Красота отношений
3945
0
0
3945
0
0
Отношения в паре — это всегда эмоциональные отношения. Обиды, конфликты и разочарования неизбежны. Как создавать гармоничные отношения и укреплять их? Это целое искусство, но ему можно научиться.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева приводит и расшифровывает на примере сказочных историй следующую формулу отношений, предлагая представить себе детскую пирамидку: на её ось нанизаны цветные кольца разной величины. Это — миниатюрная модель эволюции отношений женщины и мужчины. У любой пирамидки есть фундамент — в самом большом нижнем кольце прочно укреплена ось. Это "фундаментальное кольцо" символизирует взаимный интерес, притяжение мужчины и женщины. С него всё начинается, на нём всё базируется.
Когда встречаются мужчина и женщина, или любые Герой и Героиня, волшебным образом складывается основа пирамидки: простая конструкция из палочки, вставленной в кольцо. В данном случае, палочка символизирует ось отношений, а кольцо — фундамент отношений.
Эта конструкция невидима, но она действует на партнёров. Фундамент укрепляет взаимный интерес и притяжения, а ось провоцирует стремление развивать отношения.
Мужчина и женщина, только что вступившие в отношения, подобны ребёнку, которому дали в руки разобранную пирамидку с разноцветными кольцами. Чтобы её сложить, нужно знать, как правильно расставить кольца. Ребёнок будет нанизывать на ось колечки в разном порядке, пробуя различные комбинации. Наконец, ему покажут правильный порядок, и он запомнит его.
В нашей метафоре разноцветные кольца символизируют уровни отношений. Верхняя маковка пирамидки — это духовное и социальное единство партнёров, основанное на их способности удерживать вибрацию Любви, а также их понимании значения друг друга в общем эволюционном процессе.
Так простая детская пирамидка поможет нам с вами прояснить одну из тайн отношений, зашифрованную в сказках и легендах. В нашей пирамидке будет семь съёмных цветных колец — семь уровней отношений:
Нижнее, фиксированное кольцо — фундамент отношений: взаимный интерес, притяжение.
Далее снизу вверх кольца пирамидки символизируют:
Вершина пирамиды — единство духовное и социальное.
Первые три уровня отношений связаны с познанием другого через саморазвитие. Четвёртый и пятый уровни описывают партнёрство и сотворчество. Шестой и седьмой уровни предполагают новое качество заботы друг о друге и духовное обновление.
На первом уровне отношений герои испытывают друг друга всеми возможными способами. Они скрещивают мечи и сражаются друг с другом ("Марья Моревна"), они состязаются в уме и хитрости ("Иван Бесталанный и Елена Премудрая"), они исследуют границы терпения и настойчивости друг друга: принцесса терпеливо спит в ожидании принца, а он её настойчиво разыскивает ("Спящая красавица", "Брунхильд и Сигурд"). Она даёт ему, на первый взгляд, невыполнимые задания — "пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знамо что"; или просит рассмешить её ("Царевна Несмеяна). Он проверяет её на верность и умение ждать, как Одиссей или Пер Гюнт.
На первом уровне отношений герои конкурируют и провоцируют друг друга, попеременно ссорятся и мирятся. Здесь кипят страсти. Любовное нетерпение соседствует с муками ревности, нежность — с разочарованием. Они постоянно устраивают друг другу проверки: "Кто в доме хозяин?", "Насколько сильно ты меня любишь?", "Выдержишь ли ты мой характер?", "Ах, раз ты так, тогда я — вот так!"
Ключевая метафора первого уровня — "поединок". Он может быть открытым или скрытым, завуалированным. На этом уровне отношений вибрация Любви только зарождается и проявляется как взаимное влечение. Некоторые молодые женщины и мужчины путают его с Любовью, потому что оно может отличаться большой силой и иррациональностью.
Красивый символический поединок происходит, когда Он и Она танцуют танго. Благодаря поединку, мужчина и женщина понимают личностные границы друг друга, какие способы воздействия на другого допустимы, а какие — нет. Так закладывается база для этики и культуры взаимоотношений.
