Вернуться на главную

Королевская дорога: основные теоретические положения работы со снами

Дата публикации:
3 декабря 2014

0

(0)

294

0

0

Аватар специалиста Юлия Гундертайло

Юлия Гундертайло

автор

Королевская дорога: основные теоретические положения работы со снами

Во все времена сны были важнейшей частью жизни человечества, всегда были толкователи, сонники и традиции толкования. В самых простых племенах мудрецы (старейшины, шаманы, целители) внимательно выслушивали все рассказы о сновидениях. Из поколения в поколение передавалась система расшифровки текста сна, и опыт предшественников позволял строить вполне реальную практику выживания: стратегию лечения страждущего, тактику войны с врагами, сроки высаживания растений. Особенное внимание уделяли снам вождей: их сны, по преданиям, могли рассказать о необходимых действиях для целого сообщества. Для первобытного человека сны были сакральной частью жизни человека и общества, свидетельством проявления высших сил. В то время существовало верование, что душа человека во сне выходит и путешествует по невидимым мирам и там приобретает мистический опыт.

На востоке наука о сновидениях практически не изменилась за последние тысячелетия. В Индии работа со сновидениями — неотъемлемая часть Ведической Астрологии. В Китае древнейший трактат императора Хуан-Ди "Сонник Жёлтого Императора", жившего 4,5 тыс. лет назад, до сих пор основа основ толкования сновидений. Тибетские традиции столь же давние и основательные [5].

Развитие западной цивилизации несколько изменило позиции сновидения в жизни людей. Сны считали то посланием богов (в древнем Египте), то дьявольским наваждением (вавилоняне и ассирийцы считали, что плохие сны посылаются демонами и духами умерших). Сны в Египте, считалось, могли излечить от болезни, помогали набраться сил, открыть в себе новые способности. В культе богини Исиды была широко распространена практика лечебных сновидений в храме. Подобные способы исцеления использовали и другие народы. Все правители древности держали при себе советников, которые должны были выявлять скрытый смысл ночных видений.

Истории, связанные со сновидениями, можно встретить во всех древнейших и священных книгах человечества ("Эпосе о Гильмаше", Библии, Талмуде, Торе, Коране). Широко цитируется изречение из Торы: "Наша жизнь — это бодрствование во сне". Хрестоматийной стала также цитата из Талмуда: "Сновидение, оставшееся без истолкования, подобно письму, которое не было прочитано". В Священном Коране сон упоминается в девяти местах. В Библии также сновидения занимают значительное место в общении человека и Бога. Судьба Иосифа, как и путь Христа, в точках бифуркации направляется с помощью снов. В книге "Иов" так проясняется назначение сновидений: "Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Своё наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом" (Иов.33:14).

Древнегреческие философы открыли эпоху рационального изучения сновидений. Артемидор (2 в. н. э.) в соннике "Онейрокритика", систематизировал греческие, египетские, восточные толкования символики снов. Платон считал, что во сне выражаются низменные влечения (диалог "О любви"). Аристотель в трактатах "О сне" и "О вещих сновидениях" утверждал, что сновидения — результат специфической деятельности мозга. Диоген полагал сновидения вообще бессмысленными и не имеющими значения. Лукреций Кар в поэме "О природе вещей" утверждал, что сновидения воспроизводят те представления, которые переживались сновидцем в состоянии бодрствования, отражая повседневную реальность в особой манере [2].

В эпоху Просвещения и до 1900 года сны считались физиологическим проявлением телесности, не стоящим научного внимания. З.Фрейд в работе "Толкование сновидений" опровергает эту точку зрения: "Сновидение — полноценное психическое явление. Оно осуществление желания. Оно может быть включено в общую цепь понятных нам душевных явлений бодрственной жизни. Оно было построено с помощью чрезвычайно сложной интеллектуальной деятельности", — писал в своём произведении Фрейд [4, с.150]. Фундаментальная работа этого учёного перевернула весь мир викторианской культуры того времени и была поистинне революционной для сознания тысяч людей. Сны получили надёжное место в западной культуре и пространство для исследования — адепты психоанализа.

