Вернуться на главную

Каждый пишет, как он дышит

Дата публикации:
25 января 2013

0

(0)

346

0

0

Аватар специалиста Евгения Ощепкова

Евгения Ощепкова

автор

Каждый пишет, как он дышит

В душе каждого из нас таится ребёнок, который по-прежнему любит сочинять, фантазировать, воображение которого свободно, а творческий потенциал безграничен.

Вызволить творца, освободив тем самым психологические ресурсы, призваны занятия арт-терапией вообще и активными её методами в частности.

В этой статье речь пойдёт о практике активной библиотерапии.

Активная библиотерапия подразумевает несколько вариантов…

Творческая работа с авторским произведением

В данном случае психолог предлагает клиенту дополнить, изменить уже существующий художественный текст. Это особенно нравится детям, которые недовольны тем или иным финалом истории, и хотят "переделать" его.

Взрослым уместно предлагать дописать концовку проективного рассказа или завершить некую историю, финал которой открыт, многозначен.

Читателям статьи наверняка вспоминается роман Маргарет Митчелл "Унесённые ветром". Думаю, вопрос о дальнейшей судьбе Скарлетт Хара волновал не только меня одну…

Да что там Скарлетт! Вспомните, скольких любимых героев и героинь мы мечтали "оживить и поженить"!

С чем связан психотерапевтический эффект данной работы?

Дописывая/переписывая некую историю, клиент получает уникальную возможность посмотреть на ситуацию со стороны, осознанно изменить личный жизненный сценарий, расширить собственный ролевой репертуар.

А текст, созданный клиентом — богатейший материал для совместной работы.

Помимо этого "дописывание-переписывание" — способ постепенно приблизится к процессу сочинительства, так сказать, "попробовать перо".

Следующая форма работы с авторским текстом известна нам с детства.

Проигрывание, инсценировка истории (отрывка)

Здесь библиотерапия усиливается другой арт-терапевтической формой — драматерапией. Вместе они создают мощный эффект эмоционального очищения, осознавания и глубокой проработки чувств. Играя как-будто "другого", человек имеет возможность заявить о себе, выкрикнуть то, что запрятано в глубинах души.

Задайте себе вопрос: какого литературного героя вы хотели бы сыграть? Ваш ответ сам по себе будет интересен психологу. Да и вам тоже.

Как-то клиентка, бизнес-леди тридцати с небольшим лет, сказала, что мечтает сыграть Виктора Зуева, героя пьесы А. Вампилова "Утиная охота"… Её ответ удивил меня. Оказалось, женщину разрывало ощущение бессмысленности собственной жизни, внешне такой успешной, но внутренне — суетной, пустой, лишённой смысла…

Что такое современные молодёжные традиции ролевых игр или касплея? Отождествление себя с героем. Попытка "стать другим, не будучи собой".

Здесь всё значимо — и выбор персонажа, и понимание его характера, и контекст ситуации клиента.

Рисование или создание иной творческой работы по мотивам авторского текста

Помните, как мы все любили рисовать сказочных героев — богатырей, рыцарей, принцесс…

Творческие продукты клиента (рисунок ли, поделка или сыгранная роль) выступают своего рода "вещественным доказательством" для психолога. Когда есть продукт — работать не то, чтобы проще, намного интереснее! И для самого клиента становится очевидным то, что прежде отрицалось.

Девушка-подросток самозабвенно рисует героинь манги (японских комиксов), отдавая предпочтение образам демонических воительниц. Обсуждая с психологом свои рисунки и содержание текстов, она признаёт существование сильной злости на мать, которая вышла замуж во второй раз…

Когда я провожу занятия по написанию собственной притчи, я использую такую форму библиотерапии, как создание творческого продукта. Мы с участниками читаем историю, чаще всего, короткую, и после обсуждения я прошу каждого из предметов, находящихся под рукой, представить смысл притчи в символической форме. Трудно описать, что именно и как делают люди в такие моменты, но смею уверить читателя — работы получаются удивительные!

Но, конечно, больше всего я люблю, когда мои клиенты приступают к собственному сочинительству.

"Сочинительство"

Как я уже писала, психотерапевтический эффект собственного сочинительства основывается на следующих факторах:

  • Главный герой любого текста, созданного клиентом — всегда автор;
  • Сочиняя собственный текст, клиент имеет возможность создать иную психическую реальность, нежели та, в которой он живёт. Изменив текст, контекст, метафору и другие художественные средства, пишущий может изменить и своё эмоциональное состояние;
  • При собственном активном творчестве воздействие целительной силы искусства увеличивается в разы.