Главная ловушка первого уровня отношений — увлечение поединком. Танцевать с партнёром танго — прекрасно, но мелодия заканчивается, и нужно остановиться. К сожалению, не все это умеют.
Чтобы не попасть в эту ловушку, кто-то из партнёров, или оба, должны вспомнить о любви друг к другу. Игра, провокация, соревнование, поединок, рождённые на первом уровне, помогают обновлять отношения, в которые закрались обыденность и привычка.
Задача влюблённых на первом уровне отношений — превращать ссоры в танго, внимательно слушать музыку и завершать танец, когда она закончится. В этом случае, ссоры останутся именно поединком, и не перейдут в состояние "привычного конфликта".
У каждого из партнёров есть своя тайна, своя "запретная дверь". Это информация, которая скрывается, "пока время не придёт". Синяя Борода, Марья Моревна не разрешают супругам открывать определённую дверь. Лягушка-царевна до некоторого времени должна носить лягушачью кожу. Психея не должна даже пытаться узнать, как выглядит её муж. Подобные ограничения в информации о партнёре — завуалированная провокация нарушить запрет. В чём состоит сказочный шифр?
Дело в том, что для удержания вибрации Любви на втором уровне отношений необходимо доверие. Поэтому мужчине и женщине нужно иметь больше информации друг о друге. Любая тайна, любой запрет на информацию — порождает недоверие и интерес. Тайна партнёра должна быть раскрыта.
Всегда после раскрытия тайны, нарушения запрета следует расставание героев. Что же зашифровано в сказках? Запретная дверь скрывает информацию о другом, с которой партнёру нелегко будет справиться.
Некоторые мужья и жены говорят: "Я не хочу знать, что было с моей женой (мужем) до нашей свадьбы. Главное — что сейчас". Тем самым, они провозглашают право партнёра на тайну и новые отношения. В этом случае особенно важно, чтобы такого рода заявления действительно шли от сердца, а не являлись простой декларацией. Если это заявление будет тезисом, не подкреплённым искренним доверием, тайна и недосказанность начнут разрушать союз изнутри.
Откуда берётся запрет на информацию? Дело в том, что тот, кто получает информацию о партнёре, не готов с нею грамотно обращаться.
Обращение с информацией о возлюбленном происходит на основе недоверия. Это основная ловушка второго уровня отношений. Сказки предупреждают, что подобное недопустимо.
Угодив в эту ловушку, мужчина и женщина рискуют превратиться в следователей и контролёров по отношению к возлюбленным, могут стать подозрительными и напряжёнными. Естественно, дистанция между супругами начинает катастрофически увеличиваться.
С другой стороны, сказано: "Доверяй, но проверяй". Избыток доверия порождает другую ловушку — ловушку "розовых очков". Ничего не вижу, ничего не слышу, мой партнёр лучше всех. С одной стороны, это совсем неплохо и даже очень мило. Но, с другой стороны, "розовые очки" лишают и мужчину, и женщину возможности наблюдать за тем, как меняется партнёр, в какую сторону он идёт.
Герои сказок нарушают запрет, наложенный возлюбленными, и это приводит к расставанию. Нет истории, где бы этого не произошло. Что же это значит? Похоже, что хотя бы один раз в ловушку недоверия необходимо попасть, чтобы достойно из неё выйти. Это — символическая прививка от недоверия партнёру, необходимая для эволюции отношений.
В этом смысле, урок второго уровня отношений можно сформулировать так: "Чтобы удерживать вибрацию Любви, необходимо привиться от недоверия". Недоверие — болезнь, причём, заразная. В прививаемой вакцине всегда есть доля болезни, чтобы переболеть в лёгкой форме.
На втором уровне отношений через вакцинацию от недоверия, происходит закладка важнейшего принципа отношений — партнёр всегда интересен, если есть готовность познавать друг друга. Человек, который рядом, меняется. У него могут появляться тайны, он просит иногда оставлять его в покое. Он также может вести себя непредсказуемо. Это — естественно и нормально. Это — повод не для недоверия, а для познания другого. Познания тонкого, основанного на Любви и уважении.
