Как отдыхать, чтобы отдыхать?
608
0
0
608
0
0
Современный темп жизни заставляет нас всё чаще бежать и всё реже останавливаться, всё больше и больше нагружать себя, всё меньше и меньше разгружаться. Это значит, что нам привычнее не видеть и не слышать то, что с нами на самом деле происходит. И тогда мы пропускаем тот важный момент, когда ещё возможно обойтись малыми потерями и своевременно дать себе отдых, ту самую подзарядку, которая нужна всем живым организмам.
Возможно, вы задумывались или обращали внимание на то, что порой нам сложно не только выкроить время на отпуск в две недели, а ещё сложнее давать себе отдых-перерыв в течение дня. А ведь всё большое всегда состоит из чего-то меньшего. Так и здесь: если человек не может дать себе отдохнуть здесь и сейчас в малом, то в большом он тем более этого не сможет полноценно сделать.
Само слово "отдых" у многих людей вызывает бурную реакцию. Отдых часто воспринимается, как нечто грандиозное, масштабное, то, что требует массу времени, сил, энергии и денег. Одним словом, то, что мы никак не можем себе позволить. И, конечно, такое восприятие помогает от отдыха отказаться.
С чем же связано у нас такие ощущения в отношении отдыха? Откуда такие представления?
Возможно, я произнесу сейчас знакомую всем фразу, но: "все мы родом из детства", а это значит, что и восприятие отдыха и отношение к нему закладывалось именно там.
С момента рождения ребёнок чувствует, когда его организму нужен отдых. Дети прекрасно засыпают, когда устали. И, если в этот момент не давать ребёнку спать, он будет кричать и отстаивать своё право на отдых. Со временем родители стараются "подогнать" ребёнка под себя, сделать его более "удобным". И тогда сбиваются внутреннее ритмы ребёнка, он уже не слышит себя, не понимает, когда и что ему нужно для отдыха. И дальше, вырастая, человек уже плохо представляет, что именно ему поможет отдохнуть, пользуясь родительскими стереотипами и представлениями об отдыхе и о том, как ему надо отдыхать. А отдых, чаще всего в этих представлениях выглядит, как многодневный отпуск, возможно, на море с многочасовыми перелётами или безумные вечеринки до утра, чтобы потом спать весь день. Но сейчас это то, что я себе позволить не могу, а значит, в текущие дни не отдыхаю.
Ещё отдых во многих представлениях — это обязательные мероприятия по переделке всех дел, которые в обычное время откладываются на потом. И, как только наступает, например, выходной, нам срочно надо сделать все эти дела. Поэтому порой в выходные устаём больше, чем в будние дни. И идём на работу без сил, чтобы "отдохнуть" от выходных.
Где мы этому научились? Конечно, в детстве у родителей, которые вели себя порой точно также.
Очень часто ребёнку в детстве рассказывают о том, что "нельзя лениться, надо трудиться". "Движение — жизнь", останавливаться нельзя — это плохо. Ребёнок, как бы не вёл себя снаружи, внутри себя всегда хочет быть хорошим для родителей. А это значит, что те представления, о которых я сейчас говорю, фиксируются внутри него. И по этим представлениям он действует. Дальше идёт сцепка и смешение понятий: лениться и отдыхать, движение и постоянное делание чего-либо. У многих людей в представлении — это одно и тоже. И раз это одно и тоже, то мне нельзя отдыхать. Иначе я буду ленивым, а значит, плохим. И раз я буду ленивым, то я ничего делать не буду, а раз делать ничего не буду, то движение остановится. А значит, и жизнь остановится. И это очень страшно. Исходя из такой логической цепочки, отдыхать категорически нельзя. И даже отдыхая, человек предпочитает что-то активно делать, не задумываясь, а что на самом деле будет отдыхом для меня сейчас. Это приводит к тому, что организм и тело в целом не получают того, в чём на самом деле нуждаются. А это приводит к тому, что накапливается усталость, которая приобретает со временем форму хронической усталости, что приводит в свою очередь к болезням.
Ещё очень часто в детстве родители из самых добрых побуждений приучают детей к тому, что сначала надо все дела переделать, всё доделать, только потом можно идти отдыхать. При этом родители упускают несколько важных моментов.
Один из них — это то, что ребёнок — не взрослый. И то, что взрослому легко даётся — он уже это "сто раз делал ", ребёнку пока не доступно. А мы, взрослые, ожидаем, что ребёнок будет делать привычные для нас действия наравне с нами. Для ребёнка — это стресс.
Второй момент, который важно учитывать, ребёнок не может удерживать долго своё внимание на чём-то одном. Несмотря на то, что у детей много энергии, им требуется больше перерывов на смену деятельности. Именно поэтому только в шесть-семь лет дети идут в школу и способны продержаться сорок минут на одном уроке. При этом работа на уроке строится исходя из смены видов деятельности. А мы дома пытаемся сделать так, чтобы ребёнок у нас высиживал на одном месте, пока всё не сделает.
Например, нельзя выйти из-за стола, пока всё не съешь. И не важно, что ребёнок уже наелся.
