Вернуться на главную

Материнская депривация

Дата публикации:
5 февраля 2016

0

(0)

1006

0

0

Аватар специалиста Алёна Шикова

Алёна Шикова

автор

Материнская депривация

Депривация (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, вызванное лишением самых необходимых жизненных потребностей (таких как сон, пища, жилище, общение ребёнка с отцом или матерью, и т.п.), либо лишением благ, к которым человек был привычен долгое время.

Под психической депривацией в широком смысле понимается состояние, при котором отсутствует возможность удовлетворения основных жизненных потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени. Это состояние также можно определить как биологически полноценную, но психически недостаточную среду.

Компоненты психической депривации:

  1. Аффективный — эмоциональная депривация. Предполагает дефицит принятия, ласки, эмоциональной включённости.
  2. Сенсорный — недостаточное наличие зрительных, тактильных, слуховых стимулов.
  3. Социальный — ситуации детского бродяжничества, беспризорности и др.

Когда мы говорим о материнской депривации, то, прежде всего, предполагаем эмоциональный компонент. Однако известно, что в первые годы жизни для ребёнка крайне важно наличие сенсорных стимулов, при недостатке которых происходит нарушение в развитие психических функций.

А, следовательно, и у ребёнка, воспитывающегося в депривированных условиях, происходят нарушения на всех этих уровнях, однако не исключая и когнитивный компонент. Ведь только в близких отношениях формируются модели внешнего мира.

В классическом психоанализе основой развития ребёнка считается своевременное и качественное удовлетворение матерью биологических потребностей ребёнка. Переживание удовольствия при удовлетворении этих потребностей и стремление к этому лежит в основе психосексуального развития.

Изначально любовь к матери рассматривается как к объекту, который удовлетворяет потребности. На основе этого мать становится объектом влечения, за счёт которого можно удовлетворить все потребности.

Если же мать по каким-то причинам (исчезновение или плохое выполнение) из источника удовлетворения потребности становится источником их фрустрации, то у ребёнка растёт тревога, которая приводит к эмоциональным нарушениям. Отсюда базовый конфликт между напряжением и страданием от неудовлетворения потребности и наслаждением при её удовлетворении. А мать рассматривается как источник этих переживаний и формирования базового отношения к миру и собственной активности в нём.

В современном психоанализе, а в частности в работах Андре Грина, появилось понятие комплекса "Мёртвая мать". Подразумевается не физическая смерть матери в раннем возрасте ребёнка, а её эмоциональная холодность и недоступность, при физическом наличие. Мать по какой-то причине впала в депрессию. Среди главных причин материнской депрессии — потеря любимого объекта: ребёнка, родственника, любимого мужа, бросившего жену.

Однако автор подчёркивает, что самый тяжёлый случай материнской депривации для ребёнка, это смерть другого ребёнка в раннем возрасте. Это связано с тем, что такая причина материнского отчуждения совершенно не понятна ребёнку, потому что ему не хватает данных, по которым он бы мог о этой причине узнать, т.к. обычно это страшное событие держится в тайне.

"Мёртвая мать", уходя в своё горе, уносит с собой "сущность любви", которая до этого события была доступна ребёнку: свой взгляд, свой запах, тон своего голоса, память о своей ласке.

"Она была похоронена заживо, но сама могила её исчезла. Дыра, зиявшая на её месте, заставляла опасаться одиночества, как если бы субъект рисковал рухнуть туда с потрохами".

Эрик Эриксон в своих работах отмечает, что первым важным психологическим кризисом является ненадёжность матери и отвергание ею ребёнка.

В основе его теории лежит возрастная периодизация и понятие базисного доверия — недоверия, на первом этапе жизни. Базовое доверие зарождаются благодаря материнской заботе и качественному удовлетворению его потребностей. Ребёнок может ожидать и прогнозировать появление матери и её помощи при ощущении неудовлетворения и, соответственно, чувствовать себя спокойно и уверенно. Ребёнок постоянно находится в борьбе с базовым недоверием, который помогает преодолевать заботливая мать. Для полноценного психического развития чаша весов с базовым доверием к миру должна перевесить базовое не доверие.

Однако в случае материнской депривации психо-эмоциональной "глухоты" к ребёнку способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасения за своё благополучие. Эту установка будет приобретать силу с годами и более ярко проявляться на поздних этапах личностного развития.

Эриксон считал, что последствиями такого неблагополучного развития для ребёнка могут стать депрессии у детей и паранойя у взрослых.

В продолжение работ Э.Эриксона, К. Хорни как базовый компонент развития личности выделяет необходимость в безопасности которую удовлетворяют родители. Базовая тревога есть результат неудовлетворения потребности в безопасности, по причине особенностей материнского поведения.

Д. Винникотт пишет о том, что для ребёнка критично качества материнского холдинга в первые месяцы его жизни. Понятие холдинга включает в себя физическую заботу о ребёнке с эмоциональной составляющей. Это возможно, если у матери получается идентифицироваться с ребёнком и взглянуть на его потребности как бы его глазами. Достаточно хороший холдинг — основа для удовлетворительного развития психических потребностей ребёнка. Для этого "достаточно хорошая мать" должна полностью отдаться своим эмоциям и некоторое время жить с ребёнком единой жизнью, в которой удовлетворение потребностей ребёнка переживается матерью как её собственное удовольствие. Если же ребёнок получал плохой холдинг, отголоски этого детского травмирующего опыта будут тянуться за ребёнком в течение всей его последующей жизни.

