Вернуться на главную

Как создать гармоничные супружеские отношения с помощью сказкотерапии. Пример из практики

Дата публикации:
5 марта 2016

0

(0)

341

0

0

Аватар специалиста Ольга Милашина

Ольга Милашина

автор

Как создать гармоничные супружеские отношения с помощью сказкотерапии. Пример из практики

Клиентка, назовём её А., обратилась по поводу частых конфликтов с мужем. Сейчас, после очередной ссоры, они живут отдельно, и А. сомневается, стоит ли продолжать отношения дальше и "заводить ребёнка".

Одним из направлений работы с А. был анализ её любимой сказки "Золушка". А. читает вслух сказку, записанную по памяти дома.

Жила-была девушка. Звали её Золушка. Мамы у неё не было. Она жила с отцом, мачехой и двумя неродными сёстрами. Отец Золушку любил, а вот мачеха и сводные сестры ненавидели. Золушка была для них как прислуга, и отец ничем не мог ей помочь, так как очень боялся свою властную жену. Она её так и называла Золушка, потому что девушка спала на золе. Она убирала дом, стирала, шила одежду, а сама всегда ходила в одной и той же старенькой одежде, та была грязная из-за золы.

И вот однажды в королевском замке объявили бал. На этом балу принц будет выбирать себе невесту. Об этом узнали мачеха и сёстры Золушки, радостные, они начали готовиться к балу, шили наряды, выбирали украшения, и каждая мечтала быть самой красивой, чтобы принц выбрал именно ее. Золушка, как всегда, прислуживала сёстрам, помогала с нарядами и тоже хотела пойти на бал во дворец. Она даже попросила об этом мачеху, но мачеха только разозлилась, сказала, что дел и так невпроворот по дому, а сёстры только посмеялись: "Куда тебе, чумазая". И вот, в день королевского бала, перед тем как уехать с дочерьми, мачеха дала Золушке задание — перебрать мешок с крупой. И чтобы Золушка наверняка осталась дома, смешала в мешке пшено и гречку. Отца они посадили вместо кучера и отправились во дворец.

К Золушке прилетели птички — её верные друзья. Золушка часто их подкармливала. Помня доброту девушки, птички пришли ей на помощь и разобрали крупу. Освободившись от работы, Золушка подумала поехать на бал, но одеть ей было решительно нечего. Золушка села и заплакала. Как вдруг она услышала, что кто-то окрикнул её по имени. Золушка оглянулась и увидела, что рядом стоит очаровательная женщина и смотрит на неё с теплом. "Я твоя крестная фея, и я помогу тебе попасть на бал". Не успела Золушка опомниться, как добрая фея махнула волшебной палочкой, и Золушка очутилась в прекрасном наряде, на ногах у неё переливались прелестные туфельки. Фея взмахнула палочкой, и тыква, лежащая рядом, превратилась в карету. Ещё один взмах палочкой, и мышки, снующие рядом, превратились в тройку лошадей. Впереди уже сидел кучер. Фея поцеловала Золушку и дала наказ, чтобы Золушка ушла с бала до 12 часов, потому что, когда часы пробьют 12, карета снова станет тыквой, а кучер — мышкой.

Вот карета у дворца. Стражник легко пропустил её, приняв Золушку за заморскую принцессу, настолько она была хороша. Во дворце было веселье. Там собралось такое большое количество гостей. Большинство из них были девушки, которые очень старались обратить на себя внимание прекрасного принца, но тщетно. Ему не нравилась ни одна. Как только вошла Золушка, принц был сражён наповал. Не обращая ни на кого внимания, он поспешил через весь зал к Золушке и пригласил её на танец. Очарованные друг другом, они кружились по залу танец за танцем и не могли остановиться. Гости и придворные смотрели на них и удивлялись: "Кто же эта прелестная девушка?". И даже мачеха и сёстры не узнавали её.

Увлёкшись танцем с принцем, Золушка забыла про наказ феи и, только случайно взглянув на часы, увидела, что вот вот часы начнут бить, и их стрелки встанут на 12. Принц и гости замерли, ничего не понимая, они смотрели на убегающую фигурку девушки. Уже выбежав на дворцовую парадную лестницу перед замком, Золушка увидела, как карета превращается в тыкву. Глядя на это, Золушка услышала приближающиеся шаги. Это был принц. Золушка побежала вперёд, но споткнулась, и туфелька упала с её ножки. Оставив туфельку, она понеслась прочь от замка. Принц остановился, увидев туфельку, а Золушки уже было не видно. Принц понял, что они почти ни о чём не поговорили, он так и не узнал имени незнакомки. Тогда он во всеуслышание заявил, что тот час женится на той, кому придётся впору эта хрустальная туфелька.

