Вернуться на главную

Комплексный подход в решении проблем дислексии, с применением методов кинезиологии

Дата публикации:
1 июля 2016

0

(0)

621

0

0

Аватар специалиста Татьяна Сорокина

Татьяна Сорокина

автор

Комплексный подход в решении проблем дислексии, с применением методов кинезиологии

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. В современном мире на сегодняшний день насчитывается более 200 направлений. Важное место занимает образовательная кинезиология. Это современное эффективное направление науки практики в области человекознания, основанное американскими авторами доктором Полом Деннисоном. Образовательная кинезиология предлагает систему физических движений, упражнений и приёмов, которые направлены на развитие и восстановление природных уникальных возможностей человека через снятие существующих внутренних барьеров — "блоков".

Метод Кинезиология, также как и образовательная кинезиология, направлены на решение такой задачи как: интеграция мозга в целях адаптации, обучаемости и сохранения целостности человека как единой энергоинформационно-физиологической системы. Проблемой неспособности в обучении является отрицание, уклонение от активных действий из-за страха, страха боли и боли, как таковой. В современной науки это называется Дислексией. Почти в каждом случае "нарушение функций обучения", известные под названием дислексия, развиваются в результате эмоционального стресса, получаемого во время обучения (за исключением травматических и органических повреждений мозга).

К чему в будущем приводит "дислексия"? Безграмотное письмо, неправильная речь, бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль, непонимание причинно-следственных связей. Последнее обстоятельство может привести к осложнению в усвоении математических предметов. В более старшем возрасте подросток бывает практически не способен излагать свои мысли, а следовательно, и писать изложения и сочинения, не говоря уже о решении математических задач. Вследствие этого у ребёнка формируется низкий уровень самооценки, появляются сложности во взаимоотношениях как со взрослыми, так и со сверстниками. Всё это приводит к потери интереса в обучении, нежелании посещать школу, замкнутости, нерешительности.

Научные исследования, подтверждённые практикой в 70-80-х гг. прошлого века, связывают эту проблему с неспособностью к интеграции полушарий головного мозга. Дислексия — результат нарушения межполушарных связей. Как известно, человеческий мозг имеет два полушария, внешне зеркально подобных, но имеющих разную специализацию. Это различие принято называть функциональной асимметрией полушарий. Между двумя полушариями существует анатомическая связь — большая спайка головного мозга, по-другому — "мозолистое тело". Однако для слаженной, совместной работы обоих полушарий её недостаточно, требуется функциональная связь. Эта связь у большинства людей формируется ещё в период младенчества, пока функции полушарий ещё не оформились окончательно. Важнейшим для её формирования является период ползания. Если ребёнок в младенчестве ползает много и достаточно продолжительное время, то благодаря постоянным перекрёстным движениям рук и ног складывается и координация движений, и координация деятельности полушарий мозга между собой, и координация мозга и тела в целом. Происходит это на бессознательном уровне. Одно из полушарий является как бы ведущим, доминирующим. Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия прошла ряд этапов развития, накоплен значительный теоретический и практический материал. Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

  • доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди),
  • доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди),
  • отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Предполагается, что различие между функциями полушарий сводятся к разным способам организации контекстуальной связи между элементами обрабатываемой информации.

"Левополушарные" формально-логические компоненты мышления так организуют любой знаковый материал, что создаётся строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. То есть всех реальных и потенциальных связей между многогранными предметами и явлениями выбирается несколько определённых, не создающих противоречий и укладывающихся в данный контекст. Так, слово, включённое в контекст, приобретает только одно значение, хотя в словаре их может быть больше. Это могут быть не только слова, но и другие символы, знаки и даже образы.

Функции "правополушарных" компонентов мышления — это одномоментное схватывание большого числа противоречивых, с точки зрения формальной логики связей, и формирование за счёт этого целостного и многозначного контекста. Преимущество такой стратегии мышления проявляется в тех случаях, когда информация сложена, внутренние противоречива и не может быть сведена к однозначному контексту. Роль правополушарной стратегии познания, проявляющейся в способности улавливать множество связей и вариантов в многозначном контексте, делает её важнейшим участником творческого процесса.

