Вернуться на главную

Как распознать бизнес-тренера подделку

Дата публикации:
3 апреля 2013

3.6

(8)

1148

0

0

Аватар специалиста Елена Власова

Елена Власова

автор

Как распознать бизнес-тренера подделку

Интрига… Недавно я побывала на открытом тренинге молодого и уже популярного бизнес-тренера. После тренинга я поняла, что у моего коллеги нет психологического образования, указанного в его данных. В Интернете я внимательно просмотрела многочисленные резюме популярного бизнес-тренера, сопоставила даты и места его работы с периодами обучения и местонахождением ВУЗов — получилась очевидная нестыковка. Потом я сделала запросы в ВУЗы, которые тренер указал в теме "Образование". Ответы были отрицательными. Вот что в итоге выяснилось: молодой человек закончил торгово-экономический техникум, приобрёл специальность повара, получил сертификат коуча, посетил несколько тренингов известных авторов. Никаких других дипломов у этого "специалиста" нет. По сути, он не бизнес-тренер, а весёлый бизнес-повар.

Время от времени в СМИ появляются репортажи о подделках различных товаров и услуг. Люди обмануты в своих ожиданиях. Про тренинги (активную форму бизнес-образования) говорят много негативного. Обидно слушать, но люди правы.

Если вы учитесь на актёра, психолога, разведчика и т.п., то в курс вашего обучения будут включены практические занятия по формированию новых моделей поведения.

Классическое образование даёт большое количество академических знаний и никогда не формирует модели поведения человека в обществе. В лучшем случае на семинарах обсуждаются важные жизненные темы в плане этики, системы ценностей и т.п. Семинар — это прекрасно. И семинары, и вебинары проясняют ситуацию. Это как посмотреть репортаж по фигурному катанию с хорошим комментатором и повторным показом важных моментов. Всё понятно, но на льду самостоятельно повторить невозможно. Нужна тренировка, нужен тренинг.

Цель тренинга — это прояснить (найти причину, мотив) и сформировать новую модель поведения. Именно сформировать. Тогда человек, не задумываясь, будет поступать по-новому, успешно.

Классическое построение любого тренингового модуля (следуя идее Сидоренко Е.В.):

  1. Краткое теоретическое введение (минилекция, которая обосновывает правильность поведенческой модели).
  2. Выявление привычных для участников способов действия (мозговой штурм).
  3. Инструктирование участников о новых возможных способах поведения.
  4. Закрепление новых навыков в ролевых играх, психологических (правильно говорить "психогимнастических") упражнениях, дискуссиях (обсуждениях, как сделать лучше).

Приведённая структура обучения очень важна.

Внимание!!! Научный факт — это то, что воспроизводится всегда с одним и тем же результатом, это не частный опыт какого-то известного человека или дорогого родителя самого тренера (что я периодически наблюдаю на открытых тренингах). Социально-психологический тренинг зиждется на социально психологических законах, которые гарантируют воспроизводимость результата и которые обязан знать бизнес-тренер. Именно научный подход гарантирует участнику результат.

Наработанную в мозговом штурме информацию (см. п. 2) бизнес-тренер должен вслух проанализировать, систематизировать, обобщить и привязать к вышеизложенной в минилекции теме. Только после этого ведущий переходит к следующему этапу тренировочного процесса.

У тренеров-подделок никогда так не получается. Они не могут проработать модуль по приведённой выше технологии (схеме): связать воедино научные знания, тему обучения и "поток сознания" участников, т.к. не имеют представлений о законах психологических наук. Горе-тренеры не в состоянии самостоятельно обобщить наработанную информацию и сделать выводы в соответствии с законами психологии.

Именно поэтому тренер-подделка избегает обсуждений возникающих у участников вопросов ("тонких настроек"), быстро меняет тему разговора, зависает на детальном смаковании какого-то нюанса из видеоролика (например, в тренинге переговоров). Опасные выводы, которые делают сами участники обсуждений, неправильное поведение героев видеоролика тренер может прокомментировать, как успешное, которому следует подражать (например, агрессию). Далеко не всем подходят советы ведущего. В этот момент в игру уже вступают ценности самого тренера, которые могут быть опасными, несостоятельными (помним, что он участников обманывает по поводу своей компетентности).

Настоящий ведущий должен подобрать каждому участнику индивидуальную модель успешного поведения и отрепетировать её, закрепить навык.

