Вернуться на главную

Как развивать внутренние стартапы в корпорации

Дата публикации:
11 марта 2024

0

(0)

174

0

0

Аватар специалиста ManGo Games

ManGo Games

автор

Как развивать внутренние стартапы в корпорации

Если компания поощряет развитие творчества среди своих сотрудников, вполне вероятно, что внутри компании появляются новые направления и рождаются внутренние стартапы. Это угроза для компании или усиление? Есть ли потенциальные проблемы у внутренних стартапов? Как их предотвратить и как грамотно развивать стартапы внутри компании? Ответы на эти вопросы будем искать в этом материале.

Создавать стартапы внутри корпорации легче, чем делать это самостоятельно. Потому что у проекта есть как минимум один заказчик – материнская корпорация, у которой есть материальные и управленческие ресурсы. Но есть особенности и трудности.

Некоторые считают, что стартап – это уменьшенная копия корпорации, однако это не так. В стартапе каждый выполняет определенную роль, иначе он не нужен. Невозможно покинуть команду стартапа незаметно, если же один сотрудник покидает компанию, в большинстве случаев основная часть сотрудников этого не ощутит.

Далеко не каждый способен работать в стартапе

Стартаперы постоянно занимаются решением вопросов, которые ранее никому не приходилось решать, пересмотр концепции и изменение планов проекта – в стартапе нормальная практика. Если какая-либо фича запланирована на полгода вперед, в большинстве случаев реализация будет отличаться от изначальной концепции. Соответственно, итоги тоже будут отличаться от изначально планируемых и ожидаемых.

Работать в таком режиме сможет далеко не каждый, но только стартапы способны продвигать компанию, делать ее инновационной и конкурентоспособной. Поэтому для компании ценны специалисты, способные работать в команде стартапа.

Решения внутри стартапа принимаются намного быстрее и слаженнее. Здесь уместны навыки фасилитации, позволяющие принимать решения максимально быстро и эффективно.

Чаще всего в стартапе проверка эффективности принятых решений происходит путем проверки гипотез, поскольку команда стартапа постоянно находится в ситуации внедрения чего-то нового, такого, чего нет не только в своей компании, сфере, стране, но и во всем мире.

Идеального управляющего корпоративными стартапами пока что нет в природе – такой должности еще не придумали и требования к ней не определили. Можно только сказать, что это некий универсальный солдат, объединяющий в себе бизнес-девелопера, управленца и внедренца. Ближе всего к идеальным управляющим стартапами – инвестиционные управляющие, специалисты по Сustomer Development (у которых пока еще нет окончательного названия профессии) и трекеры («ментор стартапов» – новая профессия из Атласа новых профессий). Но у трекера не хватает компетенций разработки, у инвеступравляющих – опыта внедрения, а у Сustomer Development специалистов – навыков управления.

Трекер не понимает процессов внутри команды и не улучшает их, он только способствует выработке гипотез и приближению получения пользы от проекта. Инвестиционный управляющий мыслит стратегически и не может способствовать в ежедневных задачах. Custdev может выдвинуть идеи, которые можно проверять на ограниченном полигоне, но грамотно использовать полученные результаты должен кто-то другой.

Основные трудности корпоративных стартапов

При эффективном управлении стартап развивается эффективно, однако развить универсального руководителя стартапа трудно – бизнес тренинги для руководителей без реального опыта внедрения стартапов не будут на 100% гарантировать успех проекта.

Однако проведение корпоративных тренингов поможет справиться со стандартными предпринимательскими проблемами:

  • Высокие риски при запуске новых проектов, которые путем известных методологий можно существенно снизить.
  • Затянутые сроки запуска проектов, которые можно сократить.
  • Неспособность учитывать неизвестность, которая на самом деле присутствует.
  • Непонимание, как выбирать проекты, практика принятия решений на основе субъективной интуиции, хотя есть рабочие инструменты эффективного принятия решений.

Получение необходимых навыков позволит выявлять и отклонять бесперспективные проекты и идеи как можно раньше, пока на них не потрачено слишком много ресурсов, вместо этого уделяя больше сил реализации перспективных идей.

Поставив себе цель научиться справляться с перечисленными проблемами, компания может включать привитие соответствующих навыков в корпоративное обучение персонала, а их отработку в бизнес-игры для тренингов – тогда рождение новых идей в компании все чаще будет завершаться успешными внедрениями.

Суть стартапа

Стартапом называют временное образование (проект) для поиска повторяемой, прибыльной и масштабируемой бизнес-модели в условиях неопределенности и ограниченности ресурсов.

Компания может начинаться со стартапа. Пока она еще не нашла свою масштабируемую бизнес-модель – она стартап, а когда нашла и может развиваться по заданному плану – ее можно называть бизнесом.