На следующий день принц со своей свитой отправился на поиски невесты. Он заезжал в каждый дом в окрестностях дворца, где жили незамужние особы и те с великой надеждой примеряли маленькую хрустальную туфельку, но никому она не подходила впору, настолько маленькой и изящной была ножка у владелицы. И вот принц подъехал к дому Золушки. Из дома ему навстречу выбежали сестра Золушки и мачеха. Померили туфельку все. Никому не подошла, как не старались. Разочарованный тем, что не может найти свою избранницу, принц сказал: "Раз в вашем доме больше нет незамужних девушек, я поспешу дальше".

— Есть ещё одна, Золушка. — Это был отец Золушки.

Мачеха и сёстры тут же запротестовали, но принц велел представить ему эту девушку. Отец сходил за Золушкой, которая как всегда занималась хозяйством. Золушка вышла к принцу, не поднимая головы, и как она могла показаться ему в своей ветхой одежде. Принц присел около девушки на колени и протянул туфельку. Ножка девушки легко скользнула в туфельку, принц поднял взгляд и узнал её. "Золушка, согласна ли ты стать моей женой?". Золушка улыбнулась и сказала: "Да". Тогда он посадил её на коня, и они помчались в сторону дворца. И была у них свадьба, на которой гулял весь город. И жили они долго и счастливо.

— Красивая сказка получилась. Так ладненько написана, с подробностями. Я услышала, что мачеха и сводные сёстры ненавидели Золушку. Обычно говорят: "Не любили", а у тебя "ненавидели". За что?

— Потому что она красивая была. Мачехе тоже она не нравилась, потому что дочки не были красавицами. Как конкурентку её воспринимали и поэтому ненавидели.

— Чего Золушке не хватало в начале сказки?

— Любви, заботы, принятия.

— То есть ей многого не хватало, и любви, и заботы, и принятия. А что она получила в конце?

— Она получила всё.

— Выйдя замуж за принца, получила всё?

— Ну да (неуверенно). Сказка об этом умалчивает. Там нет продолжения.

— На момент свадьбы ещё неизвестно будет ли у Золушки забота, будет ли принятие. Это ещё неизвестно. Фактом является только семья. Семья из двух человек. Вообще-то принц умеет заботиться?

— В сказке об этом не сказано.

— Как ты считаешь?

— Ну, принц в этой сказке, насколько я помню, и в кино был избалованный. Никому никаких знаков внимания не оказывал, как бы девушки вокруг не старались.

— И тогда может получить от него Золушка заботу?

— Я думаю, не может. Это будет первое время, когда он очарован, всё вокруг волшебство…

— Тогда как её жизнь сложится в дальнейшем?

— (в голосе грусть) Я думаю, она опять вернётся к тому же, с чего всё началось.

— И что тогда она будет во дворце делать?

— Она будет одной из придворных фрейлин. А у принца будет охота, отъезды, свои интересы.

— То есть её базовые потребности, которые были озвучены, так и останутся неудовлетворёнными?

— Да.

— Это можно исправить?

— Мне кажется, нельзя…

— И тогда как она себя будет чувствовать, когда вроде и семья есть, но нет принятия.

— Одиноко.

— То есть она обречена на одиночество, получается. У Золушки нет шансов от одиночества уйти… или есть?

— (долгое молчание) Мне кажется, нет.

— Она вообще хотела замуж за принца?

— Она больше хотела уехать от мачехи и сестер.

— Из дома сбежать хотела? А за кого выходить замуж уже не так важно?

— Ну, он всё-таки принц.

— А чем принц отличается от других мужчин?

— Это достаток, статус, положение.

— И тогда на одиночество можно закрыть глаза?

— Не знаю.

— Ты можешь изменить сказку так, чтобы Золушка стала счастливой. Что может измениться, чтобы это произошло?

— (долгое молчание) Надо подумать, не могу так сразу сказать.

— А дети? У Золушки будут дети? Ты сказала, что она будет придворной дамой, и ничего не изменится. А если дети появятся, что будет по-другому?

— Мне кажется, она будет сидеть с детьми…

— Она хочет этого?

— (долгое молчание) Она хочет этого.

— Ты слишком долго думала, прежде чем ответить. Какие всё-таки у тебя есть аргументы против рождения ребёнка? Потому что, когда человек хочет, он чётко говорит: "Да". А у тебя раздумья.

