Как помочь подростку преодолеть компьютерную зависимость?
3361
0
0
3361
0
0
На сегодняшний день компьютер — это неотъемлемая часть современной жизни. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек взаимодействует с компьютером постоянно — на работе, дома, в машине и даже в самолете.
Доступ к Интернету даёт нам возможность найти почти любую интересующую нас информацию, книгу, фильм, музыку. Интернет позволяет получить образование дистанционно, а онлайн-магазины дают возможность без очереди купить продукты, одежду, мебель, технику. Мы можем оплачивать коммунальные услуги, узнавать прогноз погоды и независимые новости.
С каждым годом увеличивается и количество детей, начинающих работать с компьютерными программами, ориентироваться в информационной среде Интернет и играть в компьютерные игры. Бурное развитие компьютерных технологий оказывает значительное влияние на развитие личности современного подростка, имеющее как положительную, так и отрицательную сторону. Нет ничего плохого в том, что компьютер позволяет подросткам "открывать мир", находить друзей. В "виртуальном мире" Интернета как информационной среде осуществляются такие виды деятельности, как познавательная, игровая и коммуникативная. Но наряду со многими достоинствами компьютеризации, существуют и негативные последствия применения компьютеров, например, игровая зависимость и интернет-зависимость.
Беспокойство родителей понятно, когда при появлении альтернативных возможностей обучения, общения, досуга, эти новые возможности отвергаются детьми, а компьютер используется лишь как средство получения удовольствия, но не информации, не пользы. Это уже можно назвать компьютерной зависимостью, отдельную область представляет зависимость от онлайн игр.
Психология определяет "зависимость" как порабощающую форму поведения, часто отрицаемую самим её носителем.
Термин "компьютерная зависимость" появился в 1980-90-е годы, когда психологи стали классифицировать чрезмерное увлечение компьютером как вредную привычку, как разновидность эмоциональной "наркомании", вызванной техническими средствами".
Основной деятельностью людей, поражённых этим видом зависимости, становится игра на компьютере, уход от реальности. Круг социальных контактов у них сужается, в виртуальном мире им проще общаться с невидимым собеседником, создавать свой новый образ "Я". Для них характерно негативное отношение к попыткам окружающих отвлечь их от пребывания за компьютером, в сети. У них есть ощущение, что они контролируют себя, однако попытки сократить время, проводимое за компьютером, терпят неудачу.
Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества подростка: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости ребёнок социально отстраняется от внешнего окружения. Особенность игровой зависимости в частности состоит в том, чем больше подросток погружается в игровую реальность, тем больше происходит отрыв от реальной действительности. С одной стороны, растёт независимость от внешнего контроля, от реальных проблем, с другой — повышается изолированность подростка, а в результате чувство бессилия в реальном мире, который начинает восприниматься угрожающим и чуждым — т.е. зависимость подпитывает саму себя.
А теперь взглянем на проблему с другой стороны. Подросток, который имеет низкий социальный статус в классе, с которым не считаются или отвергают сверстники, начинает поиск другой группы, где его индивидуальные особенности становятся ценными, в результате чего он обретает субъектность, восстанавливает свой эмоциональный фон. Одним из таких институтов социализации становятся онлайн игры. В онлайн играх присутствует возможность лидерства, не связанного с достижениями в реальном мире. Достигая успехов в игре, подросток получает выражение крайнего одобрения и даже зависти со стороны других игроков.
В игровом процессе ребёнок имеет возможность приобрести большое количество социальных контактов, во много раз превышающее таковые в реальной жизни. Каждый день, встречаясь с десятками других игроков, он вырабатывает стиль общения, различные стратегии поведения, приобретает своеобразные навыки социальной жизни. Во многих онлайн играх существует своя администрация, которая модерирует переговоры игроков в текстовых чатах и за повторяющиеся нарушения человека могут отстранить от общения совсем ("забанить"). "Пропажа" игрока вызывает ответные действия со стороны других игроков: ему начинают звонить, писать электронные письма, чего не происходит в современных реальных подростковых сообществах, учитывая "моду на равнодушие".
С точки зрения личностного роста, виртуальные игры также как и реальное хобби формируют своего рода знания, умения и навыки. Например, в такой онлайн игре как "Мир танков" ("World of tanks") координированность игроков и их навыки оттачиваются так же, как если бы это был настоящий спорт. Виртуальный спорт (киберспорт) существует в России с 2001 года, с 2013 году он стал официальным видом спорта в США. В виртуальном спорте есть свои дисциплина, регламент, протоколы, многочасовые тренировки, киберспортсмены получают зарплату, а соревнования зачастую имеют немалый призовой фонд. Всё это заманчиво для подрастающего поколения.
