Как наладить самооценку
95
0
0
95
0
0
"Сегодня у меня всё получилось. Я справился со своей работой не просто хорошо, а отлично. Я знаю об этом — я молодец. Но что на самом деле значат для меня мои достижения? Я их чувствую как нечто временное. Успех был и прошёл. Радость и удовлетворение от собственного успеха уйдут вслед за ним. А потом появится чувство, что мои достижения в очередной раз не оставили во мне никакой ценности. И нужны они мне словно подпитка. Без них я чувствую себя плохо и пусто".
Друзья, такое знакомо многим из нас. Самооценка падает, и на смену ей приходит другое состояние, определить которое можно как "я недостаточно хорош/хороша" или "всё плохо". Мы начинаем винить себя. Начинаем винить других, хотя скорее всего наши обвинения несоразмерны.
За такими колебаниями самооценки от позитивной к негативной стоит интересный факт. Чем сильнее они подчиняют себе нашу жизнь, тем дальше отдаляют нас от неоднозначности и задач реальной повседневной жизни.
И такие колебания по сути оказываются побегом от того, что скрыто в тени достижений, успехов и неудач — обыденная жизнь со всеми её обыденными проявлениями. И именно обыденность будет ресурсом, который поможет нам связать колебания в плюс и минус и не позволит застревать в них. Эта часть жизни, будучи затенённой колебаниями самооценки, является точкой входа для её стабилизации.
Итак, чтобы работать над стабилизацией самооценки, для начала зададим себе вопрос.
Как на нас реагировали в детстве, если мы демонстрировали малейшее теневое поведение — то, которое не понравится родителю? Реагировали молчанием или отвержением, пока мы не попросим прощения?
Неудивительно, что теперь мы движимы потребностью быть идеальным, ищем того, кто отзеркалит нашу хорошесть, стремимся к идеальным людям и отношениям. Как будто за этим стоит некое стремление получить принятие и одобрение, желание любить и быть любимым.
Разобравшись в том, откуда идут эти колебания самооценки, давайте дадим им имя. Предлагаю назвать их жестами тоски по тому самому желанию любить и быть любимым. Эта тоска и формирует такие колебания, так как внутренний поиск быть принятым вместе со своим несовершенством постоянно продолжается.
И сперва нам нужно будет учиться тренировать в себе концентрацию самоосознания — я знаю и помню, откуда идут мои колебания, каждый раз я помню про свои жесты тоски.
Что делаем потом?
Придётся развивать в себе способность самостоятельно себя же отражать. Это означает примерно следующее: я стараюсь быть сам для себя родителем, не отвергающим, а принимающим свои же слабости, капризы, негативные стороны с теплом, терпением и заботой. Включаем в себе такую взрослую ответственную родительскую часть. Это требует буквально родительского терпения перед капризами ребёнка и сопереживания ему.
И не забываем о теневом ресурсе обыденности. Задаёмся вопросом: какие у меня есть задачи, которые относятся к моей обыденной жизни, а не к успехам и достижениям? Те, которые я бы назвал для себя своими обычными задачами. Возможно, именно о них я часто забываю как о каких-то незначительных. Здоровье, хобби, отношения, очень мирские цели и даже проблемы — то, что часто уходит на периферию сознания. Особенно те, которые связаны с заботой о себе, и которые постоянно жертвуются во имя чего-то другого.
И если получится двигаться от колебаний самооценки и крайности позитивных и депрессивных состояний в сторону принятия себя в качестве живого человека с позитивными и негативными сторонами и вполне определёнными задачами в обыденной жизни (и этой задачей может быть в том числе и работа над самооценкой), то тогда получится реализовывать свои планы и мечты гораздо легче, стабильнее и с удовольствием.
Когда я пошёл в свой собственный юнгианский анализ (есть такой метод психологического консультирования), а начал я его в 2011 году — этот процесс казался мне широким полем возможностей и перспектив. Я обратился к психологу не потому, что у меня...
Двойные послания в детстве, ведущие к психической травме
Бывает так, что близкий человек ведёт себя противоречиво и непредсказуемо. В детстве этими единственным близкими людьми являются родители. И так случается, что ребёнок растёт среди парадоксов типа: "Приказываю тебе не выполнять моих приказов" или...