Вернуться на главную

"Любовь спасёт мир", или как эмоции определяют нашу успешность

Дата публикации:
21 марта 2015

0

(0)

579

0

0

Аватар специалиста Людмила Озерова

Людмила Озерова

автор

"Любовь спасёт мир", или как эмоции определяют нашу успешность

Развитие человека предполагает его участие в социальной жизни общества, образование, повышение уровня профессиональной компетенции, развитие себя как личности, формирование конкурентоспособных качеств. Это необходимые условия социального обустройства, повышения материального благосостояния, воплощения в реальность своей мечты. И на этих этапах жизни мы будем постоянно входить в зону неопределённости, дискомфорта, вынуждены будем решать вновь и вновь возникающие проблемы. Для этого нужно иметь эффективные стратегии мышления и поведения, проверенные на практике.

Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувствуем дурное расположение духа, недостаток энергии, непонимание того, что нужно делать и вообще не испытываем желания действовать, решать задачи, которые ставит жизнь?! Когда есть явная необходимость в действии, но нет нужного состояния, чтобы предпринять меры к её разрешению. И при этом каждый в своей жизни сталкивается с необходимостью самомотивации. Для этого нужно понимание данной проблемы и инструменты создания мотивации.

В настоящее время учёные разных стран проводят исследования в области изучения факторов, способствующих максимальной эффективности деятельности и выделен ряд из них, которые, безусловно, повышают уровень овладения знаниями, достижения успехов в профессиональной деятельности и решении проблем разного рода. Есть ряд методик, стимулирующих работу мозга к направленному решению заданных программ, при помощи которых человек может управлять своим эмоциональным состоянием, выполнять работу заинтересованно, увлечённо, без напряжения, получая истинное удовольствие!

Эмоции играют весьма важную роль в нашей жизни, они служат тем генератором вдохновения, которое позволяет работать творчески, вдохновенно, самозабвенно. Человек, когда-либо испытавший в своей деятельности подобные чувства, будет стремиться к ней вновь и вновь, поскольку само состояние счастья и полноты погружения в процесс будет стимулировать его к этому. Настоящим мастером своего дела можно стать только в том случае, если ты способен полностью погрузиться в процесс деятельности и получать от этого наслаждение.

Но приятно ещё и то, что можно не ждать спонтанного потока влечения, а направлять его, когда это важно и значимо.

Основная функция эмоций в психике человека — стимулирование к деятельности. И мы можем выделить разные эмоциональные состояния, как помогающие нам в работе, так и мешающие ей.

Такие чувства, как беспокойство, дурное настроение нарушают мыслительную деятельность, путают мышление, делают его регидным, вязким. Более того, тревожность поглощает внимание человека, делает беспомощным, не способным принимать решения. При этом хуже усваиваются знания, мы терпим неудачи, испытываем неувереннось в себе. Возникает эффект "самореализующегося пророчества", когда одна неудача следует за другой.

В противоположность им, чувства энтузиазма, рвения и уверенности в себе рождают мотивацию к действию, снимают ограничения внутренние и внешние, рождают креативные варианты решения проблем и способы достижения целей.

Состояние человека лежит в основе всех его идей и поступков.

Известно, что для достижения мастерства нужно немало трудиться, и этот труд состоит из ежедневных ритуалов, тренировок, рутинных дел, которые мы не можем игнорировать. Ещё мудрецы говорили о том, что успех состоит из 10% таланта и 90% трудолюбия. Как же мыслили, какими принципами руководствовались те, кто в итоге достигал вершин своей деятельности?

Контроль побуждений

Выявлено, что для достижения успеха важно такое волевое усилие личности, как контроль побуждений.

Проводились исседования группы детей в разные возрасты их развития. Первый тест был предложен, когда им испольнилось 4 года. Известный опыт — "Тест с зефиром": сладость клали перед ребёнком и предлагали два варианта: съесть сейчас или подождать 15 минут, пока взрослый сходит в магазин за вторым. И тот, кто не съест сладкое, через 15 минут получит 2 зефира. Вот это проблема для 4-хлетнего малыша! Самое интересное, когда изучали спустя годы их достижения, оказалось, что именно те дети, которые смогли устоять перед искушением съесть зефир моментально, лучше учились, были успешнее в социальных отношениях и в дальнейшем достигли успеха в своей карьере по сравнению с их сверстниками.