— Да, есть аргументы. Просто она боится чувствовать себя одинокой. Она будет с детьми, но, как женщина, она всё равно будет чувствовать себя одинокой.

— Получается, что с детьми, что без детей, она будет чувствовать себя одинокой, потому что у принца много своих дел. Тогда что дадут ей дети?

— Конечно, дети будут её радовать, но сможет ли она тогда для детей быть хорошей матерью?

— То есть ты считаешь, что если Золушка будет чувствовать себя одинокой в супружестве, она не сможет быть хорошей матерью.

— У детей должно быть два родителя.

— И так как она не может привлечь к себе мужа, второго родителя детей, она боится быть неполноценной матерью?

— Да.

— А сколько лет было Золушке, когда умерла её мама?

— Я не помню, по-моему, она была совсем маленькой.

— А отчего она умерла?

— Как бы при родах.

— Как получилось, что отец женился на этой женщине — на мачехе?

— Ну, он очень мягкий человек, а она увидела, что у него есть дом, куда можно пристроиться с дочерьми.

— То есть у неё материальный интерес?

— Да.

— Любви не было?

— Он её боялся, боялся слово против сказать. За дочку заступиться не мог.

— Что произошло в конце сказки, что его голос всё-таки прозвучал?

— Совесть его мучила всё равно, что он дочку не может защитить, видит, как к ней относятся, понимал, что это шанс для неё. Он ведь не знал, что это его дочь очаровала принца, но протест проявил. Видимо, он верил в привлекательность своей дочери. Он надеялся, что принц увезёт его дочь в лучшую жизнь.

— Какой для тебя самый эмоциональный момент в сказке?

— Два момента. Когда появилась фея, и когда Золушка на балу появилась. Когда прилетела фея, это так неожиданно оказалось. Казалось, что ничего уже не может помочь, и тут, неожиданно, рядом добрая фея оказалась.

— Как ты понимаешь, крестная — кто это?

— Мне кажется, что это добрый ангел, душа матери, которой не хватает.

— А что, Золушка никогда её не видела, эта встреча в первый раз?

— Да, Золушка в первый раз её увидела.

— А если бы фея не появилась, Золушка добралась бы до дворца?

— Я думаю, нет. Обстоятельства сложились так, что ей не во что было одеться, совершенно.

— Обстоятельства были сильнее её, она не могла их как-то преодолеть, обстоятельства?

— Да, настоящая Золушка была такая. Современная Золушка уже бы нашла обходные пути.

— Та Золушка была пассивная?

— Та — классическая Золушка.

— До конца жизни так бы и проплакала?

— Да.

— То, что фея поцеловала Золушку, похоже на проявление материнской любви.

— Да.

— А то, что Золушка так любила животных, — это компенсация недостатка родительского внимания?

— Ей нравилось заботиться.

— О ком она заботилась?

— Она и о животных заботилась, и об отце, и о сёстрах сводных.

— А как ей будет без животных во дворце?

— А во дворце тоже есть животные, там и собаки, и птицы заморские — павлины, и лошади, и другие животные.

— Что она почувствовала, когда увидела принца?

— Она была очарована его красотой, мужественностью, он высокий, широкоплечий.

— А какой он человек, ей неважно?

— Когда я сказку писала, тоже об этом думала. Они разговаривали или нет?

— Это от тебя зависит, как ты считаешь.

— Я считаю, что общались.

— Что она выяснила в результате общения с ним?

— Она выяснила, что у них много общих интересов, взглядов на жизнь, он животных также, как и она любит, в шутливой форме они разговаривали, у них много общего.

— А принца чем привлекла Золушка?

— Сначала тем, что она маленькая, женственная, нежная, очень хрупкая, в каждом её жесте чувствовалось изящество, грация, почему он её и принял за принцессу. Всё было прекрасно подчеркнуто.

— А потом?

— Потом тем, что она приятная в общении.

— А как ты думаешь, почему такое условие поставила фея? Уйти с бала до 12 часов.

— (долгое молчание) Фея — мистический сказочный персонаж. Наверное, так было нужно, чтобы принц пошёл искать Золушку. Чтобы осталось незавершённое действие, недосказанность. Принц — он ведь такой избалованный. То, что трудно достичь, наверное, ему интереснее.

— Незавершённое действие требует завершения?

— Да.

— И всё-таки, самый главный вопрос, что может сделать Золушка, чтобы получить то, что она хотела в начале сказки: любви, заботы, принятия? Что она может сделать?

