Вернуться на главную

Коучинг. Что должно присутствовать во взаимодействии, чтобы оно было эффективным?

Дата публикации:
5 июня 2015

0

(0)

210

0

0

Аватар специалиста Юлия Полежаева

Юлия Полежаева

автор

Коучинг. Что должно присутствовать во взаимодействии, чтобы оно было эффективным?

Задавали ли вы себе вопрос: Что определяет успешность взаимодействия в процессе коучинга?

Знаете ли вы, как можете сделать это общение наиболее полезным и эффективным?

Конечно, знаете. Давайте попробуем вместе резюмировать то, что очевидно:

  • Самое важное, необходимое условие любого взаимодействия, будь то разговор с коллегой, с родственниками, или в процессе коучинга — это многоуровневый контакт, называемый Раппорт.

Процесс коучинга может оказаться более эффективным, даже если коуч конкретно по коуч-модели не действует. Не верится? Попробуйте!

Для достижения, а, что самое важное, поддержание раппорта существуют различные методы и способы.

Краткосрочные методы подстройки:

  1. Мета-сообщение.
  2. Поза.
  3. Ритм.
  4. Жесты.
  5. Голос и речь.

Долгосрочные методы:

  1. Ценности.
  2. Нейрологические уровни.
  • Уровни контакта.

Также важен и уровень, на котором раппорт создан и поддерживается:

  1. Опыт или переживания: "В одном городе жили", "В одном институте учились".
  2. Концепции. Сходство идей, картина мира, предположений относительно того, как устроена реальность, отношение к определённым вещам и событиям.
  3. Намерение. Клиент чего-то хочет и готов что-то для этого делать, и коуч совпадает с ним на этом уровне, потому что хочет клиенту в этом помочь.
  4. Мотивация. Если наши мотивации не совпадают, или просто прямо противоположны, то естественно будет труднее понять человека. Если они совпадают, то понять человека будет легче, но сложнее может быть с выяснением его "слепых пятен".
  5. Развитие. Если лидер компании захочет с каждым подчинённым встретиться в его реальности, это будет сложно. Ему нужно создать некую свою реальность (корпоративную культуру), которая была бы увлекательна для всех и объединила их одной миссией.
  • Прояснение ситуации.

Обыкновенно в процессе коучинга максимум времени уходит именно на прояснение.

Прежде всего, надо разобрать, каково настоящее состояние клиента и каково желаемое. И что необходимо для перехода от одного к другому.

Коуч может задавать расширяющие вопросы. Например, "расскажите об этом ещё", "можно подробнее", "что для вас наиболее важно?", "что первостепенно?"

Если клиент говорит много, и это снижает ясность, то можно задать сужающий вопросы. Такие, как: "не могли бы вы суммировать?", "что здесь самое главное?", "на что наиболее важное следует обратить внимание?"

Есть ещё один способ внести ясность — вопрос типа: "помогите мне понять", "помогите разобраться".

Если клиент говорит в общих терминах, но так и не переходит к деталям, можно предположить, что ясность у него возникнет именно тогда, когда он, наконец, начнёт детализировать. И наоборот, если он углубляется в детальное описание, то общую картину представить ему сложнее.

Есть прямые показатели ясности, когда клиент говорит: "Я понял, теперь всё понятно", — у него меняется состояние. Есть косвенные признаки — жесты, калибровки, уровень энергии и готовность взять на себя обязательства.

Один из приёмов привнесения ясности — это моделирование, виртуальное проигрывание ситуации, которую человек обдумывает. Предложения поиграть, попробовать себя в разных ролях дают хороший опыт. И тогда клиент понимает, что он может чувствовать в определённых условиях и подготовится.

  • Ответственность клиента.

Наверняка вам не раз приходилось встречаться с тем, как часто люди не хотят брать на себя ответственность и как мастерски они умеют её перекладывать на других. Были ли вы когда-нибудь этими другими?

Признаки взятия на себя ответственности: наличие действенного плана, энергия, принятие на себя расходов и последствий, соответствие ценностям, готовность к тому, чтобы подключить к процессу дополнительные ресурсы и людей.