В ходе игровой деятельности подросток может овладеть различными IT-компетенциями. Для того чтобы запустить игру и успешно играть, необходимо элементарное знание составляющих компьютера, специфики работы операционной системы, навыки поиска информации. Таким образом, игра имеет целый ряд не только минусов, но и плюсов. Проблема, возникающая при этом — это чрезмерное увлечение, то есть игромания. И, это понятно, ведь всё, что чрезмерно, причиняет вред.
Зависимость крайне редко соседствует с успешностью в учёбе, а в большинстве случаев противоречит ей.
Конечно, понятны опасения родителей и по поводу здоровья детей. Долгое нахождение перед монитором, напряжённое всматривание в экран может привести к общему нервному напряжению, к нарушению зрения, вызывать головные боли, апатию, раздражительность, усталость, бессонницу. Длительная статичная поза приводит к нарушению осанки, к раннему остеохондрозу.
Проблема зависимости не решается просто физическим методом, например, отключением от интернета (как пытаются делать некоторые родители). Такой радикальный метод не столько помогает, сколько приводит к психологической травме, поскольку: подросток лишается круга активного социального общения. И было бы странно предполагать, что "компьютерный подросток", выйдя во двор, сразу станет душой компании. Ощущение социальной изоляции не компенсируется общением с родителями и обучением, ради которого обычно его и вытаскивают из виртуального мира. Теряя часть своей идентичности, связанной с виртуальным миром, подросток испытывает сильнейшую фрустрацию. Несмотря на то, что этот аспект идентичности считается вредным и подлежащим уничтожению.
Второй возможный вариант — установить денежное вознаграждение за игровой процесс. То есть вполне серьёзно выплачивать зарплату за количество проведённого в игре времени. Это само по себе уменьшает желание играть — такой механизм психологи называют гипермотивацией. Для игры характерна внутренняя мотивация, и при попытках её усиления происходит снижение эффективности деятельности. Когда такая система войдёт в норму, надо поэтапно снижать размер вознаграждения, доведя его до минимума. Это объясняется тем, что при вознаграждении возникает условный рефлекс: "игра — деньги". Благодаря многократному повторению этой связки игра будет выступать средством получения денег, и, как только мы убираем вторую переменную, она, как и любой условный рефлекс, без подкрепления будет затухать. Особенно хорошо этот механизм работает при наличии альтернативного вознаграждения за другую деятельность.
Данный механизм должен осуществляться по возможности гибко, приспосабливаясь к индивидуальным особенностям ребёнка и самой ситуации. Скажем, если речь идёт о денежном вознаграждении, и оно полностью тратится на ту же игру, то его стоит заменить на что-то другое, что следует подбирать в соответствии с индивидуальностью игрока.
Конечно, наиболее эффективна профилактика, которая начинается с самого рождения. Рамки разумного взаимодействия с электронным миром не дадут возможности развиться различного рода "цифровым" зависимостям — будь то зависимость от телевизора, социальных сетей или игр. И не надо опасаться, что такое ограничение не даст возможности в будущем получить компетенции, связанные с компьютерной сферой. Их всё равно не удастся избежать, и в этом нет ничего плохого. Проблемным моментом является развитие привязанности к цифровым технологиям в детстве, потому что именно этот факт лишает ребёнка самого главного — возможности выбора, то есть свободы. Использование электронных благ цивилизации в осознанном возрасте — это просто ещё одна возможность шагнуть в "дивный новый мир".
Литература:
Причины детской агрессивности. Как помочь ребёнку справиться с агрессией
Агрессивное поведение детей — одна из актуальных проблем, с которой родители обращаются к психологу. В то же время педагоги и родители понимают, что агрессивность сама по себе не является одной из форм неадекватного поведения. В паре с...
Дети поколения Z. Особенности воспитания
Теория поколений была создана в 1991 году американскими учёными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Адаптацию теории поколений для России в 2003–2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис. Теория поколений показывает, что промежуток...
Как я стала преподавателем в университете
Как я стала преподавателем в университете Дорогие друзья, хочу поделитьсяисторией о том, как я стала преподавателем ВУЗа 👇🏻 Я являюсь преподавателем Московского университета клинической психологии и психотерапии и веду там детскую психотерапию...
Новогодние игрушки, это волшебство, которое лечит наши души. Каждый год, с первых дней декабря, мы начинаем доставать коробки с елочными игрушками, гирляндами и украшениями. И этот момент – настоящий ритуал, который пробуждает в нас самые теплые...
Светлана Филиппова
Как стать успешнее во всех сферах жизни
Спираль судьбы. В любое время года буду закручивать для вас Спираль судьбы. Моделирование сфер вашей жизни затронет минимум три предстоящих года. Хотите выйти на новый уровень? Хотите изменить то, что уготовано? Хотите стать другим/другой, но без...
Почему конфликты затягивают и затягиваются?
В повседневной жизни и психотерапевтической практике можно встретить ситуацию затяжных конфликтов, которые отбирают немало сил у обеих сторон, но не ведут к конструктивному для каждой из них результату. Подобные конфликты могут возникать как в...