— Может быть, ей обратить внимание на то, что у неё есть свои интересы и можно интересоваться тем, что важно для принца, а также обратить его внимание на свои интересы? Однажды она пришла и сделала то, что хотела.

— То есть, если она за такой короткий срок смогла так много сделать, нашла общие с принцем интересы, смогла очаровать его. В течение всей жизни тем более же можно создать устраивающие их обоих отношения. Существуют пять языков любви. Помнишь их?

— Конечно.

— Как может на каждом из этих языков Золушка проявлять любовь к принцу? Например, такой язык любви, как совместное время. Что они могут делать вместе?

— Читать друг другу вслух, сидя возле камина, гулять вместе, заниматься собаками, гулять с ними, трепать, смеяться вместе (в голосе звучит воодушевление).

— Как может Золушка заботиться о принце?

— Заботиться? Может быть, начистить ему корону, приготовить костюм на выход.

— То есть она готова заботиться о нём так, как привыкла в доме мачехи. А через слова можно проявить заботу?

— Конечно, спросить о том, что важно для него, как прошла охота, например.

— Конечно, интерес к делам человека — это и есть забота. Можно спросить о том, как он себя чувствует, как у него дела. А он как может проявить заботу по отношению к Золушке?

— Чтобы он также проявлял интерес к Золушке, знал, что её волнует, что она хочет, спрашивал её об этом. Важно всё. Прикосновения, поцелуи тоже важны и слова ласковые, чтобы он говорил, какая она хорошая, и что ему с ней хорошо.

— А она ему может говорить?

— Может, она и говорит ему всегда.

— Если все пять языков любви присутствуют, будет ли чувствовать себя Золушка одинокой?

— Нет, конечно, нет.

— И от кого это зависит, чтобы были все пять языков?

— От Золушки, конечно, от Золушки.

— Даже капризный принц может стать хорошим мужем, если она будет проявлять любовь на всех пяти языках, будет показывать принцу, что он ей ценен, нужен. Будет говорить принцу, что она от него хочет и поощрять приятное для неё поведение принца. Он ведь заинтересован в отношениях с Золушкой, заинтересован, чтобы она была королева достойная, мать его будущих детей достойная. И когда рядом с Золушкой заботливый, принимающий, любящий её муж, можно ли сделать так, чтобы появились дети?

— Конечно, когда есть принятие.

— И как эта история про твою жизнь рассказывает? Ты сама заметила параллели?

— Мне сложно.

— Но вот смотри, кто такая Золушка. Это девушка, которая привыкла очень много работать и чувствовать себя одинокой, не потому что матери физически нет, а потому что, по каким-то причинам, мама, как самый близкий человек, дающий тепло и любовь для Золушки, умерла. Материнского тепла и заботы ты не ощущала с самого рождения. Мы уже об этом говорили на прошлой встрече, выясняли, что, мама была в роли ребёнка по отношению к тебе. А ведь Золушка — это ты. Ощущение, что в твоей жизни очень много работы, нужно уметь готовить, убирать. Шить ты умеешь?

— Это я умею очень хорошо, я даже на заказ шила, было время.

— То есть получается, реальная мама есть, но нет материнской поддержки, на которую можно опереться, и отец отстранённый. Он тоже есть, но, как ты говорила — "слишком мягкий". И тогда получается, что с самого рождения есть ощущение одиночества, которое компенсируется животными. И мужчины, которые в твоей жизни появляются, по большому счету тебя не устраивают, тебе кажется, что ты ничего не получаешь от них, то есть получаешь, но не то, что хочется, потому что есть базовое ощущение одиночества. И вот уже третьи отношения не складываются. Я правильно понимаю? Потому что, если бы была близость, ты не была бы здесь сейчас.

— Да, конечно.

— И ты уже сказала, что можно сделать, чтобы это изменить.

— Принимать?

— Давать самой без условий, но и принимать, конечно. Потому что отношения с партнёром — это всегда обмен, и даёт первым тот, кто более осознанно себя чувствует в отношениях с партнёром. В данном случае это ты. То есть, говоря партнёру добрые слова, проводя с ним время, даря подарки, прикасаясь к нему, заботясь о нём, ты даёшь любовь. Каждый раз, давая, ты получаешь обратно. И ваши отношения становятся всё глубже и глубже. То есть каждый раз ты даёшь и получаешь обратно. Если не получаешь, значит, не так даёшь или не то даёшь, что нужно данному человеку или ему не нужны данные отношения. По сути дела каждый в паре, получая, даёт чуть больше в ответ. Это необходимо для развития отношений. Это, как ты даёшь копейку, получаешь две, даёшь три, получаешь четыре. Гармоничные отношения выглядят так. Что сейчас происходит в твоих отношениях с мужем, когда ты его последний раз видела?

