Вернуться на главную

Медитация похожа на спортивную тренировку

Дата публикации:
2 июня 2017

5.0

(2)

454

0

0

Аватар специалиста Денис Потапенко

Денис Потапенко

автор

Медитация похожа на спортивную тренировку

Медитация — это наиболее полезное из всех умений, которые вы можете освоить. В отличие от всех остальных умений, она может привести ум к прекращению страдания. Но кроме того, медитация — это самое трудное и утончённое из всех умений. Для медитации необходимы все те качества ума, которые обычно задействованы в освоении физических навыков, памятование и осознавание, выносливость и терпение, дисциплинированность и изобретательность, но эти качества должны быть развиты больше обычного. Поэтому, приступая к освоению медитации, будет правильно осмыслить любые умения, профессии или дисциплины, которые вы уже освоили, чтобы вы могли применить к тренировке ума уроки, которые извлекли из них.

Если иллюстрировать это умение аналогиями с другими физическими навыками. Одним из полезных источников таких аналогий является силовая тренировка. Медитация похожа на хорошую спортивную тренировку больше, чем может показаться.

Сам Будда отмечал это сходство. Он определял совершенствование как путь пяти сил: уверенности, настойчивости, памятования, собранности ума и мудрости. Способность ума подавлять свои наиболее неподатливые мысли, он сравнивал с тем, как более сильный человек может свалить с ног более слабого. Сноровка хорошо тренированного ума, как он говорил, похожа на сноровку силача, который с лёгкостью сгибает свою разогнутую руку или разгибает согнутую. И чаще всего он сравнивал высшие навыки собранности ума и мудрости с искусством стрельбы из лука, которое было силовой тренировкой для благородных воинов его времени, ведь луки в древней Индии были тяжёлыми. Искусство лучника подразумевало способность стрелять на большие расстояния, выпускать стрелы быстро одну за другой и пробивать массивные мишени — при этом их массивность сравнивается с массой неведения, окутывающей нетренированный ум.

Так что даже если вы не пробивали массивные мишени, а выжимали большой вес, вы уже получили кое-какие важные уроки, дающие преимущество при освоении медитации.

