Как помочь наркозависимому — 12 шагов или Кристаллизация мышления?
676
0
0
676
0
0
Реабилитация наркотической зависимости — сложный, многоплановый процесс. В отличие от алкогольной зависимости она имеет много особенностей.
Во-первых, зависимость формируется очень быстро, буквально с 2-3-х приёмов наркотика, а признается пациентами как зависимость только через 3–5 лет. Для сравнения, на формирование алкогольной зависимости чаще всего уходят годы от 4-х лет до 20 лет.
Во-вторых, более выражен синдром отмены.
В-третьих, быстро ухудшается память, быстро формируется неадекватность суждений и поведения.
— В чём особенности мышления таких людей?
— К примеру, попадая в условия изоляции (тюрьма, тайга, другая страна, реабилитационный центр), где нет возможности найти наркотик, практически сразу исчезает влечение. Возвращаясь в привычную среду, появляются причины, по которым человек вновь начинает снова принимать наркотики. Причём срок отказа от наркотика практически не играет значения. Это может и несколько месяцев и несколько лет. Типичная ситуация — 2–3 года, проведённые в изоляции позволяли человеку думать о том, что он избавился от наркотиков. Выйдя на свободу или приехав из другой страны, через 3–6 месяцев многие из них вновь находили повод принять наркотическое вещество.
— Вот почему зависимому человеку необходимо научиться жить без наркотиков в условиях, где они есть и, вероятно, ещё долго будут.
Как это сделать?
— Самостоятельно уйти от наркотиков редко кому удаётся, поэтому в этом деле нужен специалист. Специалист, который разбирается в особенностях мышления таких людей и способен ненавязчиво произвести изменения взглядов, убеждений, незаметно изменить эмоциональное реагирование на наркотик. Сделать это так, словно человек сам пришёл к такому выводу.
— Так сделать может любой специалист?
— Здесь вопрос не только в специалисте, а ещё и в методе. К сожалению, многие методы либо создают иллюзию работы, либо грубо вмешиваются в психику клиента (как слон в посудной лавке), которая и так уже изменена, либо навязывают во благо свои "правильные" взгляды. По этой причине многие методы имеют краткосрочный эффект.
Столкнувшись с этими проблемами в первые годы работы, в начале 90-х годов, нам стало понятно, что в России не было разработано ни одной программы реабилитации. Из зарубежных программ была известна только одна — 12 шагов анонимных наркоманов. Поскольку она не является медицинской моделью и больше походила на переработанные библейские заповеди, то мы решили создать свою программу. На её создание ушло около 3-4-х лет.
— В чём особенности вашей программы?
— Во-первых, нужно сказать, что нами было опробовано около 10 различных методов психотерапии: когнитивную, позитивную, гипнотерапию — традиционные варианты и эриксоновскую, транзактный анализ, гештальт терапию, нейролингвистическое программирование, эффект 25-го кадра и другие.
Во вторых, убедившись, что вышеперечисленные методы работают не столь эффективно, как например при алкогольной зависимости, мы стали изучать процесс формирования убеждений Для этих целей изучался процесс формирования новых убеждений у обычных людей и сравнивался с мышлением наших клиентов. В этом подходе ключевую роль сыграли наблюдения, за процессом смены одних убеждений на другие. Изучались скрытые ложные убеждения зависимого человека, удерживающие его в проблеме. Так появились темы для обсуждения, которые помогают "вскрыть" ложные убеждения. Ещё несколько лет ушло на проверку, корректировку и оттачивание мастерства.
В-третьих. Наш опыт к 2 000 году подсказал, что наряду с психотерапией, лечащей "душу" клиента необходимо менять целую систему взглядов, его отношения к жизни и самому себе. Если мы проводили изменения с помощью стандартных методов: когнитивной терапии, позитивной терапии, психодрамы, гештальт подхода и многих других, то чаще всего выходило как в басне Крылова "А Васька слушает, да ест".
В четвёртых. Стабильные результаты стали в результате появления нашей новой технологии, структурирующей мышление клиента.
Повторюсь — это метод возник в результате длительного изучения и сравнения мышления зависимого человека и свободного от наркотиков или алкоголя. Как думает клиент, как излагает свои мысли, высказывает свои убеждения. Например, путает причину со следствием, или признает свою зависимость, но оправдывает свои неадекватные поступки, не изменяя поведения. Как даёт обещания и тут же забывает о них.
— А что ещё необходимо предпринять для того, что бы помочь таким людям?
— Помимо работы с убеждениями клиента необходимо помочь восстановить конструктивные и доверительные отношения в семье, восстановить утерянные навыки и ценности. Только такая работа придаст стабильность полученным результатам.
Многолетняя работа с клиентами позволила к 2 000 г. сформировать новый консультационный метод, позволяющий шаг за шагом изменять взгляды клиента, структурировать его мышление и поведение. И всё это проводится при поддержке родных и близких людей зависимого человека.
— Какой части людей можно помочь, а кому не возможно?
— Большая часть людей, которая приходит к нам, имеют стаж приёма наркотика 3–7 лет, в возрасте 20–30 лет. У многих из них уже возникли проблемы со здоровьем, включая ухудшение памяти. Тем не менее, при сохранном интеллекте с такими клиентами можно и нужно работать.
Другая группа является малочисленной. Это люди, которые начали приём наркотиков или алкоголя в возрасте 13–15 лет. К своим 28–30 годам периодического приёма, то наркотиков, то сменяющего его алкоголя, у них очень сильно страдает интеллект, а потому помочь им очень и очень сложно.
Разработанная нами технология им уже не поможет. Но, к счастью, это небольшая категория людей.
Светлана Власенко
Офлайн
Екатеринбург
Существует расхожее мнение о том что люди видят то что хотят увидеть, слышат то что желают услышать. Каждый вкладывает в свои слова как в форму глубоко личное содержание в рамках собственного опыта и системы ценностей. Далеко не всегда при общении...
Люди страшатся темноты, боятся ночи, на генетическом уровне боятся. Наши предки приматы были дневными всеядными собирателями и ночь для них была сильнейшим стрессовым фактором, ночью все человекообразные плохо видят, в темноте же приходили опасные...
Человек всегда ищет чем заполнить внутреннюю пустоту, отношениями, работой, различными зависимостями и т.д.. Вопрос в том что все эти вещи приходят и уходят, а пустота остается. Внутренняя пустота является экзистенциальной, сущностной стороной...