Проверить это можно напрямую, спросив, знает ли он, что он собирается делать на основе всего вышесказанного. Можно попросить клиента установить ограничения по времени: если он готов это сделать в течение недели или месяца, то это значит, что он уже взял на себя обязательства.

  • Поддержка и фрустрация.

В процессе сессии, чтобы вызвать энергию клиента, коучу может потребоваться смоделировать у клиента последствия его бездействий, спровоцировать или поддержать клиента эмоционально, ни к чему конкретно не подталкивая.

Искренняя поддержка творит чудеса, а хорошая провокация ставит клиенту вызов.

И то, и другое может быть хорошим инструментом коуча, когда используется к месту.

Психология и психотерапияСаморазвитие

Другие статьи автора

Наше детство: тип личности в Эннеаграмме

0

Аватар специалиста Юлия Полежаева

Юлия Полежаева

Наше детство: тип личности в Эннеаграмме

Чтобы определить свой тип личности, можно обратиться к профессиональным тестам, которые были созданы специально для этой цели, а можно ещё… просто вспомнить детство. Ведь именно тогда мы часто действительно настоящие, ещё с минимальным набором...

Читать далее
Модель O.S.C.E.R

5.0

Аватар специалиста Юлия Полежаева

Юлия Полежаева

Модель O.S.C.E.R

Достаточно часто в коучинге я работаю, используя модель SCORE: и как инструмент для сбора и систематизации информации, и для выстраивания причинно-следственных связей, и в системном формате. И вы, вероятно, согласитесь со мной, что все люди...

Читать далее
Коучинг. Искусство задавать вопросы

0

Аватар специалиста Юлия Полежаева

Юлия Полежаева

Коучинг. Искусство задавать вопросы

Часто дают такое определение коучингу: "Коучинг — это искусство задавать потрясающие вопросы" . И это действительно так. Умение задавать вопросы, которые стимулировали бы творческий поиск клиента, выводили его из тупиков — это сердце коучинга....

Читать далее
Паттернинг: полярности, комплиментарности, двойственность, адвайта

0

Аватар специалиста Юлия Полежаева

Юлия Полежаева

Паттернинг: полярности, комплиментарности, двойственность, адвайта

Что это? Многие считают, что концепции. Хотя всегда сомнительно, когда в слова и концепции облекают что-то о большем… Так часто возникают Учения. Так возникает поклонение. Так возникают целые школы и общины. Учителя и Ученики. И всё это — лишь...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

С какими проблемами сталкиваются начинающие психологи и как их решить?

0

Аватар специалиста Светлана Ященко

Светлана Ященко

С какими проблемами сталкиваются начинающие психологи и как их решить?

С какими проблемами сталкиваются начинающие психологи и как их решить? На такую тему я решила писать свою курсовую работу. Буду держать вас в курсе своих открытий на эту тему. 1. С какой категорией (целевой аудиторией) вы хотели бы...

Читать далее
Родители виртуальные и реальные

0

Аватар специалиста Екатерина Казанская

Екатерина Казанская

Родители виртуальные и реальные

Сегодня хочется рассказать о детях, которые выросли в сложной, трудной обстановке, где родители всё время дрались, орали друг на друга, скандалили и при этом били, унижали и оскорбляли ребёнка. И вот со всем этим грузом дети всё-таки выжили,...

Читать далее
Проявились проблемы, которые долгие годы, а порой и жизни, ждали своего времени. Что делать?

5.0

Аватар специалиста Елена Нестеренко

Елена Нестеренко

Проявились проблемы, которые долгие годы, а порой и жизни, ждали своего времени. Что делать?

У человека в жизни бывают моменты, когда боль души уже нестерпима . И хорошо, если человек сам осознает причину этой внутренней боли и своего весьма нересурсного состояния. Но чаще бывает, что причина проблемы спрятана очень глубоко. Особенно,...

Читать далее
Коучинговое упражнение "Кто я?"

0

Аватар специалиста Елена Иванова

Елена Иванова

Коучинговое упражнение "Кто я?"

Коучинговое упражнение, чтобы узнать себя лучше, увидеть свою уникальность, свою ценность, увидеть отжившее, увидеть то, что тормозит в жизни и реализации себя. ___ Это упражнение я даю помогающим практикам, когда мы работаем про бренд. Поэтому в...

Читать далее