Дж. Боулби в своей теории привязанности также говорил о важности роли матери в обеспечении эмоционального комфорта ребёнка, её влиянии на психологическое развитие, путём удовлетворения потребности в безопасности. Мать — объект привязанности. Качество материнской заботы становится фундаментом для формирования базовой структуры личности, которая определяет в будущем отношение ребёнка к миру. Известная модель "Я-Другой".

В первой половине 20 века господствовала идея воспитания, в которой культивировалось не эмоциональное отношение к ребёнку, но благоразумное. Не следовало баловать ребёнка частыми поглаживаниями. Знаменитые советы доктора Спока гласили о том, что брать ребёнка нужно только для кормления, кормить по часам и укладывать его спать в комнате, где много ковров и занавесок, потому что они съедают излишний шум от детского плача перед засыпанием.

Революционные (хотя и весьма жестокие) исследования Харлоу на детёнышах обезьян доказали, что прикосновения матери детёнышу жизненно необходимы. По данным его исследования было ясно видно, что матерчатая суррогатная мать для детёныша гораздо важнее, чем кормящая. Однако в своих исследованиях Харлоу пошёл дальше и наблюдал за теми детёнышами, которые выросли в условиях материнской депривации. Самки сами стали депривированными матерями относительно своих детей. Также они не могли устанавливать связь с самцами, вцеплялись им в морды. Тогда экспериментатор придумал "раму для изнасилования". 20 самок забеременели. Часть из них убило своё потомство, другая часть оставались к ним равнодушными, и лишь немногие вели себя относительно адекватно.

Документальный фильм "Джон", Джеймса и Джойс Робертсон, стал шокирующим в понимании важности привязанности ребёнка к объекту, осуществляющем заботу и любовь. В след за научными наблюдениями Харлоу за детёнышами обезьян этот фильм показывал историю депривации маленького ребёнка, который был разлучён с матерью на 9 дней. Зрители могли наблюдать за тем, как непоправимо для детской психики разрушение, прежде крепких, добрых, эмоциональных связей. Подобно "харлоувским" обречённым детёнышам обезьянок, которые крепко вцеплялись в махровое полотенце, семнадцатимесячный Джон в течение 9 дней не отпускал своё одеялко, как то единственное, что осталось у него от домашней жизни и являлось относительным гарантом постоянства и спокойствия.

Д. Магагна считает, что вне контакта с матерью ребёнок не развивается, все его ресурсы "работают" на защиту от тревоги и преодоление чувства эмоционального дискомфорта. Она выделяет три типа поведения ребёнка для компенсации чувства тревоги в отсутствии матери:

  1. Снятие стресса за счёт увеличения подвижности;
  2. угнетение двигательной активности ("затаивание");
  3. аутостимуляция, или "поиск замены соска".

Среди отечественных психологов В.В. Лебединский занимался изучением особенностей детской психики. Он писал о том, что на первом году жизни для ребёнка доминирующую роль в психическом развитие играют сенсорные раздражители, и важнее других раздражителей является тактильный. Основным источником тактильного раздражителя является мать. Сочетание прикосновения, тепла и давления даёт сильный успокаивающий эффект.

В своих исследованиях он использует термин, предложенный Боулби — "поведение привязанности", как описание первого психического новообразования, выполняющего конкретные функции:

  1. Обеспечение состояния безопасности.
  2. Снижение тревоги и страхов.
  3. Регуляция агрессивного поведения.

В случае нахождения ребёнка в условиях материнской депривации ребёнок ищет реализацию этих функций за счёт другого взрослого, ребёнка или за счёт аутостимуляции (сосание пальца, мастурбация, раскачивания и др.).

Ещё один отечественный исследователь детской психологии, М.И. Лисицина, опираясь на концепции А.Н. Леонтьева, обозначала, что мотивом деятельности общения для ребёнка служит взрослый. Осуществляется такое общение за счёт 3-х основных категорий средств общения: 1) экспрессивно-мимических, 2) предметно-действенных и 3) речевых операций. Первые выражают, вторые изображают, а третьи — обозначают то содержание, которое ребёнок стремится передать взрослому и получить от него.

Организуя включённую деятельность общения, мать побуждает ребёнка к эмоциональному отклику, что является первой формой общения — ситуативно-личностной. Депривация ребёнка на этом периоде ведёт к искажению не только форм общения, но и всей эмоционально-личностной и познавательной сфер.

В своей книге "Эмоциональное развитие дошкольников" А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева рассматривают эмоциональную составляющую детского развития, как важнейший компонент, влияющий на психическое развитие и соматическое состояние дошкольника.

Авторы выделяют три уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий. Высокий уровень формируется при материнской включённости и эмоциональной теплоте в адрес ребёнка. Эмоционально-зависимые и эмоционально отвергающие типы взаимодействия формируют средний и низкий уровни.

Психология и психотерапия

Другие статьи автора

Лиза. Работа с нарушением пищевого поведения (случай из практики)

5.0

Аватар специалиста Алёна Шикова

Алёна Шикова

Лиза. Работа с нарушением пищевого поведения (случай из практики)

Однажды мне позвонила женщина и рассказала, что у её дочери большие проблемы с питанием. Она просила записать дочь на консультацию, но прежде мама хотела всё подробно рассказать, как нужно помочь её девочке. "Алёна Сергеевна, вы, пожалуйста,...

Читать далее
Простые правила для сложного развода

5.0

Аватар специалиста Алёна Шикова

Алёна Шикова

Простые правила для сложного развода

Развод — период не простой как для взрослых, так и для детей — это знают все. Но не все знают, что существуют простые правила, придерживаясь которых, бывшие супруги могут не быть врагами. Начнём с предыстории. Двое влюблённых решают создать семью....

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также