Это опыт однозначно показал, что способность человека контролировать свои импульсивные побуждения в угоду будущему успеху даёт явное конкурентоспособное преимущество жизни. Поскольку важно уметь отказываться от сиюминутных удовольствий, уделяя внимание достижению желаемого.

Это качество проявляется в отношении к учёбе, к деятельности, к отношениям, формируя стратегию и тактику жизни. Оно определяет то, что мы имеем. Отсрочивание удовольствия — сущность эмоциональной саморегуляции, умение не поддаваться побуждениям, обуздывать эмоции, сдерживать порывы. Эта способность, формируемая сознательно, создаёт социальную компетентность, успешность в достижении целей, укрепляет уверенность в себе и помогает справляться с передрягами жизни.

Хорошее настроение

Когда человек в добром расположении духа, мир расцветает всеми красками, люди кажутся дружелюбными, а терпимость и доброжелательность раскрывает сердце для понимания и приятия всех ситуаций. В этом состоянии хорошо работает мышление, мы способны находить неординарные решения, творческие, предвидеть последствия, думать о будущем, как о возможностях счастья. Что и говорить, настроение влияет на мышление, улучшает память, усиливает концентрацию на деятельности, происходит оценка событий в положительную сторону.

Тогда как плохое настроение задаёт негативное направление нашему мышлению, диктуется страхом, и принятые решения отражают чрезмерную осторожность. Печально, но факт! Негативные эмоции связывают работу интеллекта, помещая его в рамки, ограниченные страхом, беспомощностью и ощущением себя жертвой. Задают настороженное отношение к миру, крайнее недоверие людям, опасение за своё существование. Эти умозаключения в реальности имеют очень мало связи с действительным положением вещей. И поэтому являются ущербными. Мы не способны адекватно отражать реальность и проводить анализ ситуации для принятия решения.

Многочисленными научными экспериментами выявлено, что позитивный жизненный настрой имеет большую выгоду в плане релизации успешной жизни. При сравнении людей, которые придерживались разных стратегий — оптимистов и пессимистов, однозначно установлено, что оптимисты более успешны и счастливы, чем их пессимистичные собратья. Они достигали больших успехов в учёбе, спорте, карьере, личных взаимоотношениях, и безусловно, лидировали в социальной жизни. Более того, они чувствовали себя счастливыми людьми, жизнь которых удалась!

Надежда

Человеку, попавшему в беду, надежда помогает лучше, чем все слова утешения. Она даёт веру в благополучное разрешение, рождает желание действовать в этом направлении и помогает искать решение выхода из ситуации.

Люди, обладающие верой, изобретательны в выполнении задач, умеют подбодрить себя в критической ситуации, обладают гибкостью в способах достижения цели или готовы изменить её при необходимости. Их ум может работать креативно, рассматривая различные подходы в решении ситуаци, например, разбить большую цель на ряд мелких целей, которые легко достижимы.

Надеяться — значит, не поддаваться унынию, не тревожиться, не теряться, идти к своей цели.

Конечно, мы можем встретить скептиков, не доверяющих этому чувству, поэтому нуждаемся в подтверждении того, что на надежду можно и нужно опираться в жизни.

К.Р. Снайдер, психолог Университета штата Канзас, изучал, как надежда студентов на успех влияет на их успеваемось. И было проведено исследование, опрос, по которому выявлялись предположения о будущих развитиях событий. Выяснилось, что в ситуации, когда студенты имели возможность исправить неудовлетворительные оценки, этой возможностью воспользовались лишь те, кто верил, что у них это получится, и начинали готовиться, пересдавая экзамен. Те же, кто опускал руки после поражения, не веря, что можно изменить ситуацию, соответственно, так и оставались с "неудом".

