология как область познания не имеет ясных очертаний и определений. Чаще всего пишут, что психология — это наука о душе. Но эта формулировка соответствует действительной практике не более, чем сведения, почерпнутые из рекламных проспектов для туристов, реальному образу национальной культуры. Я бы сказала так: психология — это искусство познания себя, другого и своего места в мире. Задача психологии, в самом общем виде, — сделать жизнь человека более осознанной, осмысленной и радостной. Существует великое многообразие психологических школ, ведущих к этой большей осознанности. Какую из них выбрать и какая лучше? Здесь я сделаю попытку доказать, что выбранное направление зависит от зрелости клиента и консультанта.

Человек в процессе жизни проходит несколько ступеней развития: от эгоистической стадии к группоцентрической, далее к гуманистической (экзистенциально-гуманистической) и духовной. Точнее сказать, что все начинают с эгоистической стадии, но подняться выше удаётся не всем.

Эгоистический уровень выражается в том, что человек в центре мира видит самого себя: всё происходит для меня и вращается вокруг меня. Другие люди и события оцениваются с точки зрения полезности для себя: хорошо то, что полезно для меня, и хорош тот, кто служит мне. И, соответственно, плохо то, что мне вредно и не удовлетворяет мои потребности. Интересы другого здесь нивелируются и не принимаются в расчёт. Эгоист не способен поставить себя на место другого и увидеть мир глазами другого.

Группоцентрический уровень немного расширяет поле "своего" для человека: до семьи, клана, нации, этноса, государства, религиозной конфессии… Здесь оценка хорошее/плохое выставляется за степень полезности/вредности для группы, к которой принадлежит оценивающий. В самом общем представлении, личность достигает уровня группоцентризма в подростковом возрасте, когда начинаются "реакции группирования": сплочение в стайки, идентификация со своей группой и разотождествление с чужой. Однако, слишком много примеров поведения взрослых людей, проявляющих эти подростковые реакции: ксенофобия, религиозная ненависть, этнические конфликты, национализм, дедовщина в армии — явные признаки застревания на низкой ступени.

Личность гуманистическая выходит за рамки себя и своей группы, всякую другую личность считает равной себе, в своих поступках ориентируется на Другого и способна поставить себя на место любого Другого, не взирая на его принадлежность к чему бы то ни было. И, следовательно, оценивает Другого с точки зрения его полезности/вредности для всего человечества. Здесь мы встречаем немало примеров поведения с альтруистической мотивацией — человек делает что-то для других, несмотря на то, что ему личной выгоды этот поступок не приносит.

Этот уровень правомерно также назвать экзистенциальным — уровнем подлинности, аутентичности, измерения себя и других не по погонам и званиям, не по внешним атрибутам, а по сути (сущности), внутренней ценности, неповторимости. Здесь начинается культура достоинства в противовес культуры полезности, которая свойственна предыдущим стадиям развития личности.

Философ Мартин Бубер описывал отношения экзистенциальных личностей как Я-Ты отношения, противопоставляя их взаимодействию Я-Оно. Отношение Я-Оно — это использование другого как официанта, таксиста, банкомат — мне не интересна сама личность, её желания и мечты, а только то, чем она мне может быть полезна (эгоистический, группоцентрический уровень). Отношения Я-Ты — это отношения двух уникальных, неповторимых личностей, открытость влиянию другого, изменение человека в процессе диалога, порождение новых смыслов, обогащение.

В этом пространстве бытия происходит сущностное переопределение себя, смысла своего существования и своего места в мире, что предполагает ответственность за своё бытие, свои выборы (смыслов, переживаний, отношений), невозможность взвалить вину за свою жизнь на родителей, страну, окружение, и даже болезни.

На этот уровень человек выходит либо в результате глубокого жизненного потрясения, либо в середине жизни. Однако, индивид может никогда и не повзрослеть, не увидеть эту собственную ответственность за своё бытие, и остаться навсегда инфантильным существом, предполагающим, что кто-то или что-то может его сделать счастливым или несчастным.

