Как изменить сценарий отношений?
5363
0
0
5363
0
0
Человек, который не хочет быть один, никогда не будет один
В нашем перенаселённом мире все больше людей чувствуют себя одинокими, не понятыми, не поддержанными. Людей вокруг — море, однако, отношения складываются трудно. Очевидно, что потребность в отношениях у людей частенько превышает способность эти отношения выдерживать.
Психологами отмечено, не осознавая, что творим, мы сами часто сводим свои отношения на нет, а потом чувствуем себя брошенными и ненужными. Парадокс!
Как же и почему так происходит? Как изменить негативные сценарии своих отношений?
Приведу живые примеры негативных сценариев и способы их позитивного изменения. Примеры взяты из практики ведения психотерапевтической группы "Автор моих отношений".
Цепочка примерно такая:
Приведу пример.
Чтобы понять и изменить свой негативный сценарий отношений, Лилия пришла в психотерапевтическую группу (одна из участниц группы 2012/2013). Она заявила, что хочет получить обратную связь от людей, честную оценку себя примерно такого толка: "Что я делаю не так? В результате чего мне так одиноко в моей жизни?"
Общаясь с участниками группы с самыми лучшими намерениями — построить хорошие дружелюбные отношения, Лилия, тем не менее, довольно быстро оказалась в той самой ситуации эмоционального одиночества, с жалобой на которую она собственно пришла, и в которой она находилась в своей жизни. Как же это произошло?
В поведении она, буквально "забивала эфир", и таким образом, избегала услышать, а что собственно думают о ней другие люди! Задавая вопрос, она не слушала, перебивала ответ. Рассказывая о себе, она неявно, но напрашивалась на одобрение себя и способа своей жизни.
Все бы ничего, одобрение — так одобрение (каждый из нас нуждается в одобрении и всегда есть, за что человека одобрить!). Или, оценка — так оценка (у каждого участника возникла своя реакция на Лилию — Лилия могла бы собрать выборку оценок!). Но не одновременно же! Ведь и я, и участники группы получаем от Лилии двойное послание:
Одно, бывает, противоречит другому, и просто невозможно дать удовлетворяющий ответ!
Если участник группы начинал одобрять Лилию, восхищаться, она говорила что-то типа: "Приятно конечно, но в жизни мне это моё достоинство не особо помогает". Если же участник честно высказывал по её запросу одно из своих переживаний по отношению к ней, например, досаду, что она говорит много, а для него "ни о чем" — что она хочет, так ему и не понятно, она в ответ говорила что-то вроде: "Это не так, на себя посмотри".
Неосознанный страх негативной оценки людей толкал её буквально закрывать рот людям, когда речь заходила о ней, подставлять своё мнение, вместо выслушивания их. Так она справлялась со своим страхом оценки, и одновременно, частично реализовывала своё желание искреннего контакта с людьми. Результат — ни рыба, ни мясо. Она довольно быстро вызвала раздражение большинства участников группы и, повторила свой негативный сценарий отношений в группе.
И это вполне закономерно, все мы строим отношения по одному и тому же, "своему" сценарию, куда бы ни попали. Повторяющиеся ситуации, сценарии отношений воссоздаются не кем-то там, а нами. Потому и говорят: от себя не уйдешь.
Лилия развернула свой сценарий на группе, создав привычную ситуацию отношений, однако благодаря этому я (психотерапевт) и участники смогли увидеть и вернуть/подсветить ей её сценарий. Осознав свой сценарий, она смогла разделить два своих желания (одобрения и оценки). Она стала запрашивать желаемое по-отдельности, и с вниманием принимать отклики группы. В результате, она установила эмоциональный контакт с участниками, а они стали относится к ней с интересом и теплотой. Этот опыт она перенесла и в свою обычную жизнь.
Наши иллюзии, фантазии, надежды, возникшие при первом знакомстве с человеком, часто не оправдываются потому, что мы даём ему/ей неверную "инструкцию по обращению с нами". Вот так и в случае Лилии. Она не учитывала свою ранимость, вела себя так, будто негативные оценки ей не страшны, что является неправдой. Признав свою ранимость, Лилия научилась учитывать её в контакте с людьми, запрашивать и принимать поддержку, благодаря чему наладила эмоциональный контакт и изменила свой "одинокий" сценарий.
Цепочка примерно такая:
Данный участник группы пришёл, чтобы понять, в чем ценность отношений и любви. Чувствуете, уже парадокс, противоречие между словами и действиями? Он вроде иносказательно заявляет, что не ощущает ценности людей и отношений для себя (то, что говорит). И при этом он в действии проявляет нужду в людях и отношениях (то, что делает — пришёл в группу, которая называется между прочим "Автор моих отношений").