Оказавшись в ситуации неопределённости, нужно верить в то, что дела сложатся благополучно для вас, и действовать в соответствии с этой верой. У нас, русских, есть хорошая поговорка: "Под лежачий каммень вода не течёт", — призывая к действиям. Это же доказывают и многочисленные исследования учёных. Поэтому читатель может не просто верить, но и знать — стратегия веры в себя и свою удачу, надежда на лучшее — оправдывает себя! — этому есть доказательства!

Оптимизм

Тоже относится и к оптимистичному взгляду на жизнь, ожиданию лучшего будущего, вере в то, что происходящие события раскрывают новые возможности, новое счастье. Если это ожидание непоколебимо, то оно становится установкой, удерживающей людей от депрессивного состояния, беспокойства, и служит дополнительным мотиватором на пути к успеху. В этом случае человек стремится не уйти от проблем, а выбирает путь к успеху и процветанию.

Такие люди, безусловно, имеют иную стратегию жизни, нежели пессимисты. Они живут так, чтобы быть здоровыми, а не лечатся от болезней, они получают новые знания и навыки, чтобы стать совершенней и свободней, а не для того, чтобы прокормить себя и выжить. Они не осознают себя жертвой, они осознают себя творцами жизни, знают, чего хотят достичь, и достигают.

Оптимисты и пессимисты по-разному оценивают свои неудачи. Оптимисты считают, что происшедшее можно изменить, и они случайно попали в данную ситуацию, в то время как пессимисты — ищут проблемы в себе и не видят возможности изменений, более того, глобализируют последствия на всю жизнь. Удачи оптимисты оценивают, как свои достижения, и считают их нормальным фактором, пессимисты — удачное стечение обстоятельств считают случайным, а свои достижения в этом отрицают.

Селигман указывал на силу оптимизма, как сочетания умеренного таланта и способности двигаться к цели перед лицом поражения. Он определял оптимизм, как установку эмоционального ума.

Оптимизму и надежде можно научиться также, как беспомощности и отчаянию. В основе оптимизма лежит самоэффективность — вера в то, что мы можем справиться с событиями своей жизни и смело смотреть в лицо испытаниям.

Развитите концепции любого рода рождает усиление чувства эффективности, которое побуждает идти на риск, предпринимать неожиданные действия, решительные, ставить перед собой задачи с более высокими требованиями, преодолевать их и опять-таки повышать свою эффективность. Это как замкнутый круг, который, начинаясь с одного правильного чувства, убеждения, рождает цепь поступков, выборов, приводящих к успеху.

Самоэффективность изучал Алберт Бандура, психолог Спинфордского университета. В своих работах он писал: "Мнение людей о своих способностях оказывает огромное влияние на эти способности. Способность — это не закреплённое качество; ваши действия отличаются невероятной изменчивостью. Люди, обладающие чувством самоэффективности, оправляются от неудач; они подходят к обстоятельствам с точки зрения того, как с ними справиться, а не беспокоятся о том, что что-то может не получиться".

Вдохновение

Движение к цели, концентрация на объекте деятельности может родить состояние невыразимого наслаждения, открыть зону, где превосходство достигается без малейших усилий и напряжения. Вдохновение — высшее проявление эмоционального интеллекта человека, символизирует основные принципы использования эмоций для помощи в работе и приобритении знаний. Когда эмоции позитивны, пропитаны энергией и направлены на решение насущной задачи — рождается вдохновение.

Депрессия же — состояние отстранения от этого потока, рождает ограниченность и зацикленность.

Поток вдохновения вызывает чувство спонтанной радости или восторга. Человек при этом с головой погружается в своё занятие, полностью сосредотачивает внимание на выполняемой задаче, а его сознание сливается с выполняемой деятельностью. При этом теряется представление о времени и пространстве, возникает состояние самозабвения, потеря самосознания, человек теряет своё эго. При этом сохраняется полный контроль действий, их реакции в точности соответствуют меняющимся требованиям ситуации. Человек работает на пределе своих возможностей, но его не интересует, как он действует, и не беспокоят мысли ни об успехе, ни о провале: истинное удовлетворение от собственного занятия — вот что движет им в эти минуты.

