В предыдущей статье мы рассматривали, насколько важно уметь использовать существующие тренды на злобу дня, в умах людей, для привлечения клиентов. Сегодня я приведу пример, как это делалось Виктором Пелевиным.
Наполеон Хилл в 1920-х годах считал, что "сверхдостигаторы", которые сами делают себя богатыми и независимыми, обладают определённым типом видения вещей и мышления, которое в корне отличается от того, как 99% людей видят вещи и думают.
Сами себя сделавшие миллионеры имеют своё собственное поведение. Пронзительное, с острой хваткой, немного пренебрежительное, грубое, ворчливое, с намёком на: "Oтвали с моей дороги". Приспособленческое, часто хищное и агрессивное. Креативное и футуристическое, эпатажное и возмутительное.
Давайте поговорим про Виктора Пелевина, но сперва — анекдот из 90-х:
По тёмному переулку идёт человек. Из темноты выходит какой-то преступник, угрожая ножом, требует отдать все деньги. На что получает ответ, что денег нет, вообще. Потом преступник требует дать часы или другие ценности, но их тоже не оказалось. Тогда он запрыгивает человеку на спину и говорит: Довези хоть до угла.
Маркетинг без денег подразумевает именно такой подход — использовать какой-то тренд, чтобы привлечь к себе внимание, т.е. "довезли до угла". Ещё это называют Партизанским маркетингом.
Например, делается маленький магазин фурнитуры возле крупного магазина мебели. Вроде они не конкуренты — но потенциальная аудитория одна и та же. Это приводит к существенной экономии средств на рекламу — покупателей притягивает более крупный мебельный магазин, а владельцу маленького магазина остаётся привлечь их с "улицы напротив".
Давайте посмотрим, как это делал Пелевин:
- Во-первых и самый важный момент — название романов, книг — уже является частью какого-то тренда, часть чего уже находится в умах людей тем или иным образом. И заключает в себе всё нижеперечисленное вместе взятое. Как мы знаем, заголовок — это 95% успеха в привлечении внимания. Нет притягательного названия книги, которoе привлекает внимание людей, как магнит — всё остальное уже бесполезно, потому что никто не прочтёт.
- Содержание романов или рассказов также цепляло за "наболевшие" несколько трендов, которые происходили на тот момент в обществе, смешивая или комбинируя их, доведя до идиотизма, абсурда, издевательства.
- Экстремально скандальные, эпатажные темы и моменты в рассказах, доведённые до возмутительного состояния. Актуальные на момент выхода романов.
- Обложка книг также могла представлять часть всеобщего тренда, возведённое в степень абсурда, и пропущенное через стёб, эпатаж. Опять же актуальное в то время.
Ну и список рассказов по годам с комментариями трендов:
Романы:
- 1992 — "Омон Раomonra 2" — Что примечательного было в начале 90-х? Отрицание и высмеивание с издёвкой всего советского, в частности, полёта на Луну, как одного из знаковых событий. Появление такого, понятия как "ОМОН", которое стало популярным и скандальным.
- 1993 — "Жизнь насекомых" — Продолжение того же антисоветского тренда, но уже есть понимание, что любовь ко всему заграничному довольна слепа. Поток эмигрантов на ПМЖ на запад, и особенно девиц лёгкого поведения. Интердевочка. Страну наводнили консультанты с запада, которые были неявными мошенниками. Наконец-то разрешили материться в книгах и на ТВ.
- 1993 — Эссе "Икстлан-Петушки". Стёб над 2-мя популярными культовыми книгами "Москва-Петушки", Ерофеева и "Путешествие в Икстлан" Карлоса Кастанеды. Уже само название мощно притягивает к себе определённую аудиторию.
- 1996 — "Чапаев и Пустота" — Ну как же упустить героя советских анекдотов, который уступал по популярности разве что Вовочке-Ленину. Продолжение стёба над советской культурой, но и уже начало стёба над Американской, её пустота уже начала царапать глаз. Осознание мелочности американской культуры кино по сравнению с советской. Стёб над популярностью Терминатора (1984, 1991) — как символов американской кинокультуры. "Лечение" общества с помощью чужих лже-ценностей начинает набирать оборот. Массовое увлечение общества эзотерикой — стремление к сатори, просветлению. И стёб-стёб-стёб весь рассказ — как отсутствие смысла жизни в обществе, после уничтожения старого советского смысла.