Заявляемое кредо тренеров-подделок вслух звучит так (и частенько зафиксировано в резюме, выложенных в Интернете): "У меня 100% практика и опыт успешных людей… никакой "воды", никакой психологии…" Тренинг превращается в весёлое шоу, в "бег в мешках", а тренер играет роль массовика-затейника.

Рано или поздно, но у участника появляется ощущение того, что его провели, а обещанный тренером результат остаётся недостижимым. После такого тренинга люди совершенно справедливо ругают активное обучение, потому что чувствуют себя обманутыми.

Ну, и последний штрих. Как вычислить по резюме, что бизнес-тренер не настоящий, поддела:

  1. Нет чёткой информации о базовом образовании. Например, указан ВУЗ, но не указан факультет. Название ВУЗа, упомянутое в резюме в момент окончания обучения, написано неправильно. Это уже давно университет или академия, а в биографических данных значится "институт". При входе на сайт ВУЗа это несоответствие становится очевидным. Образовательный стандарт РФ вводит во многие специальности курс психологии. Например, педагогам, специалистам по связи с общественностью, врачам и т.п. читают несколько видов психологий. Студенты становятся компетентными в данном направлении. Мне приходилось сталкиваться со случаем, когда кандидат физико-математических наук (оставивший когда-то первую семью с двумя детьми и женившийся повторно) проводил консультации по семейным отношениям. Предложение по поводу семейного консультирования долго "висело" на его сайте в Интернете. Возникает вопрос: а чему может научить такой специалист?
  2. В резюме указаны ВУЗы, в которых бизнес-тренер никогда не учился. Опасность быть пойманным на лжи минимальна. Он ведь на работу не устраивается. Кто будет проверять достоверность заявленных данных? К сожалению, это расхожий приём тренеров-подделок. В моей практике пару раз были случаи, когда бизнес-тренер позиционировался как доктор психологии. Доктор психологических наук и доктор психологии — это не одно и то же. Доктор психологии не защищает докторской диссертации. Его труды не находятся в Российской государственной библиотеке (РГБ), где их можно легко найти через Интернет и удостовериться в подлинности учёной степени. Степень "доктор психологии" присуждается некоторыми западными компаниями (подтверждается их сертификатами), занимающимися бизнес-образованием и не имеющими отношения к науке.
  3. Первое, что сообщает в резюме о себе бизнес-тренер, это то, что он сертифицированный коуч, и обучающий центр, выдающий сертификат, находится заграницей (например, Ванкувер, Канада и т.п.). Сертификат коуча с "иностранными корнями" получить довольно просто, не покидая при этом свой город, своей страны. Надо платно (в небольшой промежуток времени) в коуч-центрах — представительствах иностранных фирм — пройти несколько обучающих сессий (3–4), отчитаться квалификационной работой (иногда и без таковой), и ты — специалист. Никакого длительного обучения.
  4. В резюме тренеров-подделок всегда приведён длинный перечень тренингов, которые они посетили. Это и понятно, где же ещё горе-специалистам брать темы и раздаточный материал для своих будущих тренингов? Сам-то сертифицированный коуч, не имея профессиональных психологических знаний и опыта, не может разработать структуру и наполнение социально-психологического тренинга. Это не его поле игры.

В заключение небольшие советы. Звоните и пишите в указанные тренером ВУЗы. Там охотно идут навстречу и заверяют достоверность информации. Выбирайте бизнес-тренеров, подготовленных, опытных, с профильным образованием. И последнее. Участвуйте в тренингах, обогащайте свои поведенческие навыки (работающие автоматически, без усилий воли) и будьте успешными!

Психология и психотерапияСаморазвитие

Другие статьи автора

Почему реклама нам тыкает? Взгляд психолога

5.0

Аватар специалиста Елена Власова

Елена Власова

Почему реклама нам тыкает? Взгляд психолога

В английском языке You означает и Вы, и ты. В русском языке для каждого случая есть своё местоимение. И мы, находясь в рамках своей культуры, чутко улавливаем, как к нам относятся люди. Давайте разберёмся, а когда переходят на "ты", в каких...

Читать далее
Встречаем детей в Интернете

0

Аватар специалиста Елена Власова

Елена Власова

Встречаем детей в Интернете

Недавно я была на учёбе. Мы по алгоритмам разрабатывали социальные проекты. Пять групп участников — пять произвольных тем. Соседний стол меня "зацепил": главная цель проекта — отвратить детей от Интернета. Способы реализации — организовывать...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также