Вернуться на главную

Как помочь ребёнку быть творческим?

Дата публикации:
4 мая 2016

5.0

(1)

176

0

0

Аватар специалиста Мария Койсина

Мария Койсина

автор

Как помочь ребёнку быть творческим?

Когда-то я первый раз разукрасила акрилом свои джинсы, которые были уже старыми и негодными для ношения, на что услышала реакцию родителей, что я испортила вещи.

Часто ребёнок, попадая во взрослый мир оценок, смыслов, значений приобретает страх — "сделать что-то не так". Самое интересное, что этот страх ребёнок может приобрести от родителей. Но для ребёнка родители — просто родители, и они не обязаны быть профессиональными художниками, чтобы сопровождать развитие детского рисунка.

"Я не умею рисовать, у меня всегда не получается и сейчас не получится" — часто дети, уверенные в плохом результате, даже боятся начинать делать упражнение.

Ребёнок в дошкольном возрасте рисует не сами предметы, а своё отношение к ним. Если образец поделки/рисунка никак эмоционально не заряжен, то ребёнок теряет к нему интерес и выражает свой неинтерес в своём рисунке/поделке.

Важно понять и увидеть, какие обстоятельства мешают ребёнку спокойно и весело творить.

  • Общий авторитарный стиль воспитания.

Ребёнок не имеет права проявлять инициативу (это проявляется не только в творчестве).

Что делать: попробовать заняться родителям рефлекисей и обратиться к своему детству. Обычно таким образом проецируются обиды на собственных родителей. Если в отношениях с ними были серьёзные проблемы, то стоит начать с прощения и принятия, осознать свою собственную модель родительского поведения.

  • Избыточное количество запретов.

Существование вокруг ребёнка множеств — "Не лезь! Не трогай! Не бери!".

Что делать: важно перестроить речь так, чтобы её посылом стало побуждение к действию, а не пресечение. Например, "Это опасно! Убери руку!" или "Это горячо! Будь осторожна".

  • Общая низкая самооценка.

Что делать: ставить ребёнка в ситуации, где он уверен в своём успехе, публично хвалить и поощрять его (только здесь важно тоже соблюдать баланс — дети привыкают к чрезмерной похвале, хвалить нужно, но действительно за дело, пусть даже кажущееся взрослому небольшим). Посмотрите на интересы и достижения ребёнка внимательно. Например, он отлично умеет прыгать через скакалку. Можно предложить ему научить младшего брата этому прыганию или самим родителям учиться у ребёнка, ведь у него это хорошо получается.

  • Чрезмерная критика.

Что делать: стараться в первую очередь замечать хорошее. Даже если родители ругают за "плохое", важно всегда отмечать положительные моменты. Убираем любые критические замечания в тех случаях, когда результат мало зависел от ребёнка.

  • Прошлый опыт публичных "провалов".

Часто случается так, что воспитатель в детском саду или учитель в школе публично выставляет творение ребёнка в не очень приглядном свете для других: "Посмотрите, кто такое нарисовал. Неужели так рисуют собачек? Сколько у неё должно быть лап? Разве ты не знаешь, а ещё такой большой?". Когда ребёнок переживает первый публичный позор и непринятие, то часто он может впоследствии закрыться для творчества и даже получить стойкий комплекс неполноценности на всю жизнь.

Что делать: чтобы убедиться, что с вашим ребёнком не случилось ничего подобного (если вы видите у него отказ от любого вида творчества, например), можно предложить ему игру: "Давай, как будто я ученица, а ты учительница рисования (воспитательница). Вот я нарисовала такую картинку…". По тому, как ребёнок будет играть роль учительницы/воспитательницы, родители многое могут понять. Если стресс был очень сильным (а от этого даже может начаться энурез), родители могут сходить вместе с ребёнком к специалисту — невропатологу или психологу. Негативное переживание можно проработать сказко-или игротерапией. Ребёнка временно лучше не травмировать публичными выступлениями, а подчёркивать его достоинства косвенно. "Правда, красивая у нас получилась ваза?". На занятиях по творчеству для детей 5–7 лет мы в конце делали выставку общую, где все работы правда были разные, но все особенные и уникальные, я только подчёркивала, что все справились, а ребята давали обратную связь друг другу, чаще всего положительную и подкрепляющую. Так удивительно, как ребята могут поддерживать друг друга, их важно только направить.