Доверие, как и Любовь, категория больше иррациональная, чем рациональная. Оно не связано с "объективными фактами". Доверие основано на некоем иррациональном "сердечном видении". Если оно есть, не страшно войти за запретную дверь или услышать наветы злопыхателей. "Сердечное видение", подлинное доверие формирует у влюблённых высокий уровень духовной резистентности, устойчивости к любого качества информации о партнёре.
Но… "сердечное видение" формируется значительно позже. На втором уровне отношений влюблённые проходят вакцинацию от недоверия партнёру. Перед влюблёнными остро ставится вопрос: "Сможешь ли ты любить его (её), узнав о нём (ней) нечто, что тебе весьма не понравится?"
Третий уровень отношений скрыт от постороннего глаза. В мифах, легендах и сказках можно найти лишь косвенный намёк на него. Удержание вибрации Любви на третьем уровне отношений связано с сексуальностью, интимностью, чувственностью. История Шахрияра и Шехерезады — это история исцеляющей сакральной близости. В этом цикле содержится ключ к сокровенному сказочному шифру: сексуальная энергия, будучи правильно направленной, обладает великой исцеляющей силой.
Удержание и видоизменение вибрации Любви с помощью сакральной близости — вот главный урок третьего уровня отношений.
Ловушка третьего уровня — неразборчивое, слепое сексуальное влечение, стремление к удовлетворению лишь на телесном уровне. Она связана с незнанием и непониманием назначения сексуальной энергии.
Первые три уровня отношений были посвящены разным аспектам познания друг друга. Если пара смогла нанизать эти три символических кольца на Ось Отношений, это значит, что мужчина и женщина смогли преодолеть многие ловушки и удержать вибрацию Любви. Они знают друг друга, уверены друг в друге, принимают особенности друг друга, дают друг другу право на тайну, умеют переживать полет многоуровневого оргазма и управлять сексуальной энергией. Теперь они готовы к сотворчеству, как древние бог и богиня. Они готовы к сотворчеству в создании новой жизни. Да, такой долгий путь нужно пройти, чтобы продолжить род. Но при таком уровне развития партнёров потомство их будет особенным. От такого союза родятся Герои и Героини, способные изменить мир к лучшему.
Какова основная ловушка четвёртого уровня отношений? Это ловушка безответственного отношения к творению новой жизни.
По жестокой иронии судьбы, многие влюблённые сразу перескакивают на четвёртый уровень отношений, принимая только его внешнюю форму — физиологическое творение новой жизни…
Но, что же делать, если ребёнок уже рождён неготовым к этому творцом? Для начала, вспомнить, что и в сказках, и в жизни дети часто появляются у незрелых родителей.
И всё же, что делать, если незрелые мужчина и женщина, не пройдя первые три уровня, уже "перепрыгнули" на четвёртый и стали родителями? Ничего не остаётся, как встать на путь обретения зрелости. Это никогда не поздно.
В обычной жизни паре приходится проживать всю Ось Отношений одновременно. Они ещё первый уровень толком не прошли, а для них становится актуальным и четвёртый, и пятый. Конечно, это всё очень непросто. И если они дойдут до психолога, сказкотерапевта, они хотя бы поймут, что с ними происходит, и зачем это нужно.
Правда, с четвёртого уровня отношений больше всего запросов к психологу. И эти запросы, как правило, касаются детей: "Мой сын боится", "Моя дочь не желает учиться", "Мой ребёнок целыми днями сидит у компьютера", "У моего сына конфликт в школе, его исключают", и так далее. Проблемы с детьми… Каждый родитель решает их по-своему. Один бьёт ребёнка, другой водит по врачам, третий — сдаёт в интернат. Между тем, существует поговорка: "У ребёнка до 14 лет нет своих проблем, чаще всего, это проблемы взрослых".
Ребёнку, которого приводят к психологу из-за каких-либо проблем, не просто не хватает Любви. Ему не хватает, прежде всего, общения со зрелыми родителями. Поэтому одной из перспективных задач работы психолога является именно работа с родителями. Сказкотерапия с родителями, — одна из достойных форм решения этой задачи.