— Неделю назад.

— Что ты к нему чувствуешь?

— Я скучаю по нему.

— Ты хотела бы с ним отношения продолжить?

— Да.

— Что для этого можно сделать?

— Если согласно сказке — принять безусловно, а я ведь всё равно ему условия ставлю.

— Что у него есть от принца?

— Всё есть. Я даже часто думаю о пяти языках любви, и мы используем все пять.

— И тогда, на данный момент, что ты от него ждёшь?

— Я жду, что он придёт.

— Сам?

— Сам.

— А он когда-нибудь сам мирился.

— Нет, никогда.

— То есть ты он него ждёшь нереального действия.

— Получается так.

— Зачем тебе собирать ему вещи, если ты хочешь отношения продолжать? Одного хочешь, а другое делаешь.

— Получается так.

А дальше состоялся диалог с воображаемым мужем, в ходе которого клиентка проговорила ему слова благодарности за то хорошее, что он делает для их семьи. Она поняла, что перед тем, как муж "срывается на алкоголь", она провоцирует его придирками, безпочвенной ревностью. Например, задавая вопрос: "Почему у тебя в телефоне номер бывшей девушки?".

— И почему у него в телефоне номер бывшей девушки?

— Потому что они коллеги по работе.

— Ты замечаешь, что когда ведёшь себя подобным образом, ты повторяешь поведение мачехи? То есть мамы. Потому что бессознательно маленькая девочка, которая в детстве очарована сказкой "Золушка", разделяет материнскую фигуру на две. Первая — это мачеха, на которую похожа мама, когда ведёт себя требовательно или холодно по отношению к дочери. Вторая — фея, любящая, дающая, которой хотелось бы видеть маму. И, возможно, которой она бывает редко или вообще не бывает. На сознательном уровне ты давно уже понимаешь, что мама — одна. И она может быть всякой. А на бессознательном уровне всё ещё присутствует это разделение на две мамы — хорошую и плохую. И когда ты начинаешь "разборки" с мужем, фактически повторяешь поведение "плохой" мамы. Потому что ты это много раз видела в детстве, ты привыкла к этому, для тебя это — естественная модель поведения. И когда ты понимаешь, что это просто привычная, скопированная модель, ты понимаешь и то, что можно вести себя по-другому. Это требует усилий, потому что новое поведение всегда осваивать сложно, переучиваться сложнее, чем учиться чему-то новому.

Проговорила А. и благодарность самой себе из роли мужа. "Я благодарен жене за то, что мы стали много путешествовать, с ней интересно разговаривать, она красивая, милая, умелая". Это делается для того, чтобы женщина смогла посмотреть на себя со стороны глазами партнёра, увидеть собственные достоинства, а иногда и ошибки, переоценить, переосмыслить отношения.

На следующей встрече А. рассказала, что позвонила мужу, сказала ему, что очень соскучилась, и он, радостный, вернулся. Сейчас, когда А. хочется поскандалить, она вспоминает о роли мачехи и сознательно останавливает себя. Муж, в свою очередь, замечает изменения и оказывает А. всё больше любви, заботы, принятия, то есть того, о чём мечтала Золушка.

Психология и психотерапияСамопознание

Другие статьи автора

Почему самодостаточные женщины не хотят замуж?

5.0

Аватар специалиста Ольга Милашина

Ольга Милашина

Почему самодостаточные женщины не хотят замуж?

Если женщина находится без мужчины, что бы она не говорила, у неё есть веские причины для одиночества, то есть она не хочет быть с мужчиной. Само слово "самодостаточная" переводится как "всего достаточно в самой себе", как правило, это женщина...

Читать далее
Как мы думаем, так и чувствуем себя. Пример работы с ограничивающим убеждением

5.0

Аватар специалиста Ольга Милашина

Ольга Милашина

Как мы думаем, так и чувствуем себя. Пример работы с ограничивающим убеждением

Наши мысли определяют наша чувства. Как мы думаем, так и чувствуем себя. Если мысли многократно повторяются, они становятся убеждениями. И, конечно, большинство наших убеждений — родом из детства. Некоторые из них помогают нам жить, развиваться,...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также