Что важно для выполнения медитации

  1. Изучайте анатомию. Если вы хотите развить мышцу, вы должны знать, где она находится и какова её функция, тогда вы сможете понять соответствующие упражнения. И только после этого вы сможете выполнять их с пользой. Точно также, если вы хотите понять, как должна работать медитация, вы должны понять анатомию страдания, которое испытывает ум. Изучайте, что Будда говорил об этом, но не ограничивайтесь книгами, играющими с вами в испорченный телефон. Обращайтесь напрямую к первоисточникам. Вы обнаружите, например, что Будда объяснял, как неведение влияет на дыхание, и как дыхание, в свою очередь, может усиливать страдание. Именно поэтому отправной точкой большинства систем медитации является дыхание, и сам Будда использовал дыхание на протяжении всего пути к нирване. Так что изучайте, чтобы понять, что к чему.
  2. Работайте с тем, что есть. Многие из тех, кто осваивает медитацию, поначалу разочаровываются из-за того, что их умы никак не хотят успокаиваться. Но точно также, как вы не дожидаетесь, пока станете сильнее и крепче, чтобы начать заниматься силовыми тренировками, вы не можете дожидаться, пока собранность ума станет прочнее, чтобы начать заниматься медитацией. Только упражняя ту небольшую собранность, которой вы уже обладаете, вы сделаете её прочной и устойчивой. Поэтому даже если вы чувствуете себя хилым, когда все остальные кажутся крепкими, или толстым, когда остальные в хорошей форме, помните, что вы не соревнуетесь с ними или с мастерами медитации, о которых читали в журналах. Вы работаете над собой. Настройтесь на это и поддерживайте свою целеустремлённость.
  3. Выработайте регулярный режим занятий. Вам предстоит долгий путь. Мы все любим рассказы о внезапном просветлении, но даже самое что ни на есть молниеносное прозрение должно предваряться долгими, дисциплинированными каждодневными занятиями. Именно постоянное поддержание дисциплины позволяет отслеживать малейшие изменения, и именно благодаря наблюдательности становится возможно достичь прозрения. Поэтому не поддавайтесь на обещания быстрых и лёгких путей. Ежедневно уделяйте время медитации и соблюдайте свой режим независимо от того, хочется вам медитировать или нет. Ум развивается в процессе преодоления сопротивления повторяющимся нагрузкам, также как и мышцы. Иногда, лучшие прозрения приходят в те дни, когда вам меньше всего хочется медитировать. И даже когда прозрения не приходят, вы развиваете силу дисциплины, терпение и стойкость, которые останутся с вами и в более трудных обстоятельствах старения, болезни и смерти. Потому это и называется совершенствованием.
  4. Стремитесь к равновесию. На пути вы имеете дело с тремя "группами мышц" — нравственностью, собранностью ума и мудростью. Если вы чрезмерно разовьёте любую из них в ущерб остальным, это лишит вас равновесия, а излишняя сила станет для вас обузой.
  5. Ставьте промежуточные цели. Вы не можете назначить срок, к которому достигнете пробуждения, но вы можете стремиться немного увеличить время медитации, достичь немного большего постоянства в памятовании, немного быстрее возвращаться к предмету медитации после отвлечений, немного лучше понимать свои действия. Если на ретритах учат, что у вас не должно быть целей, знайте, что такой тип медитации нацелен на людей, которые невротично реагируют на любые цели и на "героев выходного дня", которых нужно предостеречь, чтобы они не перетрудились. Если вы воспринимаете медитацию, как дело на всю жизнь, у вас должны быть цели. Вы должны стремиться к результатам. Иначе весь процесс потеряет направленность, а вы начнёте недоумевать, почему вы сидите в медитации, когда могли бы лежать на пляже.
  6. Соблюдайте методику занятий. Пусть стремление к результатам работает на вас, а не против вас. Установив для себя цели, уделяйте внимание не собственно результатам, а средствам, которые к этим результатам приводят. Это как наращивать мышечную массу. Вы не надуваете мышцы воздухом и не шпигуете их протеином, чтобы они увеличились. Вы уделяете внимание правильному выполнению соответствующих упражнений, а мышцы растут сами. Если вы хотите, чтобы в ходе медитации улучшилась собранность ума, не направляйте внимание на саму идею собранности. Проследите, чтобы вот этот вдох был более комфортным, а потом следующий и следующий — по вдоху за раз. Тогда собранность ума будет расти, хотя вы о ней и не думаете.
  7. Подбирайте подходящий темп. Учитесь понимать боль. Боли во время медитации могут быть признаком того, что тело просто приспосабливается к медитативной позе или же они говорят о том, что вы слишком усердствуете. Некоторые боли говорят правду, другие — лгут. Учитесь находить разницу. Этот же принцип применяется к уму. Когда ум не может успокоиться, иногда нужно приложить ещё больше усилий, а иногда нужно отступить. Именно способность понимать эту разницу упражняет силу различения и мудрости.
  8. Оценивайте свой прогресс. Вы не сможете действительно освоить искусство медитации, пока не научитесь оценивать, что именно работает и не работает в вашем случае. Вы могли слышать, что медитация должна быть безоценочной, но это означает просто противодействие предвзятому отношению к своим действиям прежде, чем проявятся их результаты. Но когда результаты есть, вам нужно учиться оценивать их, чтобы видеть, как они связаны со своими причинами — чтобы можно было направить причины в сторону желаемых результатов.
  9. Разнообразьте занятия. Когда ум ограничен единственной техникой, его развитие может приостановиться — так же как мышца может перестать откликаться на какое-то конкретное упражнение. Поэтому не позволяйте своим регулярным занятиям становиться просто привычкой. Иногда, единственное необходимое изменение — другой тип дыхания, другой способ представлять энергию дыхания в теле. Но бывают дни, когда ум не желает оставаться с дыханием, сколько бы типов дыхания вы ни перепробовали. Поэтому Будда учил дополнительным типам медитации, помогающим уладить определённые проблемы по мере их возникновения. Во-первых, есть медитация доброжелательности, которая применяется, когда вы расстроены собой или человечеством в целом. Людей, которые вам не нравятся, станет проще переносить, если они смогут найти подлинное счастье внутри себя — так пожелайте же им такого счастья. Для случаев, когда вас захватывает похоть, существует памятование о частях тела — трудно поддерживать сексуальные фантазии, когда вы направляете мысли на то, что находится прямо под кожей. А когда вы ленитесь — памятуйте о смерти. Вы не знаете, сколько времени у вас осталось, поэтому лучше медитировать прямо сейчас, чтобы быть готовым, когда ваше время выйдет.

Когда эти дополнительные созерцания выполнят свою работу, вы можете вернуться к дыханию — с новыми силами и энтузиазмом. Итак, продолжайте расширять свой медитативный репертуар. Так ваше умение станет всесторонним.