Это приводит к тому, что во взрослом возрасте мы не даём себе отдохнуть в течение дня. Но, т.к отдых нужен, нам требуется причина, чтобы дать себе возможность отдохнуть. Чаще всего причиной становится: покурить, туалет, окружающие, которые всё время отвлекают. На самом деле, это не тот отдых, который я себе прямо сейчас хотел и мог бы дать. Поэтому отдыха полноценно не происходит, поэтому он очень скоро вновь потребуется. Это значит, что, например, курить приходится всё чаще и чаще.
Ещё следствием такого отношения в детстве к потребности в отдыхе становится то, что человек научился игнорировать себя и свои потребности, а значит, он будет задерживаться на работе, заставляя себя доделать всё, изматывая себя. Будет находить массу причин, по которым не может уйти не только в отпуск, но и вынужден работать на выходных. А уходя в отпуск или на выходные, будет продолжать работать или заниматься рабочими вопросами.
Также следствием подобных действий становится то, что организм устаёт, иммунитет ослабевает и ребёнок заболевает. При этому болезнь всегда начинается с малого, но раз на ногах можешь стоять, температуры нет, значит, здоров, а значи, т можешь ещё продолжать делать то, что привычно делаешь. Дальше болезнь усиливается, поднимается температура. И только тогда ребёнку дают отдохнуть. И эта привычка — доводить себя до состояния тяжёлой болезни — осталась. И во взрослом возрасте происходит то же самое. Пока человек себя не доведёт до высокой температуры, инфаркта, инсульта, сломанных конечностей и пр. серьёзных болезней, он не даёт себе своевременно отдыха. Заболевая, он нуждается в большем времени на восстановление себя, чем когда даёт себе время на регулярный отдых. Экономя ежедневно время на краткий отдых для себя, человек в дальнейшем теряет значительно больше времени, денег и прочих ресурсов на восстановление себя во время и после болезни. Но только болезнь могла его остановить и дать себе отдых. Такое отношение к себе и своему организму, заложенное в детстве, очень печально, при этом очень привычно для человека. Сила этой привычки столь велика, что человек даже не замечает того, что это происходит в его жизни вновь и вновь (изматывание — болезнь — отдых/восстановление — изматывание).
И сейчас я описала лишь самые распространённые причины и последствия формирования отношения к отдыху. Возможно, вы вспомните свой опыт детства в этом вопросе. В любом случае отдыхать правильно взрослому человеку нужно учиться заново. Для чего? Наша жизнь, качество жизни, самочувствие и здоровье во многом зависят от внутренней энергии, её количества и качества. Поэтому в метафоре можно представить человека в виде батарейки. Если в батарейке малый заряд энергии, она уже не сможет хорошо работать. Если её своевременно не подзарядить, то очень скоро она совсем не сможет работать. Даже, если мы будем бить её, требовать, чтобы она работала, она этого не сможет сделать. Так и человек без своевременной подзарядки-отдыха в течение дня работает всё хуже и хуже. И самочувствие становится всё хуже и хуже. А значит, и качество жизни ухудшается, и её продолжительность сокращается. Чтобы чувствовать себя лучше, жить дольше и быть довольным своей жизнью, важно себя подзаряжать, а значит, стоит научиться отдыхать.
Перед каждым новым делом давайте себе перерыв на подзарядку. Делайте паузы между задачами в течение дня. И это могут быть совсем маленькие паузы. Например: одна-две минуты с закрытыми глазами, сидя на рабочем месте. В этот момент слушая своё дыхание и представляя что-то приятное для себя. Прислушивайтесь к себе в каждый конкретный момент паузы, чтобы лучше понимать, что вам нужно прямо сейчас для отдыха: чашка чая, две минуты тишины, посмотреть в окно, пять минут на воздухе, десять минут на диване под пледом, телефонный разговор с подругой или ванна с ароматной солью. Главное, в это момент давать себе реальные на сейчас вещи, не думая про то, что прямо сейчас мне нужен отдых на море, который я не могу себе дать, а значит, это вновь причина оставить себя совсем без отдыха. Ведь ваша цель сейчас не в том, чтобы себя лишить отдыха, а в том, чтобы дать его себе.
Как сказано в Писании: шесть дней Господь трудился, а на седьмой день отдыхал. Поэтому выходной очень важен. И не для того, чтобы заполнить его делами, которые важно сделать, которые накопились. Выходной нужен для того, чтобы дать себе и своему организму то, в чём на самом деле нуждаетесь. Сделать то приятное для себя, что очень хочется сделать. Например: утром встать не торопясь, сходить на выставку или посетить мастер-класс, о котором давно мечтали, побывать, где хочется, пообщаться с кем захочется. Чем будет интересно и радостно вам заняться в свой выходной, вам виднее.
Начав с этих нехитрых моментов, вы можете помочь себе прямо сейчас в том, чтобы чувствовать себя лучше. Приятного вам отдыха!
Как помочь себе в трудный период жизни, часть вторая
Исходя из того, что я описала в первой части статьи " Как мы можем усложнить себе жизнь в трудный период, часть первая", становится видно, что своими действиями мы можем усугублять и усложнять себе жизнь в трудный период. При этом эти действия, на...
Мастер-класс
4 500 ₽
Ольга Заводилина
Oфлайн
Москва
1 дн 2 ч