Выявлено несколько способов войти в состояние вдохновения:

  1. Важно намеренно сосредоточиться на выполняемой деятельности, сконцентрироваться. При этом возникает "петля обратной связи" — нужно приложиь усилие, чтобы сосредоточиться и успокоиться в достаточной степени. Для этого нужна дисциплина. Когда внимание сосредоточено на задаче, оно обретает собственную силу, усмиряя эмоциональное возмущение и до предела облегчая задачу.
  2. Когда вы выполняете задачу из области своей компетенции и берётесь за неё, лишь в малой степени приходится напрягать свои способности.
  3. Наибольшее внимание люди сосредотачивают там, где требования к ним немного больше, чем обычно, да и они способны дать больше обычного. Если требования малы, то человек начинает скучать и вдохновения ему не светит, если требования слишком завышены, то возникает тревожность. Вдохновение возможно в том промежутке между скукой и тревогой.

Спонтанное наслаждение, изысканность, действенность, внимание сконцентрировано, но при этом не напряжено. Это состояние, свободное от эмоциональных помех, захватывающего, чрезвычайно стимулирующего чувства внутреннего экстаза.

Можно произвольно вызывать у себя это состояние, оно помогает в любом виде деятельности достичь совершенства. Поскольку занятие требует полного приложения сил и способностей, мастерство растёт. Чтобы обрести вдохновение, нужно постоянно превосходть самого себя, решать задачи повышенной сложности. Возможность использовать вдохновение служит сильнейшей мотивацией в любой деятельности, намного большей, чем слава и богатство.

Чиксентмихайи, изучая деятельность художников и их достижения, сделал вывод: "Художники должны превыше всего ставить занятия живописью. Если же художник, стоя перед мольбертом, начинает прикидывать, за сколько он продаст это полотно, или что подумают об этом критики, ему не дано сказать своё слово в искусстве. Творческие свершения доступны лишь тем, кто всецело предан своему делу".

Не ошибусь, если укажу на то, что подобное мы можем сказать о любой профессиональной деятельности, обучении.

Если человек научился получать удовольствие, радость от того, чем занимается, будь то общение, обучение, работа, то он неминуемо станет тем уникальным и незаменимым, кого будут желать другие. Он будет конкурентоспособным.

Говард Гарднер, автор теории множественных умственных способностей, определяет получение вдохновения и позитивного состояния, как неотъемлемую часть процесса обучения детей, стимулирующих их изнутри.

Он говорит о том, что это внутреннее состояние служит признаком того, что ребёнок занят выполнением подходящего для него занятия. Он указывает, что нужно найти что-то, что нам нравится, и твёрдо этого держаться. То, что требует напряжения, сил — вызывает беспокойство. Но если есть то, что тебе нравится, что тебя волнует, и ты получаешь удовлетворение от этого, то тут учишься, не щадя усилий.

Гарднер указывет, что нужно использовать в обучении профиль врождённых способностей, подыгрывать сильным сторонам и одновременно стремиться укрепить слабые стороны. Нужно использовать способности ребёнка (к музыке, танцам), и через них входить в поток вдохновения. Именно в этой области определяют способ представления ему темы и проводят уроки от начального уровня до продвинутого.

Учёба, вызывающая вдохновение, рождает смелость пробовать силы в новых сферах деятельности.

Данная модель обучения представляет возможность достижения мастерства в любом деле, профессии, области знаний естественным путём, когда человек использует влечение к занятиям, которые его захватывают спонтанно и которые ему нравятся.

Все результаты этих наблюдений могут быть применены в любом возрасте, как принципы, которые сделают наше обучение и развитие интересным, радостным.

Умение направлять эмоции на достижение полезного результата есть главная одарённость, характериующая мастера, будь то:

  • сдерживание побуждений и отсрочивание удовлетворения;
  • управление своими настроениями, чтобы они содействовали, а не мешали процессу мышления;
  • мотивирование нас быть упорными и пытаться снова и снова достичь поставленной цели, не взирая ни на какие преграды;
  • отыскание способа войти в поток вдохновения, и, таким образом, трудиться более эффективно.

Всё это свидетельствует о способности эмоций стимулировать результативные устремления.