В группе он проявлялся так: Когда кто-либо из участников выражал к нему интерес и симпатию, Нарцисс оживлялся, включался в отношения. Однако стоило этому другому участнику чуть отвлечься от него, начать делиться своими трудностями, затеять диалог с кем-то другим, Нарцисс начинал скучать, терял интерес и норовил сбежать из группы на поиски новых впечатлений и отношений, например, на танцы, или вечеринку экспресс свиданий. Скучая, он открыто заявлял об этом группе, вызывая неоднозначную реакцию. Кто-то воспринимал скуку Нарцисса как обесценивание лично себя и своих выраженных на группе переживаний, кто-то жалел Нарцисса и пытался позаботиться о нем, кто-то даже пытался развлечь его. Группа беспокоилась и уделяла Нарциссу внимание, он опять оживлялся, заинтересовывался, после чего люди успокаивались насчёт него, начинали говорить и о себе, и между собой, а он между тем опять терял интерес.
Сильная нужда в том, чтобы им интересовались, симпатизировали, ценили, сочеталась в Нарциссе с неспособностью самому симпатизировать, ценить, интересоваться другими людьми. Более того, когда участники, отвлекаясь от него, занимались собой, он воспринимал это как признак своей ненужности им. Сам же он к чужим темам не подключался. Таким образом, невербально, он ставил условие: "Либо вы постоянно уделяете мне внимание, доказывая своё хорошее отношение (а я подвергаю его постоянному сомнению), либо вы мне бесполезны и я ухожу от вас".
Когда я (терапевт) подсветила Нарциссу его сценарий "игры в одни ворота", он услышал меня, и попытался найти и выразить свою симпатию к каждому из участников группы. Однако оказалось, что симпатии и интереса к другим людям у него практически и нет, одна сплошная нужда в их симпатии и восхищении, которая, будучи получена, все равно его не насыщает. Не в силах выдержать, пожить хоть какое-то время в группе с этой горькой, однако, реальностью: по-честному и открыто предъявлять своё безразличие к участникам группы, а в ответ просить внимание и тепло к себе, и посмотреть, что будет дальше (например, не прорастут ли в нем ростки благодарности, которая могла бы стать основой для его симпатии к людям?), он предпочёл вернуться в изоляцию, из которой когда-то пришел.
Это вполне закономерный случай, когда человек, получив возможность изменений в своей жизни, отказывается от этих изменений, так как не готов проживать трудный период. Здесь показана не групповая, а более щадящая индивидуальная психотерапия.
Горькая реальность или сладкая иллюзия? В терапевтической группе, состоящей из обычных людей, Нарцисс увидел, как он создаёт ту реальность, в которой затем живёт — не только в группе, но и в своей обычной жизни. Это было неприятно, однако это — ключ, которым можно открыть дверь в новую жизнь, сделав её лучше, а можно выбросить его и обесценить. Личный выбор.
Обычно мы передаём власть/ответственность за то, как мы живём обстоятельствам, другим людям, политическим системам и проч. В случае Нарцисса: "Вы меня не цените, поэтому я не ценю вас (ответственность — на вас)". Задача развития Нарцисса — находить и взращивать в себе ростки собственной симпатии к людям. Доверять, выражать и опираться, прежде всего, на свою симпатию к людям, а не ждать без конца подтверждения их хорошего отношения к себе.
Цепочка примерно такая:
Ромашка пришла в группу с желанием, и одновременно, трудностью открываться людям. В обществе людей Ромашка испытывала тревогу, и хотела слинять. Оставшись же в одиночестве, грустила и скучала по общению.
Ромашка производила впечатление скромного, даже несколько забитого существа. В группе она больше молчала и слушала, часто имела испуганный вид, особенно, когда участники на эмоциях общались между собой или когда обращались к ней. Просидев тихонько несколько встреч, она попыталась поступить как обычно — слинять. Она сказала, что на группе постоянно ругает себя за пассивность, что, видимо, ещё не готова к изменениям, а потому: "Ну какой смысл мне ходить на группу и ничего не делать?".
Я (психотерапевт) в очередной раз подумала: хорошо, что есть контракт (предписывающий обсуждение с группой своего возможного ухода). Иначе эту мысль Ромашка бы не проговорила на группе, вскрыв тем самым свой сценарий поведения, а просто подумала бы про себя, после чего по-тихому сбежала из отношений, так, как она делает в своей обычной жизни (от чего и страдает).