Хотелось бы добавить, что успехи в сочинительстве, как, впрочем, и в любом творчестве, повышают самооценку человека, расширяют возможности самореализации и самопрезентации.

Мы начинаем сочинять с малого. Первой пробой пера на наших занятиях является синквейн.

Эта поэтическая форма известна многим и достаточно проста в написании. Напомню читателям, что синквейн — это нерифмованное пятистрочное стихотворение, каждая строка в котором строится по правилам. Вот они:

  • 1 строка — одно слово, существительное, отражающее главную идею; тема, понятие;
  • 2 строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  • 3 строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • 4 строка — фраза, предложение, показывающая авторское отношение к теме; иногда — афоризм;
  • 5 строка — слово или несколько слов, отражающие сущность темы, резюме; иногда — синоним.

Кстати, творческие учителя с успехом используют синквейн в качестве необычной формы зачётной работы, там, где максимально сжато необходимо изложить сущность феномена, понятия.

Именно внешняя простота и лаконичность синквейна учат пишущего ценить каждое слово, выражать мысли и чувства предельно конкретно, чётко, ёмко. Написав несколько синквейнов на одну и ту же тему, участники достигают удивительной глубины и понимания вопроса, выражают авторское отношение к написанному, а не просто подбирают подходящие слова.

Возможности синквейна широки, в том числе его можно использовать и как способ "приблизиться" к проблеме, о которой клиенту трудно говорить. Каждое слово здесь "на вес золота", и является путеводной нитью в исследовании психологической реальности клиента.

Интересен эффект групповой работы по написанию синквейна. Например, задаётся общая тема, как правило — эмоциональное состояние, психологический феномен. Участники группы сочиняют стихотворения и зачитывают их. При обсуждении выясняется разность взглядов, мнений, способов преодоления проблемы.

Вспоминаются синквейны на тему "Тревога":

Тревога.
Тягучая, скучная.
Тормозит, замедляет, укладывает.
Я боюсь совершить ошибку.
Безволие. Тупость. Лень.

Или вот такой:

Тревога.
Незаметная, невидимая.
Подкрадывается, накрывает, опустошает.
Много в психике прячется тайн.
Бессознательное. Проблема.

А как вам вот этот?

Тревога.
Скучная, преувеличенная.
Тяготит, мешает, останавливает.
Я борюсь с отжившими монстрами.
Привычка.

Ну, а вот этот, по-моему мнению, достоин положительной оценки в качестве зачётной работы по психологии:

Тревога.
Хроническая, ситуативная.
Проявляется, диагностируется, корректируется.
Принимает разные формы.
Психика, чувство, феномен.

Формы работы с тем же синквейном подбрасывает сама практика, стоит только начать. На одном из занятий участники предложили написать парные синквейны "тревога — уверенность", "ответственность — безволие", "жизнь — смерть"…

Говорить о сочинительстве в рамках библиотерапии я могу бесконечно. Сочинять можно всё — от притчи до эпической саги. Конечно же, речь не идёт о том, что по окончанию работы с психологом клиент становится писателем. Но приобретает новые способы постижения и выражения своего внутреннего мира — несомненно.

Психология и психотерапия

Другие статьи автора

Деньги и ограничивающие убеждения. Часть вторая

5.0

Аватар специалиста Евгения Ощепкова

Евгения Ощепкова

Деньги и ограничивающие убеждения. Часть вторая

Низкая самооценка и, как следствие, ощущение себя недостойным тоже блокируют изобилие! В общем такие программы звучат, как "Я недостоин процветания/изобилия", "Я недостоин богатства, отдыха, комфорта…" и т.п. Однако в реальной жизни они...

Читать далее
Исцеление травмы. Часть третья

0

Аватар специалиста Евгения Ощепкова

Евгения Ощепкова

Исцеление травмы. Часть третья

Чем опасна травма? Наконец-то мы перешли к этому вопросу! Мы обесцениваем роль недавних травматических событий в нашей жизни! Вспомни пример из предыдущего поста: — Ничего страшного, — говорит хрупкая женщина, попав в аварию, которая могла стоить...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также