Если внутри компании рождается стартап, то в случае успеха он превращается в одно из бизнес-направлений компании.

Методология успешного стартапа

На данный момент самой удачной методологией стартапа считается метод Lean Startup Эрика Риса, который он изложил в своей книге «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели».

Основной ее подход – маленькие быстрые шаги, позволяющие совершать ошибки, которые обойдутся недорого, но позволят учесть недочеты и двигаться дальше с учетом полученного опыта. В результате мы получаем пошаговое движение вперед, менее рискованное, чем при долгом планировании и продаже только после длительной окончательной разработки.

Lean Startup – это итеративный подход к разработке и запуску новых продуктов. Подход нацелен на постоянное устранение потерь и повышение ценности для клиента.

Важные принципы Lean Startup:

  • Предпринимательство – это менеджмент, то есть управляемый процесс, а не магия.
  • Знания возникают в результате проверки гипотез, то есть на основе фактической информации, а не галлюцинаций основателя.
  • Развитие стартапа происходит за счет накопления знаний: чем больше знаний и чем быстрее они накапливаются, тем быстрее развивается стартап.
  • Все подчиняется циклу: гипотеза – эксперимент – метрики.

Гипотезы – это то, из чего соткан стартап. Каждую идею, каждое предположение нужно проверять. В бизнесе все должно проверяться. Даже если нам нужно решить, дарить ли корпоративные подарки партнерам и какие, нам придется построить гипотезы и проверить их.

Идеальная команда стартапа

Заниматься стартапом может любая команда, но для лучшего результата идеальной командой будет такой состав:

  • Лидер. Человек, который больше всех заинтересован в успехе проекта, готовый взять на себя риск и ответственность и жаждет результатов. Часто это идеолог проекта.
  • BizDev. Человек, который отвечает за развитие бизнеса и продажи.
  • Tech guy. Инженер, разработчик, технолог. Тот, кто непосредственно делает продукт.
  • Маркетолог. Человек, который привлекает клиентов к продукту.
  • Дизайнер. Ответственный за красоту и юзабилити продукта для клиента.

Трекеру (человек, управляющий стартапами) отводятся такие задачи:

  • Задавать правильные вопросы.
  • Эмоционально поддерживать лидера.
  • Предлагать идеи.
  • Вдохновлять личным примером.

Он преследует цели:

  • Следить за фокусом, самым важным именно сейчас.
  • Поддерживать скорость движения вперед.
  • Нацеливать на конечный результат в каждый момент времени.

Трекер не должен:

  • Делать работу за лидера – руководить проектом, брать ответственность, становиться частью команды или партнером.
  • Вдохновляться идеей, терять холодный рассудок и нейтральное отношение.
  • Продвигать чьи-либо интересы.

Что именно делает трекер

Обычно для эффективного взаимодействия с командой стартапа трекеру достаточно проводить 1-2 раза в неделю тридцатиминутный трекшен-митинг, один раз в неделю встречу с глубоким разбором ситуации и раз в месяц демо-дни. Митинги необходимы, чтобы сверить, что планировалось, что сделано, что планируется. Глубокий разбор – это обсуждение проблем, возможностей, принятие ключевых решений. Демо-день – день, когда каждая команда презентует проект и его динамику перед широкой аудиторией.

Для стартапа крайне важно, чтобы о разработке и ее ходе знал широкий круг людей. Эффективнее будет проходить знакомство окружающих со стартапом, если выступающие будут владеть навыками презентации, обучить которым лучше всю компанию на тренингах, включив их в программу корпоративного обучения.

Трекер может быть лидером, но при наличии лидера он не должен брать на себя лидерские качества и ответственность. Модель, при которой трекер является и лидером, называют стартап-инкубатором. В отличие от акселератора, инкубатор предоставляет не только методологическую поддержку, но и физическую инфраструктуру.

Что такое стартап-студия и как она работает

Стартап-студия – это место где собрались люди, сформированные в команду. Они умеют проверять гипотезы и делать продукт. У них есть методология и внутренние правила, используя которые они могут получить бизнес-идею и вернуть ее заказчику с фактическими результатами и заключением, а если идея принимается, берут ее в работу и отчитываются перед заказчиком по ходу проекта.

Для успешной работы стартап-студии, ее участники должны знать методологии:

  • Lean startup.
  • Customer development.
  • Scrum.
  • Agile.
  • Lean six sigma.
  • Теория ограничения систем.

Чтобы получился стартап, у клиента должна быть проблема, у проблемы – решение, и у решения – рынок.

Стартап – это всегда неизвестность. Успешный стартап начинается с определения командой своего «уровня незнания». Выясняется, что именно неизвестно, только после этого начинаются поиски ответов.

