Марина П. спрашивает: "Юлия, скажите, как наказывать ребёнка? Шлёпать — рука не поднимается, слова игнорирует".
Почему ребёнок не делает, как нужно родителям
Как правило, мы не выслушиваем ребёнка, а заставляем сделать, как нужно нам (потому что мы, взрослые, знаем, как нужно). Тем самым, мы подавляем детскую волю, игнорируем его желания, не признаем, что ребёнок — это личность и имеет право на свои желания и своё мнение.
Безусловно, мы, родители, хотим, как лучше. Но желаемого эффекта такое общение не даёт. Ребёнок либо становится пассивным, либо агрессивным, игнорирующим.
Как эффективнее взаимодействовать с ребёнком
- Используйте техники эффективного общения.
Техника "Я-высказывания" говорит о ваших чувствах, мыслях, желаниях и намерениях, не критикуя ребёнка. Например: "Когда я вижу и слышу, что ты меня не воспринимаешь мои просьбы, я огорчаюсь, потому что думаю, что тебе безразлично, а мне бы хотелось быть услышанной тобой, в свою очередь, намерена быть терпеливее" (не верно — "ты никогда не слышишь меня").
Техника активное слушание отражает что, по-вашему мнению, чувствует ребёнок в данный момент. Например: "Мне кажется, ты меня не слушаешь", "По-моему мнению, тебе сложно сейчас сосредоточится на том, что я говорю", "Мне кажется, ты устал, и тебе сложно воспринимать то, что я говорю" и т.д.
- Анализируйте своё поведение. Как вы общаетесь с ребёнком? Обвиняете, не принимайте его таким, какой он есть именно сейчас, обесцениваете всё, что бы он ни сделал, бесконечно критикуйте, запрещайте, обижайте. Либо относитесь к ребёнку с добротой, любовью, уважением, терпением. Поведение ребёнка — это ответная реакция на ваше поведение в отношении него.
- Анализируйте атмосферу в семье, ваши отношения с мужем. Если ваши отношения оставляют желать лучшего, ребёнок начинает болеть, плохо учиться, плохо себя вести, тем самым "цементируя" ваши отношения. Так как для ребёнка важны и оба родителя, и гармония в ваших отношениях.
- Проявляйте терпение. Позвольте ребёнку быть самостоятельным. Пусть не всё получается. И вы, безусловно, сделали бы лучше. Но вы — взрослый, знающий, умелый, а ребёнок обязательно всему научится с вашей доброжелательной поддержкой. Если же вы будете торопить, критиковать, оценивать, делать за него — вы можете вырастить равнодушного, безинициативного человека.
- Будьте чутким. Воспитание ребёнка — это не подавление инициативы и познавательной активности ребёнка, не подчинение его детской воли своим взрослым интересам, а сопровождение процессов, которые в ребёнке происходят, в соответствии с возрастом, следование за интересами ребёнка, в познании мира и себя.
- Предоставляйте для общения себя. Важен зрительный и физический контакт. Взгляд передаёт как любовь, так и враждебность. Часто мы смотрим в глаза ребёнка, когда даём ему задание или читаем нотации, ругаем, а желательно смотреть как можно чаще по-дружески и с любовью. Также ребёнку необходимы родительские прикосновения, объятия. Их отсутствие даёт ребёнку сигнал: "Меня не любят, я не заслуживаю любви".
- Уделяйте ребёнку внимание ежедневно. Вам расставлять приоритеты (работа, телевизор или ребёнок). Если у ребёнка не удовлетворяется потребность во внимании, он будет привлекать его к себе вызывающим поведением ("Родители занимаются мной тогда, когда веду себя громко, агрессивно и т.д."). Можно вместе заниматься домашними делами, читать перед сном.
- Установите границы. Ребёнок должен знать, что приемлемо в его поведении, а что — нет. Обозначьте ребёнку границы своего существования и не позволяйте ему их переступать. В свою очередь уважайте его границы.
- Установите правила. Запреты должны быть в жизни ребёнка. Если ребёнок растёт в атмосфере вседозволенности, то станет эгоистом, не приученным к порядку, не умеющим себя организовывать. Но запретов не должно быть слишком много. Иначе подавляется детская воля, и ребёнок вырастает агрессивным или пассивным. У родителей должны быть единые требования к ребёнку.
- Разработайте совместно с ребёнком систему поощрений и наказаний. Например, за сделанные своевременно уроки или за порядок в своей комнате, назначаются баллы, определённое их количество меняется на заранее оговорённый приз (значимый для ребёнка). Не выполняет условия — отодвигает получение приза. Наказание должно быть последовательным, иначе, если вы наказываете ребёнка, поддавшись внезапному всплеску раздражения, для ребёнка это означает непредсказуемость наказания и держит его в постоянном напряжении.
Диалог лучше любого наказания. Говорите о чувствах. Ребёнок должен знать, что его любят (таким, каков он есть), ощущать: свою значимость; вашу теплоту, искреннюю заботу, уважение, доброжелательность. Наказывая ребёнка, физически вы показываете ему, что так можно разрешать конфликты, споры, трудности в общении. Старайтесь договариваться. Не забывайте о своей важной роли в жизни ребёнка — роли ответственного родителя и примера во всём.