Магическое очищение и психика практика
243
0
0
243
0
0
В книге "Магия в теории и на практике" Алистер Кроули говорит о том, что "обычно Чистота приходит вслед за Набожностью, но будет лучше, если она успеет первой". Разумеется, он не имеет в виду ни ту "набожность", которая есть идолопоклонничество, ни ту "чистоту", которая есть слепое следование канонам морали. Скорее он подразумевает открытие шлюза к той части сознания, которую мы называем Богом и полную сосредоточенность на этом пути, на процессе следования по нему.
Любопытно, что в любой духовной традиции считается необходимым священное очищение территории перед попыткой заполнения её абсолютным светом.
Например, каждый, кто хоть раз практиковал любую медитативную технику, знает, насколько трудно стать "чистым" изнутри — остановить поток мыслей, ощутить величие пустоты и последующее наполнение её чистым светом осознанности. Наша голова похожа на замусоренный пруд — может быть, где-то на дне и существуют прозрачные воды, но их не видно из-за мутной поверхности.
Практики, направленные на остановку внутреннего диалога — это то основное, чему учат в медитационных школах.
Мирра Ришар, сподвижница Шри Ауробиндо, писала: "Разум должен научиться безмолвию… Если вы попытаетесь просто заставить замолчать ваш ум, это окажется трудным делом, почти невозможным, так как материальный компонент разума никогда не прекращает своей деятельности. С другой стороны, если вы научитесь переключать своё сознание в Высшие Сферы, подниматься над повседневным разумом, то засиявший Свет успокоит разум, он перестанет возбуждаться, и достигнутое таким образом безмолвие ментала будет постоянным". Эти слова коррелируют с цитатой Кроули, приведённой в самом начале — Мирра Ришар говорит о пути, когда Чистота приходит вслед за Набожностью.
Однако в большинстве духовных школ поиск чистоты предваряет видение Бога.
Трудно стать "пустым" священным домом, в который приглашается Бог, если мысли занимают какие-то неразрешённые конфликты, житейские проблемы и неуспокоенная совесть. Один из важнейших аспектов христианской исповеди — магическое очищение, обнуление личности. Иисус Христос и Иоанн Креститель оба начинают проповеди словами: "Покайтесь, ибо грядёт царствие небесное". Многие толкователи любят придавать этим словам смысл чуть ли не грозного шантажа, но если выйти за социальные рамки и "очеловечивание" отношений Бога и идущего к нему, то станет очевидно, что речь тут идёт о той психической форме, которая является необходимым условием для общения с Богом.
"Первая задача Мага во всякой церемонии, — пишет Алистер Кроули, — Сделать Круг абсолютно неуязвимым". А ведь один из главных символов магического круга — это Бог, и неслучайно именно в главе, посвящённой очищению, Кроули пишет это слово с заглавной буквы. Потому что чистота — есть первичное условие неприкосновенности внутреннего Бога. Единственная возможная среда его обитания.
Греческое слово метанойа (покаяние) — букв. "после ума", означает "перемену ума" — то есть, сама семантика слова подразумевает, что после этой практики человек становится немного другим, и дело не только в следовании по выбранному моральному вектору. Интересно заметить, что "кающийся" должен рассказать священнику не только о реально совершенных грехах своих, но и о "греховных" помыслах — то есть, очевидно, что речь идёт в первую очередь об особенном состоянии ума. Хотя уже в раннехристианских общинах исповедь приняла такие формы, которые едва ли способствовали преобразованию личности в священный пустой сосуд. Например, обширно практиковалась публичная исповедь — когда кающийся выступал перед всеми прихожанами, и те словно принимали его грехи на себя, делили их с ним, и вместе молились за общее спасение. Конечно, если справа от тебя молится сосед, слева — сын, такая атмосфера не располагает к излишней откровенности. Только с VI века единственной приемлемой формой стала тайная исповедь.
Знаменитая кастанедовская техника "перепросмотра" — это тоже, по сути, исповедь — просто в ней не принимает участие второй фигурант, священник. Это телесно-духовная практика глубочайшего самоанализа, последствием удачного выполнения которой тоже становится искомая пустота и остановка внутреннего диалога. Человек входит в состояние глубокой медитации и на двух уровнях — и телесном, и психическом — заново переживает все те ситуации, которые стали якорями его духовного развития. После правильно выполненной техники перепросмотра практик ощущает себя воздушным шариком, который отпустили в небо. Человек становится чистым и пустым.
Об этом пишет и Кроули:
"Если в разум Мистика вторгнется хоть одна, пусть даже самая незначительная, мысль, вся его концентрация пойдёт насмарку; его сознание останется на том же уровне, что и у биржевого маклера. Если на свет родился ребёнок, пусть самый маленький, то мать уже со всей определённостью не девственна. Если хоть один-единственный дух остался внутри Круга, он полностью поглотил все результаты заклинания".
Очень показательно, что в этой фразе Кроули сравнивает бесконтрольную мысль, которая кладёт начало внутреннему диалогу, со зловредным духом, который пришёл, чтобы помешать магической операции. Это важно. Очень часто люди, увлекающиеся церемониальной магией, повторяют ошибки христианских теоретиков. Последние продлили этическую систему координат за пределы человеческой личности. Сформировали легенду о двух полюсах добра и зла, которые существуют вне личности и могут позитивно, либо негативно, повлиять на её развитие. Полюс зла, с рогами, хвостом, лукавой улыбкой и бутылочкой виски, который стучится в окно, чтобы сообщить: "Отставить духовное развитие, даёшь прокрастинацию и лунапарк с блэк-джеком и шлюхами!", и полюс абсолютного добра, куда можно прийти и пожаловаться — мол, не виноватая я, была самым подлым образом искушена и введена в грех.
Казалось бы, магическое мировоззрение — это в первую очередь о том, что ответственность всегда лежит на тебе. Однако многие романтики напрочь забывают формулу "что наверху, то и внизу", и предпочитают концентрироваться исключительно на внешних "плюшках" и помехах. В то время как сам Кроули прекрасно понимал, что как "духи" и демоны, так и Бог находятся в пространстве самой личности. Это все возможности нашего мозга. Демоны — сокрытые, Бог — нереализованная. Духи — мысли, хаотично летающие над тёмными водами. А процесс очищения — это соответственно, изгнание сначала посторонних мыслей (духов), а потом и бессознательного(демонов) — для того чтобы остаться наедине с чистым светом сознания (Богом). И ритуалы очищения символически отражают эти психические процессы.