  • Привычка копировать.

Повторение чужих рисунков, работа по образцу, постоянное использование раскрасок или вспомогательных картинок, шаблонов может подавлять собственное творчество ребёнка. В результате при задаче "рисуем, что хотим", он начинает копировать рисунки других ребят, а при вопросе "А что же хочется тебе самому" очень часто будет получен ответ "Да я не знаю".

Что делать: временно исключить занятия с поделками, направленными на создание конкретного образа. Вернуться с играми с материалами и абстракциями.

  • Негативное прогнозирование.

Мало, кто из родителей говорит ребёнку-"У тебя ничего не получится". Но вместо этого многие часто говорят предупреждающие фразы типа "Только не разлей", "ты ещё маленький", "ты пока не умеешь, дай лучше я сделаю". Постепенно ребёнок привыкает к мысли, что лучше и не пробовать что-то сделать.

Что делать: хвалить ребёнка за усилия, а не результат там, где это является возможным. Например, ребёнок выразил желание помочь маме помыть посуду, в результате чего количество посуды не уменьшилось, и в кухне стало грязнее. Но намерения же были у ребёнка самые добрые, и их важно обязательно отметить. Даже если у родителей есть уверенность, что ребёнок слишком мал, можно придумать ему форму посильного участия. Позитивное напутствование также не помешает: "Я уверен, что ты сможешь с этим справиться", "Смотри, у тебя получается".

Если ребёнок вообще отказывается рисовать, что делать?

  • предложить порисовать ладошками или пальцами,
  • рисовать с закрытыми глазами,
  • рисовать абстракции "рука в руке" (когда рука ребёнка в руке родителя),
  • предложить замазать всю поверхность одним цветом,
  • поиграть в смешивание цветов на палитре или в банке,
  • предложить придумать материалы, которые до сих пор не использовались ребёнком (рисование свёклой, например),
  • порисовать растекающейся краской по бумаге (капаете каплю краски на бумагу, а дальше её крутить по-разному, получается абстракция, в которой можно угадать разные образы).

Если ребёнок пытается рисовать, но огорчается, что у него "не получилось":

  • Можно обыграть ситуацию. Если не получилось нарисовать машинку, то можно предположить, что она сломалась, нарисовать гараж, где чинят сломанные машины,
  • превратите образ в совершенно другой. Если не получился цветок, то можно из него сделать гору.
  • закрасить лист любой краской, чтобы не получившийся образ "спрятался",
  • дорисовать картинку так, чтобы получилось смешно (как в журналах или книгах дорисовывают рожки/ножки и т.п), проявить чувство юмора,
  • нарисовать страх совершить ошибку и уничтожить его, разорвать в клочья, порезать ножницами,
  • рисовать обеими руками сразу,
  • рисовать другой рукой (правши рисуют левой, а левши — правой),
  • делать общую картинку по частям (каждый участник проводит только одну линию).

Самое важное и главное в этом процессе — терпение, вдохновение, любовь и чувство юмора. Сиюминутные результаты? Оставьте эту установку, ребёнок в процессе рисования получает столько удовольствия и счастья, сколько не доставит ни одна шоколадка в мире. Продолжайте рисовать, даже если ребёнок отказывается это делать. Начинайте первыми, просто садитесь и рисуйте, даже если у вас и не получается, "как вам нравится", пример родителя для ребёнка — самая лучшая поддержка.

Психология и психотерапияКультурное развитие

Другие статьи автора

Про мастурбацию

5.0

Аватар специалиста Мария Койсина

Мария Койсина

Про мастурбацию

В детстве (лет так до 5–7) мастурбация — это исследовательский интерес ребёнка. Если в семье тёплая эмоциональная обстановка, то ребёнок не будет искать утешения в получении приятных ощущений от собственного самостимулирования. Ребёнок постигает...

Читать далее
Этапы психосексуального развития ребёнка

0

Аватар специалиста Мария Койсина

Мария Койсина

Этапы психосексуального развития ребёнка

Пренатальный (от зачатия до рождения) Физиологические изменения: Формирование безальтернативного морфологического пола ребёнка (мужские половые органы на 6-й неделе, женские половые органы на 12-й неделе). Психологические изменения: Ребёнок...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также