Этапы развития стартапа, ориентировочная длительность и результат каждого:

  1. Убеждаемся, реально ли существует гипотетический клиент, нуждающийся в нашем продукте. 2 недели. Результат – найдет один или несколько клиентских сегментов.
  2. Убеждаемся, что у нашего клиента действительно есть проблема. 2 недели. Результат – проблема подтверждена.
  3. Убеждаемся, что клиентов с обнаруженной проблемой достаточно для нашего бизнеса. 3 дня. Просчитан размер рынка в деньгах и прогноз изменения.
  4. Разрабатываем и тестируем решение, создавая несколько версий продукта, с каждой версией все сложнее, и проверяем, что каждый раз решение работает. 2-4 недели. Готов MVP, есть подтверждение, что он решает проблему клиента.
  5. Формируем и проверяем ценность решения. 2 недели. Доказано, что продукт решает проблему и приносит ценность.
  6. Тестируем бизнес-модель – убеждаемся, что за решение клиенты платят столько, сколько для нас выгодно. 3-4 недели. Найден способ получения денег от клиента, посчитана финансовая модель на 1-3 года.
  7. Масштабируем – убеждаемся, что если на маркетинг потратить в 10 или в 100 раз больше, то разница между доходами и расходами будет положительной и будет расти.

Самое главное в стартапах – не делать то, что никому не нужно.

Проблемы в бизнесеПоиск своего призванияДеньгиДостижение целейСаморазвитие

Другие статьи автора

Что такое гетерархия

0

Аватар специалиста ManGo Games

ManGo Games

Что такое гетерархия

Есть мнение, что творчество и креатив плохо приживаются в классической иерархической структуре, поэтому на смену иерархии приходит гетерархия. Что это, в чем суть такой структуры – разбираемся. По созвучности кому-то может показаться, что...

Читать далее
Как научиться рефлексировать, и зачем?

0

Аватар специалиста ManGo Games

ManGo Games

Как научиться рефлексировать, и зачем?

Структурированная рефлексия помогает творчески мыслить, работать в потоке, быть гибким, находить спокойное, взвешенное решение в любом хаосе, контролировать ситуацию и действовать осознанно. Так считает Михай Чиксентмихайи. Давайте разберемся, как...

Читать далее
В каких случаях деловая игра эффективнее, чем тренинг

0

Аватар специалиста ManGo Games

ManGo Games

В каких случаях деловая игра эффективнее, чем тренинг

Компаниям сейчас необходимо меняться, все понимают: по-прежнему уже не будет. Но тут мы сталкиваемся с проблемой – сотрудники не видят смысла в переменах, не способны понять связь между стратегическими решениями руководства и реальным развитием...

Читать далее
Как подстроиться под капризного клиента и оставаться на волне продаж

0

Аватар специалиста ManGo Games

ManGo Games

Как подстроиться под капризного клиента и оставаться на волне продаж

Последние события сделали покупателя более избирательным. Покупать стали меньше, к покупкам стали более требовательными. Рассмотрим, какие тренды продаж следует учесть, чтобы продажи не падали, чтобы удовлетворить даже самого капризного клиента и...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Аватар специалиста ManGo Games

ManGo Games

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Бизнес как часы: структура, система, модель (систематизация деловых процессов)

0

Аватар специалиста Игорь Гурков

Игорь Гурков

Бизнес как часы: структура, система, модель (систематизация деловых процессов)

Чтобы команда динамично развивалась и не требовала всех ваших усилий, вам поможет системный подход в организации среды, системы и моделей. В серии постов я расскажу, как ваши идеи и таланты нацелить на процесс самореализации и роста, зачем нужны...

Читать далее
Лилит в 1 доме натальной карты

0

Аватар специалиста Арина Устимова

Арина Устимова

Лилит в 1 доме натальной карты

Черная Луна | Лилит в 1 доме натальной карты В прогнозе, если у вас сейчас Лилит идет по 1 дому, или делает аспект к управителю 1 дома: В + это чарующий период, когда сексуальная энергия бьет ключом, увеличивая либидо до предельных высот. Здесь,...

Читать далее
Простой метод активизации карт Таро

0

Аватар специалиста Светлана Цыганова

Светлана Цыганова

Простой метод активизации карт Таро

Чтобы начать работать с Таро, не нужно никаких ритуалов, посвящений и прочей мистики, о которой пишут в интернете. Запомните: ваши ощущения – главный показатель. Как только вы взяли карты Таро в руки и начали о них думать, вы уже подключаетесь к...

Читать далее
Простая техника качнуть денежные потоки

0

Аватар специалиста Светлана Цыганова

Светлана Цыганова

Простая техника качнуть денежные потоки

В денежной магии денежное тело отвечает за то, сколько денег вы зарабатываете. Качество этого тела будет говорить о количестве денег. Тестирование денежного тела мы проводили с вами в мае. А сейчас качнем денежные потоки - простая техника «Дыхание...

Читать далее