Сегодня ситуация понемногу меняется к лучшему. К психологу всё чаще приходят молодые пары, стремящиеся гармонизировать взаимоотношения до того, как появится ребёнок. Всё чаще молодые люди спрашивают себя: готовы ли мы к рождению ребёнка? У этих мужчин и женщин есть шанс стать зрелыми родителями для нового поколения.
Дело в том, что происходящее на четвёртом уровне отношений касается уже не только мужчины и женщины. С этого уровня отношений партнёры начинают влиять не только друг на друга, но и на окружающий мир. Их ребёнок будет образовывать уже собственные связи с другими, влияя и видоизменяя действительность. Поэтому на четвёртом уровне отношений у мужчины и женщины появляется ответственность не только друг перед другом, но и перед окружающими.
Но главная ответственность пары на четвёртом уровне — это ответственность перед общим генофондом. Дело в том, что зрелая пара способна улучшать человеческую генетику. Тогда как незрелая — способна её ухудшать.
Древние знали о существовании "памяти крови". В крови записывается жизнь человека, его поступки, пороки и добродетели.
Будущая мать ответственна за качество потомства. Поэтому старалась быть добродетельна сама и искать достойного партнёра. Древние верили, что кровь, или — "порода", должна из поколения в поколение улучшаться.
На четвёртом уровне отношений перед мужчиной и женщиной стоит важнейшая задача — передать потомству духовное наследство, "лучшую кровь". Заботясь о своих отношениях, понимая их динамику и актуальные задачи каждого уровня, мужчина и женщина улучшают свою кровь и создают условия для того, чтобы передать детям достойное наследство, "лучшую кровь".
"Управление государством" — в данном случае метафора организации семейной жизни. Распределение обязанностей внутри семьи, поддержка начинаний друг друга, направленных на улучшение качества жизни. С другой стороны, "управление государством" — метафора сотворчества мужчины и женщины в их совместной работе, профессиональной самореализации.
К сожалению, историй о том, как царь с царицею, король с королевою управляют страной, чрезвычайно мало.
В патриархальных сказках даётся указание на то, какими качествами должна обладать женщина (считайте — будущая королева). Прежде всего, трудолюбием, покорностью, кротостью, добротою. Некоторые героини отличаются хитростью, премудростью. Но достаточно ли этого для управления государством?
В патриархальной культуре не предусматривалось партнёрство с женщиной в управлении государством. В матриархальной культуре аналогичная ситуация была в отношении мужчин. Поэтому ни сказки, ни мифы не дают нам модели сотворчества мужчины и женщины как равных взаимодополняющих друг друга партнёров, способных "управлять государством", управлять семьёй.
На пятом уровне отношений перед парой стоят социальные задачи. Семья должна укрепить своё положение в обществе. Это связано с выживанием, накоплением материальных ресурсов, воспитанием детей, профессиональной самореализацией супругов. Здесь важны краткосрочные и долгосрочные цели, а также совместная стратегия их реализации. На пятом уровне активно "включаются" архетипы Монарха и Королевы.
К сожалению, в дошедших до нас источниках мы встречаем описание великих дел кого-то одного из монархов, либо мужчины, либо женщины. На пятом же уровне важно именно совместное правление.
Возможно, они и были в далёкой древности, а их отголоски запечатлелись в таких описаниях: "Жили-были король с королевой. Они очень любили друг друга. Они умели слушать друг друга и потому правили государством мудро и рассудительно. Они подмечали в подданных их лучшие качества и распределяли между ними обязанности в соответствии с этим. Когда они видели, что у кого-то из приближённых что-то не получалось, они старались своевременно дать ему в помощь опытного наставника. Король бал правил разумом, а королева — чувствами, интуицией. А потому все важные государственные решения принимали они совместно. Разные времена были в государстве, но мудрое правление позволяло пережить их, и прийти к процветанию".
Пятый уровень отношений имеет близость к первому. А потому ловушка пятого уровня — конкуренция между супругами. Муж и жена начинают делить между собой власть в семье, бороться за внимание и влияние на детей, разделять власть в совместном бизнесе, если он существует. Эти поединки гораздо серьёзнее тех, что происходят на первом уровне отношений. Здесь делят власть, недвижимость, детей, деньги, сферы влияния. Для отношений — это путь, ведущий вникуда, — вибрация Любви теряется.
