Миру нужны дилетанты
204
0
0
204
0
0
Если взять значимые открытия в любой области знаний за любой исторический период, то можно обнаружить удивительную закономерность: многие выдающиеся результаты были достигнуты не профессионалами и мастодонтами этих областей, а дилетантами.
Конечно, это никакое не правило, и в каждой области полно специалистов, которые двигали свои области вперёд. Но интересно посмотреть именно на тех, кто, не обладая системными знаниями и зачастую получив образование, далёкое от тех областей, в которых они добились успеха (а иногда не имея никакого!), всё-таки смогли совершить серьёзные прорывы.
Кто такие дилетанты? Сегодня этот термин приобрёл скорее негативное и пренебрежительное обозначение для лиц, которые выполняют свою работу некачественно в силу своей невежественности. Но если мы обратимся к этимологии слова, то обнаружим, что слово "дилетант" имеет латинские корни и происходит от слова "delecto", что означает забавлять, услаждать, любить. Т.е. дилетант — это человек неосведомлённый, мало информированный в некоторой области знаний, но проявляющий к этой области большую заинтересованность.
Иногда обилие знаний, которыми располагает специалист в своей области, не только не помогает, но и просто вредит, а в сочетании со впитанными установками и шаблонами мышления своего сообщества, в котором происходило становление и развитие специалиста, приобретает просто парализующий эффект. Такой эффект особенно ярко проявляется, когда речь заходит о чём-то новом, о выходе за пределы. Однажды Эйнштейн сказал: "Все знают, что этого сделать нельзя, и только один человек этого не знает. Вот он и делает!". Этот человек, который не знает, но делает, и есть дилетант.
Вот несколько примеров таких дилетантов.
Это сейчас имя Генриха Шлимана известно любому школьнику, и ни у кого не вызывает сомнения значимость его вклада в мировую археологию и историю. Но были времена, когда в научном сообществе он слыл чудаком, чуть ли не сумасшедшим, и вызывал насмешки современников. Шлиман родился в семье бедного бельгийского пастора, сделал неплохую карьеру торговца, а потом как-то увлёкся гомеровским эпосом. И, отправившись на поиски легендарной Трои, нашёл её.
Всего за каких-то десять лет Винсент ван Гог смог прилично так "наследить" в мире искусства и оказать влияние на живопись всех последующих эпох. Винсент родился в семье протестантского пастора в Брюсселе. Служил в художественной фирме, работал учителем, был проповедником и миссионером. А к 27 годам увлёкся живописью. Сначала брал частные уроки, потом поступил в Королевскую академию изящных искусств, где старательно рисовал гипсовые торсы, но манера его письма не нашла восторженных откликов среди преподавателей академии. И как "лишённый" всякого таланта через год он покинул академию. Но, решив, что художнику вовсе не обязательно иметь талант, а важно много и усердно трудиться, продолжил заниматься самостоятельно. И создал свою совершенно особенную манеру письма, которая прославила его в веках.
Основательно изменил понимание о Вселенной, подтвердив существование других галактик, Эдвин Хаббл. Кроме того, мы знаем его как открывателя "Красного смещения", имеющего фундаментальное значение и для астрономии, и для оптики, и для физики. Примечательно, что Хаббл по образованию юрист. Он закончил сначала Чикагский, а затем Оксфордский университет, где изучал право. Но после обучения оставил юриспруденцию и посвятил всё своё время работе в обсерватории, т.к. увлёкся астрономией.
Один из создателей кибернетики — Уильям Эшби — не имел ни математического, ни физического образования. Вообще-то по профессии он врач и полжизни проработал в психиатрической больнице. Уже позже Эшби увлёкся новой отраслью знаний, сам овладел математикой, теорией информации и всем комплексом дисциплин, необходимых для процессов в кибернетике, а затем получил в этой области выдающиеся результаты.
Если спросить, кто является основателем всемирно известной корпорации Sony, то скорее всего вы не получите ответа на этот вопрос. Но если спросить любую маму, более-менее заботящуюся о благополучии своего чада, про методики раннего развития, то наверняка одним из имён, которое вы услышите, будет Масару Ибука. Масару Ибука — японский инженер, изобретатель, бизнесмен, один из основателей Sony Corporation. Из-за болезни сына аутизмом Масару пришлось серьёзно погрузиться в сферы корректирующего воспитания. Так он увлёкся педагогикой и впоследствии открыл Японскую ассоциацию раннего развития и школу "Обучение талантам". А книга "После трёх уже поздно" принесла автору и создателю уникальной методики всемирную известность.
Конечно, этот список можно продолжить, и он окажется поистине бесконечным. Достаточно заглянуть в астрономию: в этой науке каждый второй начинал как любитель. Такое впечатление, что многие области просто ждали, когда же придут люди без шаблонного образования, без мусора и концепций в голове, со своим собственным подходом, со своей собственной логикой, чтобы раскрыть свои самые сокровенные тайны именно им — упорным в самообразовании, смелым и дерзким в выборе проблематик.
Не боги горшки обжигают, и целеустремлённый человек может решить любые задачи, которые перед собой поставит, шаг за шагом, двигаясь в своём собственном направлении, с доверием к своему потенциалу и наслаждением своим любимым делом. И если вы до сих пор находитесь "в поисках себя", подумайте, возможно, у вас тоже есть такое увлечение, где ваш дилетантский взгляд поможет совершить тот самый прорыв, недоступный профессионалам.