Я предложила Ромашке посмотреть на присутствующих участников, и рассказать о своих страхах и тревогах, которые эти конкретные люди вызывают в ней. Она согласилась, и рассказала. Как потом оказалось, её страхи на группе очень схожи с её страхами в отношениях из жизни. Рассказала, что боится осуждения Лилии, возможного предательства Ириса, агрессии Василька и так далее.
Проговорив свои страхи вслух, глядя при этом на людей, Ромашка удивилась! Во-первых, увидев недоуменные лица людей — люди в ответ выразили ей своё отношение, которое сильно отличалось от её страшных фантазий. Во-вторых, проговаривая, она почувствовала, что даже если её страшные фантазии правда — то она в силах, если что, и ответить на возможный негатив, защитить себя.
Этот момент стал переломным. Встретившись, наконец, со своими страхами лицом к лицу она буквально увидела, что "не так страшен черт, как его малюют". Она осталась в группе, и с этого момента стала смелее проявлять себя с людьми — спрашивать об их отношении, проявлять свои чувства. Она с удивлением обнаружила, что её тревоги не чужды и другим, выразила и получила немало поддержки, и наконец, почувствовала свою силу открываться людям.
Цепочка примерно такая:
Василёк пришёл в группу с желанием прислушаться к себе, находясь в обществе людей. В жизни Василёк чувствовал себя больше ведомым, нежели ведущим, однако это было не совсем так.
Да, у него часто возникало ощущение, будто люди подталкивают его к чему-то, чего он не хочет — то девушка вовлекала его в отношения, а он ещё не был уверен, что эти отношения ему нужны, то "жизнь" вынуждала его зарабатывать на работе, которая ему не особо нравилась. Однако — все это его откровенно раздражало, и он оказывал "им" сопротивление, периодически высылая всех в сад.
Основная же трудность Василька заключалась в том, что он и сам не знал, чего хочет — где собственно ему хочется работать и с кем хочется встречаться. Он был слабо чувствителен к себе.
На группе Василёк поначалу тоже особо к себе не прислушивался. Вместо этого он сразу же стал активно взаимодействовать с другими. Вёл он себя при этом достаточно развязно, некоторые участники даже назвали его поведение наглым — он частенько перебивал, встревал в чужой разговор, открыто требовал внимания. Получив же внимание, он буквально не знал, что с этим вниманием делать дальше, впадал в тревогу и раздражался.
Василёк рассказал, что общение с людьми и в жизни строилось по подобному сценарию, и вызывало в нем раздражение. Находясь же дома в одиночестве, Василёк, наконец, встречался с собой и тревожился, не понимая, чего сам хочет от жизни — он скучал и маялся, слоняясь из угла в угол, не зная, чем заняться.
Попадая в общество людей, Василёк вроде на время избавлялся от этой своей скуки и тревоги. Правда достигал он этого НЕ за счёт осознания и реализации СВОИХ желаний в отношении людей, а за счёт неосознанной передачи людям права решать, чем Васильку заняться, за что они потом бывали им же наказаны. В группе это проявлялось так:
Когда участники раскрывали свои трудности, Василёк всегда был готов им помочь. Если кому-то надо было высвободить свою агрессию, поборовшись на ладонях, Василёк предлагал свою кандидатуру в качестве тренажёра. Стоя за спиной у участников, он помогал им противостоять страхам, держа их за плечи и поддерживая своим голосом. Он получал искреннее удовольствие, заботясь о других, чувствовал так свою нужность. Тревога снижалась.
Однако через какое-то время он окончательно терял ощущение себя, и начинал испытывать предупреждающие о катастрофе сигналы своего организма в виде раздражения и скуки, — ощущения, что для себя-то он ничего не делает!
Несколько раз он очень серьёзно обижался на группу и на меня (тренера) за то, что мы, внимание, САМИ искренне не догадывались, и не давали ему того, чего он от нас хотел. Он особо не обсуждал с нами свою обиду, просто вставал и уходил, хлопнув дверью. Потом, на следующую встречу, возвращался.
Своими обидами и уходами Василёк направлял людям скрытое послание: вы должны угадать, что я чувствую и что хочу от вас, и дать мне это.
Как в еврейском анекдоте:
Мама с балкона: "Изя, домой!"
Изя: "Что, мама, я замёрз?"
Мама: "Нет, ты писать хочешь".