- 1999 — "Generation "П" — Повальная компьютеризация, гонка за мегагерцами. Появление на индустрии Пиар-а и рекламы после выборов 1996 года. Прогиб перед западными странами уже стал хорошо заметен, хотя, возможно, ещё и не осознан обществом. Эпатажный ковёр с наркотой. Популярность Кастанеды — как кислотно-йоговского Гуру, самого цитируемого мистика в Мире.
- 2003 — "Числа" (в составе сборника ДПП (NN)) — Нумерология, эзотерика, идеализация предпринимательства как самого высшего образа жизни для индивида. Банки начали размножаться, как грибы после дождя. Расцвет популярности Покемонов — компьютерной игры, пользующейся колоссальным успехом в мире.
- 2004 — "Священная книга оборотня" — Этот период можно назвать расцветом учения Карлоса Кастанеда, а также прочей эзотерики: йоги, тантры, Ошо — его ученики проводили семинары по несколько раз в год, в десятках городов страны. Массовые поездки в Ашрамы Ошо в Индию. Создаются группы, форумы практик Кастанеды — во всех, более менее крупных, городах страны и мира. Пик увлечения общества осознанными сновидениями. Печатается много книг об учении Кастанеды и о Сновидениях. Расцвет выездных на море семинаров по йоге. Печатается много книг по йоге.
- 2005 — "Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре" — Повальная мода креативом, которую через несколько лет назовут это креаклом. Интернет набирает обороты через общение на тысячах форумов — на любые темы. Наконец-то общество может через анонимность позволить себе говорить, писать, читать, обсуждать — всё без стыда, без страха быть осмеянным. Общение в сети, через форумы становится модным культом. Появляется язык подонков, на котором стало прикольно писать и говорить. Популярность романов Вишневского "Одиночества в Сети".
- 2006 — "EmpireV" — Появляется супер популярный фильм — ""V" значит вендетта". Увлечение сагами о вампирах: Экранизация Дневного (2004) и Ночной дозоров (2005), выход романа "Сумерки" в 2005 году и планирование экранизации.
- 2008 — "П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана" — Ну тут опять в название используется скандальное слово "Пиндостан", кульминация абсурдного конфликта с Грузией, противостояние с Америкой после Мюнхенской речи Путина в 2007 году, вызвавшей сильнейший резонанс в мире и в России. Расцвет Олигархов перед кризисом. Оборотни в Погонах — популярны в новостях. Стало можно называть Америку Пиндосией — после выхода книги в СМИ идёт бурное обсуждение, откуда это название пошло.
- 2009 — t — Продолжение угасающей темы Эзотерики, шамбалы. Возвращение к Толстому и Достоевскому — отмеченное некоторыми новыми экранизациями их романов: "Анна Каренина" в 2008, "Идиот" — раньше немного.
- 2011 — "S.N. U.F.F." — новости про Украину в СМИ набирают оборот. В СМИ мелькают статьи про беспредел беспилотников. Растёт количество курсов и книг по женскому счастью, как выйти замуж и стать счастливой, богатой и т.д. Англанизация русского (и не только) языка — набирает невиданный размах. В обществе всё чаще вспоминают старика Оруэла с его утопией.
- 2013 — "Бэтман Аполло" — Смерть Березовского и его похороны. Продолжение вампирской темы, новая экранизация про Дракулу. Всплеск экранизаций комиксов: "Бэтман" в 2008 и 2012 гг., "Мстители" 2012, "Человек-Паук" — 2012 и другие, как "Халк", "Железный человек" в 2013 — Популярность серии статей в интернете — "Пепелацы" летят на луну" — разоблачение американской лунной программы.
- 2014 (сентябрь) — "Любовь к трём цукербринам" — Ну тут из названия уже стало понятно. Повальное увлечение социальными сетями и Ютуб — их экспансия на Россию и победа в мировой конкуренции среди социальных сетей. Выход фильма "Социальная сеть". Зависимость людей от интернета, информационное рабство — манипулирование общественным мнением. Терроризм. Angry Birds.
Посмотрите на эти романы. Представьте себе, что они бы вышли на год раньше или на год позже. Как Вы думаете, смогли бы они притянуть к себе такое внимание? Наделали ли бы они столько шума? Вряд ли. Да, кто-то да прочитал бы. Но не 100-тысячными тиражами.
Отклик от рекламы снижается и продолжит снижаться. Денег на рекламу не хватает никому. Даже крупные международные компании уже не могут платить за рекламу. Вам следует научиться использовать общественные тренды в своём бизнесе, чтобы успешно без денег привлекать клиентов в Ваш бизнес.
P.S. Оставьте комментарий ниже — мне и другим читателям будет интересно Ваше мнение.