Вернуться на главную

Маркетинг с точки зрения психотерапевта

Дата публикации:
8 апреля 2014

5.0

(12)

1234

0

0

Аватар специалиста Елена Михайлова

Елена Михайлова

автор

Маркетинг с точки зрения психотерапевта

Маркетинг с точки зрения психотерапевта.

"Умный слушает голос разума, глупый слушает голос сердца", — так написано на это рекламе.

Проработав 15 лет директором по маркетингу и одновременно ведя психотерапический приём, могу сказать, что никогда не были столь разными две этих профессии. Если один всё время пытается обмануть и подсунуть иллюзию необходимости, то другой пытается очистить от наносной шелухи и прийти к сути явления.

В одном блоге мне попалась фраза о том, что мир никогда не был настолько лжив как сейчас. И в этом реальная заслуга маркетинга. Пришедший к нам из Америки как перспективный метод продаж поначалу давал прекрасные результаты. Но давайте разберёмся. В чём же эти результаты изменялись? Ну конечно в продажах. Как только мы начинаем разговор о выгоде, так тут же возникает маркетинг. Выгодно и удобно — вот святая святых маркетинга. А как сказал мне один турок — в торговле грехов нет, т.е. любые способы хороши.

Старое правило о том, что нужно найти потребность и удовлетворить её, уже перестало работать лет 30. Производители пошли дальше, они стали формировать потребности. Вот тут-то и началась вся психотерапия. Психологи подключились в полный рост. История с фтором и фторосодержащими продуктами известна всем. Просто скопившиеся отходы Фтора на одном из заводов американского производителя сделали весь мир заложниками фторосодержащих зубных паст.

Если кто помнит, раньше стоматологи рекомендовал чистить зубы один раз в день, теперь, просто жизненно необходимо, и утром и вечером. И далее это развивается в сторону каждый раз после еды. Не удивлюсь, если скоро в фастфудах будут предлагать мини пакеты для чистки зубов после каждого приёма пищи. Хотя здесь епархия жвачки.

Мало кто знает, что Head & Shoulders увеличил свои Продажи шампуня в 2 раза при помощи трёх слов! Раньше в инструкции применения было написано — нанести и смыть. А теперь — нанесите ещё раз, т.е. волосы лучше промываются при нанесении шампуня дважды. Вот вам и увеличение продаж в два раза. То, что содержащиеся в шампуне компоненты высушивают и полностью обезжиривают волосы, вы можете компенсировать специальным бальзамом. (Плюс продажа). Который, к слову, содержит большой процент силиконов, которые в свою очередь, обволакивают волос и вообще не дают ему дышать. А тот жир, который природа приготовила для волос, остаётся на коже головы. И, вообще говоря, становиться просто лишним — мойте тщательнее нашим шампунем.

Нас всех убедили, что перхоть это грибок. Это же аксиома!

И маркетинг славен тем, что продукту нужна сказка. Или легенда, как говорят маркетологи. Придумав клёвую легенду можно продать даже человеческие экскременты. Покупаем же мы кофе из-под мартышек! Легенды везде. Певцы, музыканты и прочее. А сколько денег приносит мир моды! Здесь просто царствует легенда. Имена легенды — Дольче и Габаны. В советское время, ещё каких-то 40 лет назад, девушке было стыдно признаться, что она демонстрирует одежду. Да и вообще, какой смысл в демонстрации одежды? Для большинства современных девушек сам этот вопрос не понятен.

Есть вещи, которые настолько вросли в наше сознание, что нам и в голову не приходит подвергать их сомнению. Например. Кто придумал подушку? Да-да, с которой мы встречаемся каждый вечер? Русичи никогда не спали на подушках. Это просто и элементарно увидеть, если смотреть! Лёжа на спине — шея в неправильном положении, лёжа на животе — шея в неправильном положении, может быть, она помогает при лежании на боку? В моей практике укороченные и деформированные мышцы шеи у каждого клиента! Большинство шейных проблем совершенно точно провоцируются спаньём на подушке. Когда начинаешь спать без подушки — вначале это жутко неудобно, но! облегчение наступает практически через неделю.

Идём дальше. Зайдя в магазин белья, каждая женщина сегодня будет томно вздыхать и выбирать модель по сексуальнее. Ещё в начале прошлого века русская женщина не носила сей предмет! А не думали ли вы, что количество мастопатий сегодня связано с этим предметом гардероба? Под молочной железой проходят два сосуда — вход и выход крови по-простому говоря. Надевая бюстгальтер, мы пережимаем их. Что и приводит к нарушению циркуляции жидкостей в молочной железе.