  1. Спокойно относитесь к взлётам и падениям. Ритмы ума ещё более сложны, чем ритмы тела, поэтому резкие взлёты и падения — в порядке вещей. Только позаботьтесь, чтобы они не лишали вас равновесия. Когда дела идут настолько хорошо, что ум успокаивается без малейших усилий с вашей стороны, не становитесь небрежны или излишне самоуверенны. Когда у вас настолько плохое настроение, что даже дополнительные типы медитации не срабатывают, учитесь воспринимать это как возможность терпеть и наблюдать плохие настроения. В обоих случаях вы получаете ценный урок: как сохранять "внутреннего наблюдателя" отделённым от происходящего. Так что изо всех сил старайтесь соблюдать методику занятий, несмотря ни на что, и вы прорвётесь на другую сторону.
  2. Следите за привычками питания. Как сказал однажды Будда, мы выживаем благодаря пище для тела и пище для ума. Пища для ума состоит из внешних стимулов, на которые вы направляете внимание, а также из намерений, которые управляют вашим умом. Если вы кормите свой ум нездоровой пищей, он останется слабым и хилым независимо от того, как много вы медитируете. Поэтому проявляйте некоторую сдержанность в еде. Если вы знаете, что тот или иной способ смотреть на вещи приводит к возникновению жадности, злобы и неведения, взгляните на них с другой стороны. Как говорил мой учитель, Ачан Ли, нужно смотреть на отрицательную сторону вещей, которыми вы увлечены, и на положительную сторону вещей, которые вы ненавидите. Этот же принцип применяется ко всем вашим чувственным способностям. Так вы станете разборчивей в еде, и ум будет получать здоровую, питательную пищу, которая необходима ему для развития.

Что касается питания для тела, здесь подходы, используемые во внутренней силовой тренировке и во внешней силовой тренировке, перестают совпадать. Если вы занимаетесь медитаций, вас должно заботить не столько то, что вы едите, сколько почему вы едите. Если вы объедаетесь без всякой цели, это действительно вредно для ума. Вы должны осознать, что питаясь, даже если это вегетарианская пища, вы отягощаете окружающий мир, поэтому вы должны задумываться, каким целям служит та сила, которую вы получаете из пищи. Не берите от мира больше, чем вы можете вернуть. Не ешьте только ради развлечения, ведь существа, обеспечивающие вас пищей, совсем не развлекаются, давая её. Следите, чтобы вашей энергии находилось хорошее применение.

  1. Не оставляйте свою силу в спортзале. Если вы не пользуетесь этой силой в других видах деятельности, силовая тренировка по большей части становится упражнением в тщеславии — вы просто стремитесь впечатлить других людей или себя самого, но такое впечатление редко бывает глубоким или продолжительным. Тот же принцип применяется к вашим медитативным навыкам. Если вы не применяете их в повседневной жизни, они никогда не окажут глубокого воздействия на ум, и вы не получите от них всё то, что действительно следовало бы получить. Способность поддерживать средоточие внимания и дышать комфортно в любой ситуации может даже спасти вас, поддерживая ум в таком состоянии, когда он может, например, с большей лёгкостью продумывать правильный курс действий — или вообще думать в трудных обстоятельствах. В результате, окружающие перестают подвергаться проявлениям вашей жадности, злобы и неведения. И когда вы сохраняете уравновешенное состояние подобным образом, им тоже становится легче оставаться в равновесии. Поэтому считайте весь мир вашим местом для медитации, и вы обнаружите, что качество медитации улучшится, где бы вы ни медитировали. В то же время медитация станет даром и для вас, и для окружающего мира.
  2. Никогда не теряйте из виду свою конечную цель. Сила ума имеет по крайней мере одно большое преимущество перед физической силой — она не обязательно уменьшается с возрастом. Она может возрастать до самой смерти и даже независимо от смерти. Будда обещает, что она приводит к Бессмертному, и Будда не из таких людей, которые дают напрасные, пустые обещания. Поэтому, определяя свою систему ценностей, удостоверьтесь, что развитию силы ума вы отдаёте больше времени и энергии, чем развитию силы тела. Так или иначе, однажды вы должны будете оставить это тело, каким бы сильным и подтянутым вы его ни сделали, но ничто не властно лишить вас силы ума.
Восточные практики
Забота о теле
Альтернативная медицина

Другие статьи автора

Концепция 3 В 1

5.0

Аватар специалиста Денис Потапенко

Денис Потапенко

Концепция 3 В 1

Ещё её называют "Единый мозг", или Психотерапевтическая кинезиология. Кинезиология — это наука о движении мыслей, чувств, мыщц тела человека. Она зародилась в 60-х годах в США и распространилась по всему миру. В некоторых странах услуги...

Читать далее
Хотите избавиться от депрессии? Наладьте энергообмен!

5.0

Аватар специалиста Денис Потапенко

Денис Потапенко

Хотите избавиться от депрессии? Наладьте энергообмен!

В последнее время ко мне часто обращаются люди с просьбой помочь им избавиться от депрессии. Вот выдержка из одной переписки: "Денис, что мне делать? Видно, у меня нет силы воли, не могу приказать телу, чтобы встать с кровати. Слабость и тремор в...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также