Знания, полученные на основе проведённых исследований, дают новую парадигму отношения к жизни и способам реагирования в критической ситуации. Совершенно очевидно, что наши привычные негативные чувства и способы мышления — это некогда усвоенные программы, которые могут привести к неудовлетворённости в жизни, потерям и страданиям.

Позитивное мышление, вера в удачное стечение обстоятельств, проактивность, поиск решения выхода из ситуации, отказ от негативных эмоций и чувств методом самоконтроля и замены их на позитивные — вот та модель, которой нужно овладеть сознательно, намеренно постановив для себя жить так, и не иначе.

В тему, вспоминаются слова великих людей: "Любовь спасёт мир". И это выражение может служит квинтессенцией того, что было сказано.

СамопознаниеПсихология и психотерапияСаморазвитие

Другие статьи автора

Принципы сильного и счастливого человека

5.0

Аватар специалиста Людмила Озерова

Людмила Озерова

Принципы сильного и счастливого человека

Чтобы стать сильным человеком, нужно обладать достаточной психической энергией. Здоровая нервная система помогает противостоять всем жизненным невзгодам. Когда у вас достаточно энергии, вы полны энтузиазма и счастья, здоровья и честолюбия,...

Читать далее
Начать новую жизнь никогда не поздно

0

Аватар специалиста Людмила Озерова

Людмила Озерова

Начать новую жизнь никогда не поздно

Жизнь — это процесс. Каждое мгновение — уникально и неповторимо. Постоянны лишь изменения. Великий мастер Вселенной никогда не повторяется в своём творчестве. В отличие от человека… Люди — самое великое его создание, как думаем мы о себе, однако...

Читать далее
Позитивное мышление

0

Аватар специалиста Людмила Озерова

Людмила Озерова

Позитивное мышление

"Оптимисты и пессимисты умирают одинаково. Они только живут по-разному, я предпочитаю жить, как оптимист". Ш. Перес. Позитивное мышление — важный ресурс стрессоустойчивости. Выявлено (М. Зелигман, 1997), что позитивное мышление влияет на то, как:...

Читать далее
Принципы мышления гениев

0

Аватар специалиста Людмила Озерова

Людмила Озерова

Принципы мышления гениев

"Недостаточно иметь хороший ум. Главное — правильно его использовать". Р. Декарт. Жизнь коротка, и использовать её нужно с умом. Уметь думать — значит мыслить быстро и чётко, ясно. Мыслить эффективно и эффектно, справляться с любой задачей. А для...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

При саморазвитии упускается один важный момент, Какой?

0

Аватар специалиста Наталья Долгова

Наталья Долгова

При саморазвитии упускается один важный момент, Какой?

При саморазвитии упускается один важный момент, какой? При саморазвитии упускается один важный момент, какой? Сейчас наблюдается настоящий бум интереса к психологии и саморазвитию. И все это на фоне повышенного спроса на литературу, тренинги и...

Читать далее
Счастье есть, или есть это счастье?

0

Аватар специалиста Демьян Пряный

Демьян Пряный

Счастье есть, или есть это счастье?

Счастье есть, или есть это счастье? -О, Благопристойнейший во всех мирах, великоумённый учитель наш Мудрила! Я проснулся сегодня утром в плохом состоянии ума. Ночью мне снился сон, что друг мой Дурила третий влюблён и счастлив этим. Ему не нужна...

Читать далее
Обмен, почему вы получаете не то, что хотите

0

Аватар специалиста Мария Якушина

Мария Якушина

Обмен, почему вы получаете не то, что хотите

Поговорим про три вида обмена. Первый — это равноценный обмен , к которому мы все стремимся. Это когда вы дали что-то, что нужно вашему партнёру и получили в ответ то, что вы хотите сами. И это по энергии, по затратам - равно. Допустим, вы дали...

Читать далее
Как наладить отношения, когда вы давно вместе

0

Аватар специалиста Мария Якушина

Мария Якушина

Как наладить отношения, когда вы давно вместе

Как наладить отношения, когда вы давно вместе и уверены, что разговаривать бесполезно. Почему складывается паттерн, когда ваши разговоры не работают, как его поменять и что вы делаете не так? Сразу скажу, что для решения этого вопроса в 90%...

Читать далее