Самая высокая ступень развития человека — трансперсональная, духовная. Определить этот уровень словами сложнее всего. Вместе с тем, корни современной психологии лежат в духовных традициях. Понятие трансперсональное означает выходящее за рамки отдельной персоны, конкретного человека или индивидуальной души; это психология вне личности и вне разумного опыта. Трансперсональная психология изучает и описывает опыт изменённых состояний сознания, когда он выходит за пределы привычного "Я", за границы времени и/или пространства. Источником знаний трансперсональной психологии является изучение сновидений, переживаний после приёма лёгких наркотиков (в 60-е годы в Америке были разрешены ЛСД, тогда и проводились подобные эксперименты), опыт медитаций и изменённых состояний сознания в процессе интенсивного дыхания и других процессов, создающих кратковременное отравление мозга. Трансперсональная психология преодолевает ощущение личной изоляции, центрированности на собственной индивидуальности и самодостаточности. Представители трансперсональной психологии, как правило, допускают существование Высших сил, но избегают прикрепления к определённой религии.

Развитие человека — не прямой и однолинейный процесс, он предполагает скачки, возвраты, существование на нескольких уровнях одномоментно. При этом, человек воцерковленный — ещё не значит духовный. Вера в Бога может быть эгоистическая: "Господи, помолюсь тебе, а ты сделай, чтобы у меня было всё хорошо", "Боженька, я пожертвую для церкви, а ты сделай так, чтобы мой бизнес был успешным". Это торговля с Богом, не Вера. Вместе с тем, человек духовный может не верить в Бога. Например, буддизм не использует концепцию Всевышнего и Всемогущего, а предполагает, что всё происходит в пространстве ума человека.

Итак, психологическая парадигма, используемая консультантом в каждом конкретном случае, должна зависеть от уровня развития обратившегося с вопросом (и, безусловно, будет напрямую зависеть от уровня развития самого психолога — консультант не может прыгнуть выше своей головы).

На первом, эгоистическом уровне, применимы психоанализ, когнитивно-поведенческая терапия, телесная психотерапия, гипноз…

Группоцентрическая или конвенциональная стадия создаёт благоприятные возможности для работы психолога, ориентированного в парадигме трансактного анализа (сценарного анализа) Э. Берна, а так же психоанализа, поведенческой и рационально-эмоциональной терапий.

Экзистенциальное и гуманистическое направление наиболее эффективно будет для людей, находящихся на гуманистическом уровне развития. Здесь же применима гештальт-психология, поскольку она вобрала в себя ценности гуманистической психологии. Философия как метод размышления о своём месте в мире, смысле бытия, смысле своих выборов также эффективна на этом уровне.

Если человек испытывает кризисы духовного роста, то психоанализ, сценарный анализ будет редукционизмом к более примитивным ступеням жизни. Уместными в этом случае будут трансперсональная психология и духовные учения. Здесь как раз мы можем тесно соприкоснуться с древними мистериями, постижением невидимого, неназываемого, своей глубинной психикой и коллективным бессознательным. Это может быть похоже даже на возвращение к предкам, корням, первоначалу (постижение абсолютной истины путём непосредственного единения с Природой, Миром, Абсолютом). Экзистенциальная психология и философия имеет так же духовные основания, потому экзистенциальный мыслитель будет подходящим собеседником в духовном поиске.

Здесь я предвижу вопрос: как клиенту понять, какой психолог сможет помочь именно мне. Задача становится не менее лёгкой, чем решение самой клиентской проблемы! Самый простой способ в наш компьютеризированный век — поискать информацию о специалистах в интернете — статьи, послужной список, страницы в соцсетях… Важно, прочувствовать близко, созвучно ли вам мировоззрение специалиста, понять и то, как мастер сам справляется со своей жизнью: есть ли семья, успешен ли он, насколько позитивен и доброжелателен его взгляд на мир.

Психология и психотерапия

Другие статьи автора

Путешествие как экзистенциальный опыт

5.0

Аватар специалиста Римма Гумерова

Римма Гумерова

Путешествие как экзистенциальный опыт

"Не люди создают путешествия — путешествия создают людей". Джон Стейнбек. "Путешествия развивают ум, если, конечно, он у вас есть". Гилберт Честертон. Психологические тренинги — это маленькая жизнь в предлагаемых обстоятельствах. И в этой...

Читать далее
"Вы меня неправильно лечите! И вообще, вы — неправильный психолог!"

5.0

Аватар специалиста Римма Гумерова

Римма Гумерова

"Вы меня неправильно лечите! И вообще, вы — неправильный психолог!"

Говорят, что Будда иногда не отвечал на вопросы спрашивающего — потому что он видел, что человек настолько полон своими концепциями и установками, что в его голове уже негде поместиться новой истине. Так и мы иногда встречаем людей, которые, слыша...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также