Современная психотерапия является приёмником древней культуры практической работы со сновидениями, поэтому психотерапевт нуждается в широких знаниях из области культуры, символики, истории. Сейчас существует целый ряд психологических концепций, организующих практику отработки сна (современный психоанализ, гештальт, онтопсихология и др.). Однако для арт-терапевтической работы наиболее применима концептуальная платформа, предложенная К.Г.Юнгом. "Слово в сновидении не ограничено концептуальными интерпретациями, потому что слово в сновидении — это не концепция. Это образ, прибывший из воображения, и словарное значение, денотация слова — это только часть, то, что хорошо известно", — полагает пост-юнгианец Д. Хиллман [6, с.9]. Таким образом, исследование сновидения с помощью разномодального воплощения мысленных образов в арт-терапии способствует воссоединению разрозненных частей переживания. Так, собственно, была основана практика терапевтической работы со снами в современном мире. Следующим шагом в этом направлении стали работы К.Г. Юнга [8] и его последователей, которые позволили анализировать глубинные слои сна, связанные с вневременными сюжетами сновидений.

Итак, какие самые важные замечания следует использовать тогда, когда клиент сообщает о своём сне?

Модель психики К.Г.Юнга [2, с.78] (выделение уровней бессознательного) позволяет терапевту видеть сновидение как многослойный текст, все элементы которого приобретают иное звучание в разных плоскостях. Благодаря такому широкому виденью, терапевт может подводить клиента к расширению канала осознания реальности и интеграции новых смыслов в образ Я.

Сон — это в первую очередь диагностический материал. Как известно, человек воспринимает реальность (как внутреннюю, так и внешнюю) не-сколько ограничено, "не замечая" некоторые процессы и феномены. Из-за этого искажения (его величины) он не может адекватно реагировать на свою жизненную ситуацию, что и порождает психическое напряжение (меньшее или большее). Сновидение же, как зеркало, бесстрастно отображает все элементы реальности. "Здесь мы наталкиваемся на важный в использовании анализа сновидений факт: сон рисует внутреннюю ситуацию, реальность которой сознание вообще не признаёт или признаёт неохотно. …То есть я вижу в сновидении диагностически полезный факт", — пишет по этому поводу К.Г.Юнг [7].

Предъявление сновидения — один из ключевых моментов работы в терапии. Как показывают последние иследования, обмен информацией между людьми лишь на 15–20% состоит из слов, взглядов и жестов. Остальной информационный поток взаимодействует на уровне бессознательного, и он может быть как исцеляющим, так и агрессивным. Последователи великих Учителей часто указывают на изменение психического состояния в поле непосредственного контакта с последними. Всё это ещё раз указывает на необходимость постоянной и глубокой работы психотерапевта над собственными проблемами, которая гарантирует клиенту необходимый уровень безопасности от "кинофильма в голове терапевта". Естественно, речь не идёт о том, чтобы терапевт уподобился бесчувсвенному роботу. Задача терапевта — отрабатывать интенсивные аффекты своей жизни, которые могут "выключать" сознание, и при этом находиться в активном эмпатическом процессе. К.Г.Юнг [7] так комментирует это положение: "Поскольку сновидения дают информацию о скрытой внутренней жизни и выявляют компоненты личности, которые в дневной жизни означают лишь невротические симптомы, то пациента можно лечить не только сознательно, но и бессознательно". Наличие диалога на уровне бессознательного манифестируется появленим в снах клиента фигуры терапевта: "Самые актуальные желания и конфликты прошлого, в конечном счёте, сосредотачиваются на личности терапевта" (Роут Ш. [3]).

Важна также сознательная установка терапевта в психотерапии, его герменевтические навыки. "Опасность при одностороннем понимании состоит как раз в том, что врач составляет суждение о смысле сна на основании предвзятого мнения, соответствующего теории или даже истинного по существу. Но оно не вызовет добровольного согласия пациента и потому практически неверно; неверно ещё и потому, что предвосхищает и тем самым парализует развитие пациента. Пациенту нельзя внушить истину, при этом мы обращаемся только к его голове, он должен сам дойти до этой истины — тогда мы достигнем сердца, что затрагивает глубже и действует сильнее", — предостерегает К.Г.Юнг [7]. Учёный предлагает забыть все теории и концепции и вести поисковую деятельность: внимать, удивляться, искать, находить. Основа работы со сном — доверие мудрости психики в целом, что предполагает лояльное отношение к возможностям интеграции новых смыслов клиентом.