Сознание, точнее осознаваемые процессы, связываются в основном с левым полушарием, его речевыми центрами, а подсознание или сверхсознание с правым. Именно в левом полушарии находится наше осознаваемое "Я", связанное с речью.

Левое полушарие мозга содержит Общую зону интеграции (ОЗИ), которая синтезирует всю поступающую от органов чувств информацию и интегрирует её с нашей настоящей Системой Убеждений, чтобы мы реагировали на происходящее в соответствии со своими представлениями о том, в чём мы заинтересованы. В ОЗИ "живут" представления о самом себе и самооценка. Она заботится о нашем выживании. Её основная функция — контроль. На основе своего жизненного опыта она даёт нам квинтэссенцию того, "что мы уже знаем".

Правое полушарие выполняет совершенно другие задачи и имеет совершенно другую точку зрения. Оно относится к осознанию и творческим способностям, не основанным на наших текущих представлениях о "реальности". Это полушарие не имеет никакого отношения к прошлым страхам, болям, представлениям или ограничениям. Более того, он является "беспристрастным свидетелем" во время воспоминаний. Оно запоминает всю правду, а не ту её часть, которую нам хочется запомнить. Нам предлагается квинтэссенция того, "кем бы мы могли стать" на основе подлинной истины нашей жизни.

Фундамент неравенства полушарий закладывается ещё в детстве. Обучение детей построено на доминировании точных наук, преимущественно развивает левое полушарие. О возможности правого часто забывают, мы не пользуемся его мощным потенциалом предвидения, интуиции, не развиваем его — одним словом, пренебрегаем собственным подсознанием.

Правое и левое полушария по-разному относятся к собственному родному организму. Каждое из них связано с противоположной половиной тела. Правое полушарие в прямом смысле слова "ближе к телу" — оно более чутко прислушивается к протекающим в теле физиологическим процессам, особенно связанным с эмоциями, и управляет последними. Поэтому телесные следы эмоциональных проблем чаще всего проявляются на левой половине тела.

  • Независимое полушарие (правое):
  • аналитическое мышление,
  • линейное восприятие,
  • концентрация на деталях выживания,
  • ориентация во времени,
  • речь,
  • представления о себе,
  • наличие суждений,
  • Система Убеждений,
  • Независимое полушарие (правое):
  • творчество,
  • чувство пространства,
  • концентрация на целом,
  • неограниченное восприятие,
  • образ, цвет, символ,
  • язык,
  • чувство ритма, музыка,
  • отсутствие суждений,
  • отсутствие временных ограничений.

Таким образом, проблема неспешности, как у взрослых, так и у детей, может быть решена, если в процессе жизни используется работа целостного мозга. Образовательная кинезиология помогает обучающимся любого возраста раскрыть возможности, заложенные в теле. Специальные двигательные упражнения направлены на переобучение работы мозга, дают человеку возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не были задействованы в познании.

Образовательная кинезиология — молодое направление, которое сегодня успешно развивается более чем в 30 странах мира и стало частью профессиональной жизни специалистов — психологов, педагогов, медицинских работников и др.

Совместно с образовательной кинезиологией метод "Единый мозг" позволяет эффективно решать проблемы по дислексических нарушениям способностей к обучению. Чаще всего причиной таких нарушений, как было сказано ранее, является эмоциональный стресс. Можно сказать, что школа является одним из главных источников стресса. Дети в школе пребывают в состоянии хронического, эмоционального, информационного, психогенного стресса, истощающего иммунную систему. Кроме того к стрессовым факторам можно отнести и постоянную угрозу наказания: за ошибочные ответы, действия, плохие оценки, взаимоотношения, как от педагогов, так и родителей.

Приведу примеры из моего опыта работы.