(Далее о сексуальности поговорим отдельно.) Все знают, что в молочной железе мышц нет, но снаружи то они есть! И при ходьбе эти мышцы тренируются! Если только они не перетянуты тесным бюстгальтером сексуальной формы. Всем клиенткам, которые приходят ко мне сейчас на консультацию, я настоятельно рекомендую отказаться от бюстгальтеров. Наши предки носили нательную кофточку, которая лишь слегка поддерживала грудь, не мешая свободному движению. Большинство отмечают уменьшение, а часто и полное исчезновение болей и улучшением формы груди.

Это же самое касается и мужчин. Плавки от слова плавать и предназначены исключительно для плаванья. Почему же они теперь у большинства мужчин стали единственной формой одежды на весь день? Наши папы носили семейники. Это такие просторные свободные труселя. Не буду вдаваться в подробности, но избавления от ежедневного ношение плавок с заменой их на трусы — реально даёт результаты. Природа сказала, что для нормального функционирования детородной функции у мужчины эти органы не должны перегреваться. Поэтому они вынесены из брюшины. Так зачем же их греть?

Тут мы плавно перейдём на облегчающие жизнь памперсы. Они-то точно греют всё. Можете для интереса замерить утром температуру в памперсе, если ребёнок спал в нем всю ночь. Вы можете сказать, что у детей же детородная функция ещё не работает. Конечно. Только привычка остаётся. Привычка спать на подушке, деформируя за ночь расположение шейных позвонков похлеще, чем днём. Привычка ходить в тёплых обтягивающих плавках. Зашивается эти привычки и стереотипы как догма, как определённые управляющие программы в наши с вами головы.

Вот теперь про секс. Это просто мега легенда. Если бы маркетологи задумались о своём божестве, то это место для секса. Теперь больше нет периодизации возраста. Теперь все должны быть секси. Если ты не секси, ты просто за бортом. Ботокс и филлеры, вообще вся индустрия красоты работает на одну идею — быть секси!

Теперь старость не есть синоним мудрость, теперь старый это всё, отработанный. Ведь ты уже выпадаешь из этой секси гонки. Что только не делают с собой ради того, чтобы не быть дисквалифицированным!

Жизнь теперь не делится на периоды. Детство, юность, зрелость, старость. А ведь в каждом из этих периодов свои ценности и свои достижения. Маркетингу надо, что бы мы застряли в одном возрасте. Возрасте физического потребления.

Что бы мы не росли духовно, не трансформировали материальное в духовное, не становились мудрее, как в старости.

Как говорится, велосипедист самый невыгодный потребитель. Он не покупает лекарство, ему не нужен бензин, Он не ходит по врачам, не ездит на общественном транспорте, не портит природу. Ему, думаю и психотерапевт не нужен. Одни убытки для общества.

Так и старец. Зачем он мародертологу. Он уже о душе думает, а не о покупках.

Все эти чудесные рассуждения от современных столпов маркетинга о кривых Гаусса, кошельках, совокупных группах и воронках продаж, рассуждения о том, что старые методы уже не работают и всё чаще и чаще требуются методы якорения и создание у клиента отсутствия альтернативы, работают против нас, лишая нас реального выбора. Однажды я поняла, что больше не хочу в этом участвовать.

Моя младшая дочь, после похода по магазинам, сказала: "Мама они все кричали: "Купи — Купи!". У меня аж ноги устали! И уши!". Я спрашиваю: "Кто кричал?", — "Ну, все товары в магазине".

Маркетинг из мягкого и пушистого зверя удовлетворения ваших потребностей превратился в диктатора, имеющего свою обширную агентурную сеть, подслушивающую, подглядывающую и использующую всё это против Нас с вами.

Напоследок. Знаете ли вы, что покупая кетчуп с маркировкой +20% за туже цену, реально вы переплачиваете? Фокус в том, что дырочка в этой банке тоже на 20% больше. И привычным движением руки вы льёте кетчупа на 20% процентов больше. Вы съедаете его за раз больше, и придёте за следующей покупкой быстрее.

Витамин "С" в краске для волос всего лишь обычный консервант, но он продан нам как витамин "С" очень полезный для волос.

Мы бы и не знали, насколько сегодня болен современный человек, если бы не столь развитая система диагностики. (Про фармакологию и мёд услуги — тема отдельного следующего разговора).

Желаю вам слышать и слушать, смотреть и видеть, следовать зову своего сердца, а не нашептываниям маркетинговых демонов.

Психология и психотерапияСамопознаниеСаморазвитиеЗабота о теле

Смотрите также