Вернуться на главную

Коучинг как инструмент управления

Дата публикации:
18 мая 2012

0

(0)

730

0

0

Аватар специалиста Татьяна Герасименко

Татьяна Герасименко

автор

Коучинг как инструмент управления

"Почему именно коучинг?", "Что это такое?", "Насколько он эффективен и полезен мне как руководителю?" — эти и другие вопросы задают сегодня руководители, когда встают перед выбором эффективных инструментов управления с целью повысить производительность труда сотрудников.

Коучинг — это учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Предлагая коучинг как инструмент управления, мы имеем в виду технологию взаимодействия с другим человеком, направленную на то, чтобы он (другой!) мог обучаться, развиваться и достигать поставленных целей в интересах руководителя и организации.

Не об этом ли мечтает каждый современный руководитель в отношении своей профессиональной команды? И как иллюстрация того, о каких сотрудниках мы мечтаем, вспоминается притча:

"Приходит мужик к барину и спрашивает: "Барин, почему мне за мою работу ты платишь 2 рубля, а Ивану за ту же работу 6 рублей?"

Барин на это отвечает: "Посмотри, Матвей, что это за телега ко двору подъехала?"

— "Сено везут!"

— "Откуда? Сходи и спроси, не с Елисеевских ли полей?

Приходит Матвей: "Да, сказали, что с Елисеевских полей сено".

— "Сходи, узнай, сколько стоит?"

Матвей возвращается и говорит:

— "Сто рублей?"

Барин: "Спроси, не отдадут ли за 80?"…

А в это время входит Иван и говорит: "Слушай, барин, там сено везли с Елисеевских полей. Предлагали за 100 рублей, я сторговался за 80. Распорядился, чтобы во дворе разгружали!".

Барин, обращаясь к Матвею:

— "Теперь ты понял, почему я тебе плачу два рубля, а Ивану шесть?"

Спросите, где взять таких работников как Иван, когда по статистическим данным на сегодня производительность труда российского сотрудника составляет 20–30%? Только представьте, что это 70–80% заработной платы, которую при таких данных руководители дарят сотруднику без какой-либо отдачи!

Как изменить существующую реальность?

Начните управлять в стиле коучинга и в вашем окружении появятся сотрудники, которые:

  • Понимают и принимают цели организации и бизнеса.
  • Самостоятельно решают свои задачи.
  • Умеют планировать свои действия и находить ресурсы для достижения результата.
  • Умеют работать с препятствиями.
  • Самостоятельны и ответственны.

А для вас как руководителя появится возможность:

  • Заниматься только решением стратегических задач, а сотрудникам делегировать решение оперативных.
  • Передавать ответственность сотруднику, развивать его самостоятельность и потенциал.
  • Высвободить собственное время и ресурсы.
  • Сделать взаимодействие с людьми менее энергоёмким.
  • Получить лучший результат за счёт того, что потенциал и ресурсы сотрудников задействованы по максимуму. Причём, ими же самими.
  • Повысить мотивацию сотрудников за счёт того, что они более осознанно и инициативно станут относиться к бизнес-процессам.
  • Развивать бизнес за счёт синергии усилий всех уровней сотрудников.
  • А главное, повысить производительность труда работников минимум в два раза.

Нужен ли Вам коучинг?

Предлагаем тест, который позволит определить какого сотрудника сегодня формирует Ваш стиль управления.

Представьте ситуацию: "Сотрудник вам сообщает, что он столкнулся с проблемой, решения которой он совершенно не представляет…"

Предлагаем выбрать один из вариантов реагирования на ситуацию? Постарайтесь выбрать тот вариант, который откликается в первую очередь и имеет сходство с актуальным способом восприятия и реагирования:

  1. Вариант 1:Возникает мысль: "Опять у него проблемы!"Преобладают чувства: раздражение и злость. Характерные действия:"Скажу готовое решение, дам чёткую инструкцию"."Делегирую дело другому"."Отправлю к заместителю"."Не буду разбираться, обращу внимание сотрудника на его компетентность (некомпетентность) и обязанность решить эту проблему".
  2. Вариант 2:Мысль: "Что же делать? Надо помочь!"Преобладают чувства: беспокойство за сотрудника, за результат, разочарованиеХарактерные действия:"Отложу свои дела и предложу совместно решить проблему с сотрудником"."Возьму решение проблемы на себя"."Привлеку к решению проблемы других сотрудников".
  3. Вариант 3:Мысли: "Молодец, что пришёл!", "Отлично! Мой сотрудник в поисках!", "Смело говорит о затруднениях. Доверяет". "Как здорово, что он заинтересован в решении!"Преобладают чувства: радость, спокойствие, уверенность в сотруднике, чувство веры в его компетентность. Характерные действия:"Попрошу описать проблему, подкрепляя её конкретными примерами и фактами"."Попрошу описать желаемый конечный результат решения"."Предложу выделить основные препятствия, мешающие получению результата"."Предложу определить действия по устранению препятствий".

Как вам кажется, какой из вариантов формирует зрелого сотрудника?

Управление в стиле коучинга представлено только в третьем варианте, где все составляющие мыслей, чувств и действий "работают" в комплексе и на ожидаемый результат.

Правда жизни состоит в том, что у вас всегда есть выбор, возможность оставить всё как есть. Но, если сегодня вы делаете то же, что и вчера, то завтра вы будете иметь то же, что и сегодня!

В идеале, управленец должен гармонично сочетать в своей деятельности три стратегии: стратегию предпринимательства — способность увидеть и реализовать возможность; стратегию лидерства — способность вести за собой других и стратегию менеджмента — способность системно организовать движение к цели путём эффективного управления ресурсами. И этому можно научиться, ведь, как известно, эффективными руководителями не рождаются, а становятся.

Если вы действительно заинтересованы в развитии персонала и организации, вы ставите амбициозные, великие цели и желаете жить по максимуму, тогда коучинг — это то, без чего невозможно достичь того, чего вы хотите.

Вы всё ещё размышляете?

Недавно компанией Fortune 500 проводилось исследование влияния коучинга на бизнес-процессы. Оказалось, что коучинг позволяет более чем в 5 раз окупать затраты на вложенный капитал. И в заключении хочу привести высказывание финансового консультанта Бодо Шеффера: "Обучение затрачивает ваше и без того малое время и стоит денег. Но цена незнания ещё выше! Всегда считайте, во сколько вам обойдётся жизнь без обучения и изменений".

Психология и психотерапияСаморазвитие

Статья связана со специалистами

Смотрите также