Вернуться на главную

Как овладеть искусством медитации

Дата публикации:
20 апреля 2016

5.0

(1)

311

0

0

Аватар специалиста Академия медитации

Академия медитации

автор

Как овладеть искусством медитации

Давайте поговорим о препятствиях и возможностях в нелёгком труде по овладению медитацией. Конечно, нам не получится разговаривать о медитации в отрыве от остальных аспектов жизни. Медитация — это мощная техника, но она является лишь частью пути самовоспитания. Поэтому этот разговор будет немного обо всём.

При начальных попытках медитировать оказывается, что овладеть медитацией невозможно при:

  • отсутствии необходимого телесного здоровья;
  • энергетических блокировках и зажимах;
  • отсутствии психической целостности и устойчивости;
  • лености сознания;
  • избалованности в желаниях (анти-аскетизм), обилии самсарных устремлений и целей;
  • высоком или низком самомнении;
  • непостоянстве в выборе направления (учения или учителя);
  • невладении собственным вниманием, неумении фокусировать и удерживать внимание;
  • отсутствии подлинного понимания, зачем это нужно — например, для любопытства, для обретения уважения, нечем себя занять, на спор и прочие нелепые причины.

А вот что в качестве "побочных" эффектов даёт нам практика медитации:

  • достаточное телесное здоровье;
  • гармоничную развитую энергетику;
  • психическую целостность и устойчивость;
  • активность спокойного сознания;
  • естественную (ненасильственную) скромность в желаниях;
  • отсутствие самомнения;
  • постоянство направления;
  • овладение вниманием;
  • обретение понимания смысла практики и жизни.

Получается, что состояние медитации порождает в человеке весь необходимый спектр условий для вхождения в медитацию.

Но как же в неё войти, когда нет ни здоровья, ни психического равновесия, когда мучает гордыня, и энергетика вся зажата и переломана? Где взять всё то, что позволит в неё войти, если всё это мы обретаем тогда, когда мы уже в неё вошли?

Такая постановка вопроса довольно часто возникает в духовной практике. Например, мы не можем контролировать свои эмоции и поступки, пока нас терзает самость. Но чтобы распрощаться с самостью, нам следует её оттеснять — то есть брать под свой контроль наши эмоции и поступки. Но как? Как мы можем это сделать, когда наша контролирующая субстанция сама подконтрольна самости? Получается, мы действительно овладеем собойтолько после того, как освободимся.

Такие парадоксы рождают образ змеи, поедающей свой хвост. В этой цепочке нет ни начала, ни конца. Причина порождает следствие, которое является своей же причиной. Этот круг невозможно разорвать.

Однако его можно уменьшать в диаметре, высвобождая из-под его власти нашу жизнь.

Воля человека является той нашей составляющей, непостижимой для ума, которая заставляет змею поедать свой хвост. Именно нашей волей мы делаем невозможное — мы уничтожаем змею, не разрывая причинно-следственный механизм. Своей волей мы сводим этот замкнутый круг в точку. Поэтому воля должна быть стабильной — миллиметр за миллиметром, из года в год она должна заставлять змею уменьшаться в размерах. И, чтобы это произошло, требуется серьёзная мотивация. Ни любопытство, ни идеологический туман, ни восторженные эмоции, ни зависть, ни соперничество, ни желание славы среди друзей-эзотериков никогда не смогут быть движущей силой такого процесса. Все эти мотивы сами являются частью этой змеи — они рождены самостью, которая сковывает и одурманивает наше сознание. Такие мотивы сами стоят на пути овладения медитацией. Следуя им, человек никогда не согласится заплатить ту цену, которую приходится платить для того, чтобы начать медитировать. Эта цена — прежде всего отречение от всех подобных мотивов в своей жизни.

Процесс поедания змеи — это, иными словами, процесс исчерпывания своей Кармы. Мы не можем разорвать причинно-следственные цепочки, мы не можем выпрыгнуть из своего существования или скрыться от себя, мы не можем остановить или сломать механизм причинно-следственного закона. Однако мы в силах постепенно выйти из-под его власти. Это происходит путём выбеливания своего существования за счёт большого труда и осмысленного переживания жизни — не только страданий и неудач, но и успеха, и радости. Даже начальная отработка кармы делает нас более прозрачными внутри, выхолощенными, она опустошает нас от того бытия, которое мы ведём, она стирает координаты прежних ценностей и ориентиров.

Одновременно каким-то другим более тонким вниманием мы вдруг замечаем, что что-то иное наполняет нас чем-то качественно другим, недоступным ранее. И это нечто дарит нам устойчивость, радость, стремительность и внутреннюю свободу. Наша Душа раскрывается, как парус под напором Ветра. Это не метафора. Мы понимаем, что жили до этого в узкой клетке, закованные в кандалы. А что же сейчас? Если мы поверим в то, что сейчас мы свободны и летаем по небу, то мы остановимся на нашем пути в наслаждении полёта. Но если мы продолжим практику очищения, то однажды мы увидим, что ощущение полёта было от того, что у нас просто закружилась голова от бескрайнего неба. Показавшегося сквозь тюремную решётку.

Говоря иначе, на каком-то этапе практики круг змеи становится настолько мал, что мы начинаем терять его из виду — он как бы перестаёт проявляться на фоне нашей жизни, перестаёт нас стеснять и довлеть над нами. Так нам может показаться, что мы овладели собой, или что мы научились медитировать. Однако он по-прежнему будет незримо, исподтишка, препятствовать нашему дальнейшему очищению. И тут опять встаёт вопрос мотивации — будем ли мы удовлетворены текущим положением вещей? Будем ли наслаждаться достигнутым и потреблять плоды наших усилий? Или мы найдём в себе причины двигаться дальше? А потом ещё дальше?

Достаточно важный вопрос, откуда берётся чудесное заполнение внутренней пустоты? Оно происходит, когда мы правильно относимся к практике, когда мы стремимся к Богу и посвящаем свою практику Ему. Если же мы будем одержимы иными целями, то мы наполнимся тем, что соответствует этим целям, вернее тем, что стоит за ними. Но это не будет истинным очищением. Это будет ещё одна ступень набора опыта, необходимого для обретения органического (телесного) понимания, где именно находятся непреходящие ценности человеческого бытия.

Даже если мы будем очищаться просто ради очищения, то и это будет ложной целью. Во-первых, скорее всего, в таком подходе будет завуалированное желание очищаться "для себя". Но для какого "себя"? Разве мы знаем "себя"? Во-вторых, очищение рождает пустоту. Но природа не терпит пустоты, и наша пустота обязательно чем-то наполнится сквозь бреши нашей небезупречности. Мы не сможем этому препятствовать.

Однако правильное стремление дарит человеку подлинное очищение, поскольку при этом пустота заполняется тем самым "наполнителем", что был положен Конструктором по техническому регламенту при создании человека. Все остальные "наполнители" — суррогаты, ведущие в заблуждение и дарующие опыт, "как делать не надо".

Истинное наполнение не только препятствует проникновению в нас посторонних примесей, но как целительный нектар изнутри излечивает и восстанавливает те самые бреши нашей небезупречности. Это наполнение даёт нам силы жить и идти выбранным путем.

Так, именно через наше правильное стремление мы из состояния "поломанной" и загрязнённой конструкции постепенно идём к состоянию, которое соответствует замыслу Создателя, чем и реализуем своё высшее предназначение.

(Отрывок из статьи "Овладение медитацией".)

СамопознаниеВосточные практики

Смотрите также