Необходимо также учитывать, что сон — это всегда компенсация. "В практическом толковании мы всегда с пользой можем задать вопрос: какая сознательная установка компенсируется этим сном?" — обращает наше внимение К.Г.Юнг [7]. Фактически идёт речь о том, как сновидение регулирует психический гомеостаз личности. Если в сознательной установке присутствует какие-то элементы приувеличения или приуменьшения (отношений, значения, важности, напряжения), то сон компенсирует эту особенность противоположной тенденцией. Психотерапевту нужно также понимать сознательные установки клиен-та, контекст их формирования: "Как для толкования сна необходимо иметь точное знание соответствующей установки сознания, так в отношении сим-волики сновидения важно учитывать философские, религиозные и мораль-ные убеждения. Практически полезнее рассматривать символику сна не се-миотически, т.е. как знак или симптом постоянного характера, а как подлинный символ, т.е. выражение ещё не распознанного сознанием и понятийно не сформулированного содержания, соотносящегося с определённой установкой сознания", — пишет К.Г.Юнг [7].

К тому же сновидение само по себе многомерный феномен, в котором присутсвует бесконечное количество смыслов и значений как для самого сновидца, так и других людей. Каждое новое соприкосновение с ним, как и с произведением искусства, открывает другие грани и качества, ранее скрытые от нас. Поэтому один и тот же сон может фигурировать в психотерапевтической работе много раз. Инициировать возвращение к нему может как клиент, так и терапевт. Мастерски работавший со сновидениями К.Г.Юнг восклицает: "Природа снов сама по себе ясная, они точно соответствуют истинному положению дел. Взглянув на такие сны в последующей стадии лечения или даже спустя годы, часто хватаешься за голову: как можно было быть таким слепым?" [7].

Если терапевт эффективен в психотерапевтическом процессе, то меняются и жизнь клиента, и его самочувствие, и его сны: "Многие люди принимают терапевтический прогресс более серьёзно, когда видят изменения в своих снах" (Роут Ш. [3]). Психотерапевтическая работа со снами должна проростать из уровня слов в практику повседневности клиента. "Идеи и образы из наших снов должны переместиться в наши эмоции, в наши мышечные ткани, в клетки нашего тела. А для этого требуется физическое действие. Любой физический акт фиксируется на самом глубоком уровне души", — пишет Р. Джонсон [1, с. 102]. В арт-терапии этот постулат можно реализовать, выбрав для воплощения сна любую форму (рисунок, пение, лепку, игру и др.). На этом этапе терапии часто встречается потребность в индивидуальном ритуале, символическом акте, связующем разрозненные части опыта в живую ткань жизни. Следующий шаг в работе со сном — прояснение, какие именно изменения в свою реальную жизнь готов внести клиент в связи с новыми смыслами, открывшимися во сне.

Литература:

  1. Джонсон Р. Сновидения и фантазии. Анализ и использование/Роберт Джонсон. — М.: Рефл-бук; Ваклер, 1996. — 286 с.
  2. Криппнер С., Диллард Дж. Сновидения и творческий подход к решению проблем/С. Криппнер, Дж. Диллард. — М.: Изд. Трансперсонального Института, 1997. — 172 с.
  3. Роут Ш. Сновидения в психотерапии/Ш. Роут [Электронный ресурс].
  4. Фрейд З.Толкование сновидений/З. Фрейд. — М.: Азбука-классика, 2009. — 512 с.
  5. Фромм Э. Забытый язык: Введение в понимание снов, волшебных сказок и мифов/Пер. с англ. — Ангарск: АО "Формат", 1994. — 161 с.
  6. Хиллман Д. Терапия, сны, воображение/Д. Хиллман//Хрестоматия по глубинной психологии. — М., 1996. — С. 6–33.
  7. Юнг К.Г. Практическое использование анализа сновидений/К. Юнг [Электронный ресурс].
  8. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления/К.Г. Юнг. — М.: ООО "Издательство АСТ — ЛТД"; Львов: "Инициатива", 1998. — 480 с.
Психология и психотерапияВосточные практики

Смотрите также