Преодолеть эту ловушку можно, только вспомнив о Любви. Дело в том, что на этом уровне отношений она немного отходит на второй, или даже третий план. Потому что у пары появляются другие, социальные интересы и приоритеты. Любовь поможет уступать друг другу, сохранять взаимное уважение. А также грамотно распределять обязанности и сферы влияния, в зависимости от того, что лучше получается у одного супруга, а что лучше получается у другого.
Основные трудности, испытания пятого уровня отношений: организация быта, выживание, изменение качества социальной жизни. Из этого вытекает вторая ловушка — ролевой конфликт, или конфликт ожиданий. Здесь становится важным то, что Король ожидает от Королевы, а Королева ожидает от Короля.
Когда ожидания не оправдываются, приходит разочарование. А это — темница для Любви. Король ожидает, что королева будет ему подчиняться, или хотя бы уступать. А королева не привыкла к этому, считает себя более компетентной и требует уступок или более активных действий от короля. Начинаются упрёки, обвинения, приходят раздоры и опустошение.
На пятом уровне отношений велика опасность того, что поединок перерастёт в войну. А на войне против врага все средства хороши, вплоть до полного уничтожения. Очень страшно, когда муж или жена кидают друг другу фразу: "Я тебя уничтожу!" На этом уровне у каждого из них гораздо больше силы и знаний друг о друге, чем на четырёх предыдущих. Им есть, что терять, и за что бороться. Беда в том, что в этой борьбе рождается ненависть, замещающая собою Любовь.
Принцип взаимодействия на пятом уровне — служение друг другу в реализации совместно задуманного. Только взаимопомощь, поддержка, грамотное распределение обязанностей поможет избежать ловушек и удержать вибрацию Любви. Таким образом, благополучные пары смогут прожить, а потом и описать свою историю, передав потомкам модель взаимоотношений на пятом уровне.
Если пара смогла преодолеть жёсткие ловушки пятого уровня, то Она и Он понимают ценность друг друга по-новому. Шестой уровень близок со вторым, поэтому здесь также происходит постижение тайны другого. Предполагается, что вакцинация от недоверия уже пройдена, и партнёры искренне любят и доверяют друг другу.
Она и он проявляют тонкую заботу друг о друге: заботу о чувствах, мыслях, состояниях. Каждый из супругов старается поддерживать партнёра, когда тот попадает в сложную ситуацию. С Любовью в сердце находятся слова, чтобы партнёр поделился информацией; приходят слова, чтобы утешить и поддержать его.
Урок шестого уровня отношений очень тонок: с одной стороны, любящие заботятся о настроении друг друга; с другой стороны — каждый из них умеет противостоять печалям другого, не заражаясь ими.
Мы с вами дошли до самого высокого уровня отношений, когда вибрацию Любви уже не нужно специально удерживать, когда сама она проявляет себя в удивительном многообразии состояний взаимного притяжения любящих. Здесь мужчина и женщина могут вдохновлять друг друга, оказывая тонкую духовную поддержку.
Она — верит в Него. Он — верит в Неё. Вместе они, являясь духовными соратниками, способны творить чудеса. Если его посещает уныние, она напоминает ему о его Предназначении, вдохновляя на новые достижения и победы. Она становится его музой и нередко символизирует для него смысл жизни.
Об этом уровне отношений писал Ричард Бах в своей почти сказочной повести "Единое". К этому уровню отношений приходят герои повести Пауло Коэльо "На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала". Об этом уровне отношений мечтают, к нему стремятся.
В мифах героям являются богини, рассказывают им о Предназначении и вдохновляют их на подвиги. Если героиня оказалась в трудной ситуации и перестала верить в свои силы и судьбу, тут же является помощник, вдохновляющий её и помогающий ей.
Седьмой уровень отношений в сказках символически выражен через свадьбу героев. Это подлинно духовное, а не социальное событие. Через этот символ нам передаётся эталон отношений седьмого уровня, к которому стоит стремиться.