  • Клиент — девочка 13 лет. Проблема: плохой почерк, отсюда плохие отметки по русскому языку. В семье напряжённые отношения с мамой и отчимом. Мама во всём поддерживает отчима, считает, что девочке не хватает отца, и теперь, когда в доме есть мужчина, она должна его во всём слушаться. В процессе коррекции выяснили, что причина возникновения данной проблемы в возрасте 10 лет, именно тогда в семье появился отчим. Посмотрев тетради ребёнка, он заявил, что у девочки плохой почерк (хотя на тот момент у неё по русскому языку была твёрдая четвёрка), а у него, у отчима, почерк идеальный. Каждый день он заставлял ребёнка копировать его почерк, требуя переписывать по 3–4 страницы из книг его "идеальным" почерком. С тех пор она стала яростно ненавидеть письмо. Съехала на двойки и едва-едва переходила из класса в класс. Проведя коррекцию и рассеивание эмоционального стресс, т.е., обнаружив истинную причину неудач ребёнка, мы пришли к тому, что девочка стала писать как раньше и скоро восстановила свою "4" по русскому языку.
  • Клиент — мальчик 14 лет. Проблема: неуспеваемость по литературе. При личной беседе с ребёнком выяснилось, что он не любит гуманитарные предметы: историю, литературу, географию и другие, не умеет писать сочинения, у него бедный словарный запас. Я спросила: "А какие книги ты любишь читать?". Он ответил: "Зачем? Я не интересуюсь чужими мыслями". Необходимо было выяснить, когда впервые ребёнок испытал стресс по отношению к чтению. Используя техники из метода кинезиология, мы выявили следующую ситуацию. Первый класс, всем задали выучить алфавит. Мальчик учил, как мог, но до конца запомнить последовательность расположения букв не сумел. На уроке чтения у него спросили домашнее задание, он растерялся и не смог ответить. В этот день ребёнок получил свою первую единицу в дневник, учительница отругала его при всём классе и ещё пожаловалась маме, которая работала в той же школе. Дома мама сказала, что сын её опозорил. С тех пор чтение самый не любимый предмет. После рассевания эмоционального стресса и проведения специальных восстановительных упражнений (стресс был настолько сильным, что когда ребёнок произносил алфавит, из его глаз катились слёзы) получился отличный результат. Через неделю я встретилась с мамой мальчика: "Представляете, я захожу в его комнату, а он читает книгу. Спасибо вам". Коррекция прошла успешно.

Опыт работы и большая практическая деятельность доказали, что очень часто сами родители, не подозревая об этом, являются главными стресс-факторами для своих детей, и им (родителям) необходимы знания, для того чтобы действительно помочь своим детям. Поэтому я проводила для родителей мини-семинары, тренинги, обучая их необходимым упражнениям, рассказывая о стрессе и его последствиях и о том, как можно помочь своему ребёнку.

В заключении следует сказать, что методы кинезиология "Единый мозг" и образовательная кинезиология позволяют быстро и эффективно избавиться от пережитого стресса и его негативных последствий и снять трудности в обучении как у детей, так и у взрослых.

Альтернативная медицинаПсихология и психотерапия

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

"И что мне с этим делать?..

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

"И что мне с этим делать?..

"И что мне с этим делать?", - вопрос, который часто любят задавать психологам клиенты, иногда повергая аналитиков в состояние ступора. :) Во-первых, потому что психолог не даёт советов, но может дать конкретные рекомендации (выполнить определённую...

Читать далее
Как сохранить автономию в отношениях?

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Как сохранить автономию в отношениях?

В здоровых отношениях есть место как близости, так и автономии. Это означает, что у пары есть пространство для общих интересов и времяпрепровождения, точки соприкосновения и сходства, но в то же время есть и пространство, где каждый мог бы побыть...

Читать далее
"Как он(а) ко мне относится?". Запросы на понимание и изменение партнёра.

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

"Как он(а) ко мне относится?". Запросы на понимание и изменение партнёра.

В практике психолога часто возникают ситуации, когда на приём приходит один из супругов/партнёров с твёрдым намерением лучше понять, а то и изменить другого. Это может быть муж, у которого никак не получается наладить сексуальный контакт с женой,...

Читать далее
Роковая женщина как архетип: кто она?

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Роковая женщина как архетип: кто она?

Look my eyes are just holograms Look your love has drawn red from my hands From my hands you know you'll never be More than twist in my sobriety* Архетип роковой женщины в культуре - животрепещущая тема для многих людей, и именно вокруг неё...

Читать далее