Как научиться жить в своё удовольствие?
229
0
0
229
0
0
"Будьте внимательнее к себе", "попробуйте позаботиться о себе", - те фразы, которые психологи часто повторяют клиентам и которые не менее часто вызывают сопротивление в терапии. Многие из нас выросли в культуре, в которой воспитание было тесно связано с принуждением, а контроль преподносился как то, что делается во имя нашего блага. Так, например, родители могли заставлять нас ходить в нелюбимую школу, ругать или наказывать за плохие оценки и не воспринимать всерьёз то, что по-настоящему увлекало нас и приносило нам радость. Из такой модели воспитания впоследствии вырастает модель отношения человека к самому себе. Если он не привык к тому, что его балуют и радуют, а привык к вечным требованиям и упрёкам, аналогичным образом он будет относиться к себе и поступать с собой. Так, он может ограничивать себя в радостях жизни, не позволять себе получать удовольствие, перегружать себя заботами и обязанностями.
Позиция гиперконтроля над собой требует огромного напряжения и забирает немало сил, которые могли бы направиться в конструктивное русло, если бы были освобождены. Но из позиции гиперконтроля кажется, что стоит только немного расслабиться, и все дела пойдут плохо, начнутся проблемы, а люди вокруг отвернутся, поскольку не смогут выдержать такого напора искренности и спонтанности. И, действительно, если человек привык постоянно держать себя в узде, перепроверять все мелочи и детали, он живёт в модусе такого внутреннего напряжения, которое опасно подвергать мгновенной разрядке. Поэтому от оков контроля лучше освобождаться постепенно, поэтапно подвергая их критике и позволяя себе с каждым разом вести себя чуть более свободно.
Невнимание к себе, неумение распознавать свои потребности, отсутствие мотивации заботиться о себе приводят к тому, что человек теряет контакт со своими чувствами и смыслами. Живущий в модусе гиперконтроля человек руководствуется не своими желаниями и не тем, что приносит ему радость, а навязанными ему извне долженствованиями. Он стремится быть хорошим для всех, что само по себе невозможно, и невыполнимость этой задачи приводит к экзистенциальному кризису, эмоциональному вакууму и переживанию бессмысленности жизни. Иногда вместо того, чтобы заниматься собой, человек начинает пытаться устроить и наладить чью-либо ещё жизнь, что в результате редко приводит к конструктивному результату как для него самого, так и для окружающих его людей. И, напротив, игнорируя заботу о себе, человек ожидает её от других, но другие не всегда могут и хотят брать её на себя.
Чтобы освободиться от гиперконтроля и позволить себе жить в своё удовольствие, в первую очередь, важно осознать проблему, её причины и следствия. Причины этой проблемы часто уходят корнями в стиль воспитания, который был применён к страдающему такой проблемой человеку, и ложные убеждения по поводу контроля. Например, кому-то может казаться, что, стоит ему ослабить контроль, и он распустится, начнёт творить какие-то непотребства, обижать других людей и разрушать свою жизнь. Но между безрассудством и спонтанностью есть значительная разница, а свободное и открытое проявление себя не равно саморазрушению или ущемлению прав других людей.
Следствием проблемы чрезмерного самоконтроля и отказа себе в удовольствиях и радостях жизни являются чувства тоски, серости и скуки, а также более глобальное экзистенциальное чувство непрожитой жизни или проживаемой не-своей жизни. Так, человек может из года в год делать то, что ему не нравится, - ходить на нелюбимую работу, прокрастинировать занятия своими хобби и новые проекты. Скрытой выгодой такого сценария является поддержание статуса кво, за перспективой потери которого стоит страх, что за свободой неизбежно последует наказание, как это было в детстве. И, чтобы освободить себя, важно осознать, что детство давно прошло, а те установки, которые были актуальны тогда, в конкретной ситуации и с конкретными целями, утратили свой смысл в настоящей ситуации. Когда-то, возможно, родительские запреты и предписания помогали человеку чувствовать себя безопасно, однако они не могут быть распространены на всю оставшуюся жизнь, ведь она постоянно меняется, как меняемся и мы сами, когда учимся приспосабливаться к окружающей нас среде более гибко и творчески.
Начать жить в своё удовольствие не означает пуститься во все тяжкие, предаться вредным привычкам и стать антисоциальным элементом. Напротив, человек, позволяющий себе быть в контакте с собственными потребностями и чувствами, вряд ли будет испытывать необходимость в том, чтобы забыться, затуманить сознание, уйти в какую-либо зависимость или деструктивное поведение. Жить в своё удовольствие также не означает жить исключительно текущим моментом, игнорируя прошлое и будущее. Напротив, жизнь в своё удовольствие предполагает синтез времён, в котором мы можем опираться на прошлое и думать о будущем с заботой о себе, чтобы продлить текущий момент радости.
Чтобы начать жить в своё удовольствие, в первую очередь, важно научиться принимать, любить, уважать и ценить себя. На практике это значит, что любая наша потребность имеет значение, любое чувство требует внимания, а любое усилие или стремление к росту достойно похвалы и подкрепления, даже если мы пока ничего не делаем и только лежим в направлении роста. Жить в своё удовольствие - значит, позволить себе быть нужным, прежде всего, самому себе вместо того, чтобы посвящать свою жизнь поиску одобрения и высоких оценок других.
Совместимость партнёров: миф или реальность?
Вопрос совместимости беспокоит многих людей, которые хотели бы построить долгосрочные отношения и уже потерпели неудачи на этом пути. Часто неудачи объясняются тем, что "мы были недостаточно совместимы", и тогда для успеха необходимо найти...
Токсичный отец и смерть старого короля
Пурпурный всем миром правит Пурпурный – цвет короля Сегодня его отравят И, может быть, даже зря Но манит золота слиток И власти угар простой И вот уж готов напиток – Яда отвар густой* Отец выполняет в психике растущего...
Должна ли психотерапия длиться вечно?
Главную цель психоанализа можно было бы обозначить цитатой З. Фрейда, где он говорит: "Где было Оно, там должно стать Я". В то же время на закате своей карьеры Фрейд начал замечать, что его пациенты возвращаются. Очень вероятно, это происходило, с...
Цель как императив: принудительный целецентризм современной культуры
В современной психологии и культуре наблюдается феномен центрирования внимания человека на целях. Негласно подразумевается, что у всего должна быть какая-то цель, а человек должен быть целеустремлённым, что постулируется в качестве нормы, и это...
Как определить способности ребенка?
Каждый ребенок уникален и обладает своими индивидуальными талантами и способностями. Задача родителей и педагогов – помочь детям раскрыть их потенциал и направить в нужное русло. Рассмотрим, как определить способности ребенка. Наблюдаем за...
Рамки - сделать то, что не делали раньше!
Что такое рамки сами по себе? Кто и как вывел формулу рамок? Кто их нам устанавливает, и где они находятся, эти самые рамки? И в чем проблема, если говорят многие, что это плохо? У каждого, из нас есть, эти самые рамки. И формируются они еще с...
А вот потом как заживу! Синдром отложенной жизни.
А вот потом как заживу! Синдром отложенной жизни. В этой статье мы поговорим о том, почему мы начинаем «новую жизнь с понедельника» и откладываем наши желания на потом. А также о том, а правда ли мы свои собственные желания так откладываем или...
Астрология в профессиях - как ваша личная "фишка"
Независимо от вашей сферы – будь то организатор свадеб, форумов, консультирование, или образование – астрология приносит уникальные инсайты. От персонализированных программ для развития детей до оптимизации бизнес-процессов. Добавьте...