Когда Василёк осознал свой сценарий, он стал практиковаться в более внимательном прислушивании к своим желаниям. Например: испытывая интерес к Ирис и волнение о том, как же она относится к нему, он прямо выразил своё отношение к ней и расспросил её об её отношении к нему. Также Василёк стал прямо говорить людям, что ему подходит (вместо негласных требований и обид за их невыполнение). Например, когда Лилия сказала ему: "Ты должен поменять работу", он вместо привычной обиды сказал: "Я ещё не готов".
Поведение Василька по отношению к другим участникам стало более пластичным, и, одновременно, более ясным, благодаря чему его отношения улучшились — и он стал получать больше радости в контакте с людьми.
Ирис пришла в группу с целью научиться общаться с людьми, и особенно с мужчинами, без страха.
Ирис выглядела хрупкой и ранимой — она искренне доверила группе историю своей жизни, слезы и боль. Так продолжалось несколько встреч — тихий нежный голос, трогательная история, хрупкая ранимость. Участники группы стали осторожно, но вполне внятно выражать свои опасения поранить Ирис своей невольной прямотой. Им уже хотелось радостно потолкаться друг с другом, но страх сломать хрупкую Ирис останавливал их бурное жизнелюбие. Они и жалели, и сердились на Ирис за эти ограничения, негласно наложенные на них её ранимостью.
Сама Ирис чувствовала себя несколько опустошённой своими тихими страданиями из встречи к встрече, ей хотелось меньше стенать на группе, а больше получать удовольствия от встреч. Однако идея радостно, или, даже радостно — злобно пободаться с кем-либо из участников сильно пугала Ирис.
Я (терапевт) и группа вернули Ирис её сценарий — заметили ей, что она за себя совсем не борется, а, напротив, замирает в ответ на проявленную к ней агрессию. Когда кто-то перебивал, не одобрял, критиковал Ирис, она почти теряла голос, тело её становилось деревянным. Наконец Хризантема и Лилия не выдержали, и обозвали Ирис тургеньевской барышней, а Василёк подхватил тему, и назвал Ирис вовсе Одуванчиком. Ирис рассердилась и решила попробовать изменить свой привычный сценарий — выпустить к людям свои, глубоко запрятанные, подавленные субличности.
Так получилось, и это конечно не случайность, что решающую помощь в открытии этих лиц, оказали Ирис мужчины (которых она боялась особенно) — Нарцисс и Василек.
Василёк помог открытию "злого лица". В упражнении он стоял за спиной Ирис и помог ей рявкнуть на Лилию и Хризантему. Нарцисс же поддержал Ирис в раскрытии её спонтанного лица. Она хотела ощутить свободу, потанцевав перед группой, однако стеснялась делать это одна. Нарцисс пригласил её, и они станцевали вместе. Это было очень красиво!С тех пор случилось многое — серьёзная конфронтация Ирис с Лилией, после которой и Ирис и Лилия стали сильнее, а их отношения ближе, и борьба на ладонях с Хризантемой, которую Ирис смогла обыграть хитростью, и утверждение своей женственности с Васильком. Все эти события были прорывами для Ирис, так как она смогла поймать свою активную/агрессивную энергию и на ней преодолеть свой страх перед людьми.
Трудность Ирис заключалась в удерживании своих собственных агрессивных порывов по отношению к людям. Подавляя свою агрессивность, она совершала эмоциональный суицид — самоуничтожалась из отношений, реагируя на здоровую агрессивность других людей только страхом и стенаниями. Отношения в группе помогли Ирис увидеть, прожить этот сценарий, а также найти, открыть и проявить, натренировать свою здоровую агрессивность.
Хризантема пришла в группу с трудностью и, одновременно, интересом сближаться с людьми. В жизни процесс сближения вызывал у Хризантемы страх, поэтому часто она оставалась в отношениях на поверхностном уровне формального общения.
Тот потенциал, то содержание, которое она в себе ощущала (как человек, как специалист, как личность, как женщина), у неё не получалось вписать, проявить в мире людей. Хризантема чувствовала себя нереализованной, а все, чему она училась, чем занималась, переживалось ею как невостребованное.
В группе Хризантема с большим вниманием и интересом откликалась на других участников, расспрашивала и рассуждала об их трудностях, чем поначалу вызвала их расположенность. Однако о себе Хризантема рассказывала довольно формально, ставя себя, таким образом, в неуязвимую позицию. Она как будто избегала довериться группе, — не только рассказать, но и показать свою ранимость, взволнованность, растерянность.
Таким образом, Хризантема защищалась от возможных нападок людей, и, одновременно, ограничивала своё полное/глубокое/широкое само-предъявление в группе.