На седьмом уровне отношений мужчина и женщина становятся помощниками и вдохновителями друг друга на жизненном пути. Он только подумал, — а она уже знает, какая помощь ему нужна. Она только пожелала, а он уже это сделал.
Это символическая вершина пирамиды отношений. И счастливы те люди, которым удалось пережить это, побывав на седьмом уровне отношений.
Итак, мы с вами рассмотрели семь уровней отношений — семь цветных колец пирамиды. В них — символическая "формула отношений", которая работает, когда пирамидка "правильно собрана". Нередко влюблённые нанизывают "кольца уровней" совсем не в том порядке. Как и ребёнок, который экспериментирет с пирамидкой, одевая на ось разноцветные колечки, игнорируя заданный порядок. Бывает, он вообще не одевает некоторые кольца, они закатываются под шкаф и теряются. Также происходит и в отношениях.
У некоторых пар на Ось отношений одеты всего три кольца — первого, четвёртого и пятого уровней. Кроме того, заметно, что они успели попасть во все ловушки. Они ссорятся, обвиняют друг друга, и в этой атмосфере пытаются прививать детям разумное и доброе. Не получается.
Но есть пары, которые видят "пробелы" и решают заняться целенаправленной работой над отношениями, восстанавливая те уровни, которые отсутствуют. В этом случае, сказкотерапевт с помощью детской пирамидки вместе с супругами проводит диагностику отношений и составляет план работы. Приходя на консультацию, влюблённые понимают, над чем они сейчас работают, и зачем это нужно. Становится понятно, какие сказки сочинять, так как сюжеты обусловлены определёнными уровнями отношений.
Мужчина и женщина по-разному готовы к отношениям. Кто-то внутри себя уже содержит потенциал для всех семи уровней. А кто-то — всего для трёх-четырёх. Поэтому некоторые пары и распадаются — один партнёр уже достиг своего "потолка", а другой — способен идти дальше. В этом случае важно красиво завершить сюжет их отношений.
Бывает так, что срок отношений истекает: первые уровни, или какой-то один, пройден, и ресурсов для развития отношений больше нет. Это естественное проявление жизни.
Узор отношений, хоть и имеет общие закономерности, в каждой паре индивидуален.
Дж. Грей в своей книге "Мужчины с Марса, женщины с Венеры" раскрывает особенности гендерных различий (психологии мужчин и женщин). Знание данных особенностей может помочь в построении гармоничных отношений.
Вот основные высказывания:
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева создала набор психологических карт "Дороги любви. Красота отношений", в которых раскрыла основные принципы гармонизации общения в паре:
Истинно гармоничны отношения тогда, когда люди могут быть сколь угодно разными, но при этом восхищаться и ценить партнёра, не теряя своей индивидуальности. Тогда в этих отношениях интересно и мужчине, и женщине.
Отношения — это процесс не только познания другого человека, но и самопознания.
С женщиной рядом должно быть не только спокойно и красиво, но и интересно. Женщина, как волшебное зеркало, может помочь мужчине разглядеть в себе героя, если сделает акцент на хороших качествах.
Самым высшим уровнем близости в отношениях является совместное служение пары — когда два человека могут объединиться, чтобы служить высшему, миру, природе. Важно искать точки соприкосновения, путешествовать вместе, создавать что-то вместе, медитировать вместе, участвовать в благотворительных проектах, помогать людям, смотреть в одну сторону, а не только друг на друга.
И, конечно, не забывать про личное пространство другого.
Тайна отношений мужчины и женщины постигается годами. Важно, чтобы Он и Она удерживали в себе неизменное стремление идти Дорогами Любви. Тем, кто отваживается на это путешествие, предстоит шаг за шагом привносить в отношения Красоту. А это большой труд.
Психологические особенности общения с гиперактивными детьми
Потребность в движении у детей заложена самой природой. Однако есть дети, у которых эта потребность достигает патологического уровня, и их поведение не может не обращать на себя внимание. Эти дети, как правило, шокируют своим поведением,...