Со временем Хризантеме стало все больше казаться, что в группе происходит мало важного для неё, и это ощущение сильно перекликалось с её переживанием из жизни, где она чувствовала себя так, словно сидит в гараже, меж тем как настоящая жизнь течёт где-то за его пределами. Она поделилась этим ощущением с группой.
Так проявился и стал явным сценарий Хризантемы: сама урезая своё полное предъявление/реализацию (как в группе, так и в жизни), Хризантема затем страдала от нереализованности.
Тем временем группа стала более настороженно реагировать на Хризантему — Василёк и Лилия атаковали Хризантему вопросами о личном и претензиями в закрытости, а Ирис, Нарцисс и Ромашка пытались по-доброму разговорить Хризантему. Хризантема прислушалась, и начала совершать маленькие шаги в сторону самораскрытия — она доверила группе слезы отчаяния за свою нереализованность, смущение и нерешительность в предъявлении своей женственности, твёрдо проявила своё несогласие с некоторыми позициями участников. Все больше очерчивая свою индивидуальность в группе, она совершила важные изменения и в своей жизни. Поселилась отдельно, стала активно искать работу. Таинственным образом у Хризантемы рассосалась болезнь, беспокоившая её несколько лет.
Полнее и глубже предъявляя себя людям, Хризантема заново открыла для себя свою индивидуальность. Она получила доступ к своим источникам личных сил, что отразилось даже в способности её организма лучше сопротивляться болезням. Она почувствовала больше доверия к людям, научилась запрашивать и принимать поддержку, а также проверила опытным путём: если что, может выдержать и критику в ответ на свою откровенность — драйв и удовольствие от сближения с людьми стоит того.
Людей и их сценариев отношений, как и цветов, в мире великое множество, здесь я описала только 6 из них. Каждый из людей — цветов — участников группы уникален по-своему, при этом они одинаковы в том, что решили быть счастливее, успешнее и эффективнее в своих отношениях, изменить свои негативные сценарии.
Вместе они составили невероятно красивый и ароматный букет, которым мне захотелось с их согласия поделиться с теми, кто глубоко интересуется собой и другими, временами чувствует себя одиноким, непонятым, нереализованным, стоит на пути повышения личностной эффективности.
Подводя итоги, хочу отметить, что в этой статье описаны лишь некоторые отдельные случаи изменения сценариев отношений участниковпсихотерапевтической группы. Мне было важно на живых примерах показать, как в отношениях людей проявляется негативный сценарий отдельного человека. Каким образом этот сценарий одновременно и защищает каждого, и делает несчастным. И как осознание своего сценария и его изменение, помогает человеку стать более гибким, помогая достигнуть нового уровня сотрудничества и близости с другими людьми.
А может ли вообще в разногласиях между людьми кто-то быть прав, а кто-то ошибаться? Как быть, когда между людьми обнаруживаются индивидуальные различия и обостряются индивидуальные противоречия? В момент перехода на вторую фазу отношений (фазу...
"Снежная королева сказала ему: если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господином, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков. Но он никак не мог его сложить" — Г.К. Андерсон. Скука, лень, пустота в отношениях, чем её заполнить? Как эта...
Доверие — вот хорошее начало отношений, оно укрепляется витками и поэтому практически никогда не поздно возвращаться к его усилению Любые отношения, в здоровом их варианте, складываются проходя через четыре стадии развития отношений. Однако: На...
"И что мне с этим делать?", - вопрос, который часто любят задавать психологам клиенты, иногда повергая аналитиков в состояние ступора. :) Во-первых, потому что психолог не даёт советов, но может дать конкретные рекомендации (выполнить определённую...
Как сохранить автономию в отношениях?
В здоровых отношениях есть место как близости, так и автономии. Это означает, что у пары есть пространство для общих интересов и времяпрепровождения, точки соприкосновения и сходства, но в то же время есть и пространство, где каждый мог бы побыть...
"Как он(а) ко мне относится?". Запросы на понимание и изменение партнёра.
В практике психолога часто возникают ситуации, когда на приём приходит один из супругов/партнёров с твёрдым намерением лучше понять, а то и изменить другого. Это может быть муж, у которого никак не получается наладить сексуальный контакт с женой,...
Роковая женщина как архетип: кто она?
Look my eyes are just holograms Look your love has drawn red from my hands From my hands you know you'll never be More than twist in my sobriety* Архетип роковой женщины в культуре - животрепещущая тема для многих людей, и именно вокруг неё...