Как и почему мы мечтаем?
2450
0
0
2450
0
0
Считается, что взрослые люди не мечтают, они строят планы. Однако, способность к мечтанию — важный механизм развития личности. Как и почему мы мечтаем? Зачем нужны мечты? Как они развиваются и какую функцию выполняют?
Ребёнку свойственно мечтать. К подростковому и юношескому возрасту мечты становятся наиболее сильными и яркими. Однако, далеко не каждый взрослый сохраняет эту способность. Что такое мечта? Каково её назначение в жизни человека? Зачем нужны мечты детям и взрослым? Попробуем найти ответы на эти вопросы.
Мечта — это особый вид воображения, характеризующийся преднамеренностью, осознанностью и направленный на формирование образа желаемого будущего. Мечта как вид воображения находится на стыке познавательных процессов: мышления, памяти, восприятия.
Психолог Б.И.Додонов выделяет характерные черты мечты:
Проявляясь в работе воображения, мечта с течением времени развивается, детализируется. Первоначально возникнув, она может иметь достаточно размытую форму, со временем обретая ясные, предельно конкретные очертания.
Наполнение мечты конкретными образами связано с непосредственным личным опытом человека.
Образ мечты эмоционально насыщен. Она вызывает позитивные чувства у своего обладателя. Сильная мечта может выступать в роли мотиватора, стимула для развития человека. Заставляет его предпринимать шаги по своей реализации.
Однако, конкретные пути реализации мечты, как правило, слабо выражены. Желаемое будущее представляется в законченном виде. Осуществление мечты предполагает построение плана на её основе. Как правило, обладатель мечты понимает, насколько она осуществима.
Во-первых, мечта может являться способом эмоциональной разрядки в стрессовой или фрустрирующей ситуации. Мечты "…способствуют поддержанию слабых надежд, смягчению чувства неполноценности или уменьшению каких-то действительных обид". Согласно исследованиям Додонова Б.И., ситуация негативного стресса является источником мечты в 70% случаев.
Во-вторых, мечта появляется как реакция на ситуацию успеха или одобрения.
Эмоциональный подъем увеличивает веру в свои силы, способности. "Разыгрывается" воображение, порождая картинки ещё большего успеха. По этой причине мечты возникали в 30% случаев.
Независимо от причины возникновения, мечта не исчезает при прекращении стрессовой ситуации (как положительного, так и отрицательного стресса). Она остаётся и развивается в дальнейшем, меняя свою функцию.
Функциональность мечтаний меняется со временем:
Так, в ситуации заболевания своего или близкого человека ребёнок может начать мечтать о том, как он изобретёт лекарства от всех болезней.
При этом в процессе мечтания происходит сложнейший процесс ассимиляции опыта, полученного во фрустрирующей ситуации. С помощью механизма мечтания человек способен трансформировать негативный опыт в реальные позитивные жизненные достижения.
"Для иллюстрации этого "механизма" приведём отрывки из работы студентки математического факультета нашего университета Марины С. Девушка с детских лет мечтала стать учительницей. Она пишет: "Как зародилась у меня эта мечта? Случилось это так… Не виделась я со своими родителями три года, и вот они приехали. Через неделю после приезда — у мамы день рождения. И в этот день я получила от учительницы замечание. Так как оно не первое, она вызывает маму в школу. Я прошу подождать хоть день, объясняю причину. Но наша строгая "классная дама" остаётся непреклонной. И я вспоминаю все её ошибки, она мне кажется самым неприятным, самым чёрствым и жестоким человеком. Я в отчаянии, что не могу переубедить её. Я говорю: "Вы поступили несправедливо, когда-нибудь я вам это докажу". Как-то получилось, что это маленькое событие стало не только основой моей мечты, но и решило дальнейшую мою жизнь. Я стала мечтать… Я мечтала о школе, в которой будут только такие учителя, которые умеют понять чувства ребят, будут для них близкими, дорогими. И сама мечтала стать самой лучшей среди учителей. Я мечтала о том, как буду любима детьми, как буду отдавать им всё, а они будут ценить меня за это. О том, как смогу заменить кому-то мать… Мне было интересно мечтать. Мои мечты что-то меняли мне, в моём характере, в отношении к жизни".
Определённый по нашей методике тип общей эмоциональной направленности Марины С. — альтруистический; девушка хорошо проявила себя в общественной работе с детьми, посещает специальный педагогический факультатив. Всё это позволяет отнестись к её высказываниям с достаточным доверием".
Мечта в последнем случае является способом "отыгрывания" агрессии. Эмоции, пережитые в воображении, не выплёскиваются наружу. Этот механизм описывает Л.С.Выготский. Он отмечает, что "воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворённые потребности".
"Мне иногда кажется, что я всегда мечтаю, — пишет студентка Татьяна К. — Если не мечтать, то совсем не интересно жить". Додонов Б.И. отмечает данное высказывание как типичное.
У взрослых в ситуациях неудовлетворённости собственной жизнью уход в мечты становится способом проживания своеобразной "alter-life". Погружение в мечту позволяет не думать о необходимости внешних изменений, делает реальную жизнь терпимее. Однако, моменты "прозрения" в этом случае становятся особенно болезненными.
В юношеском возрасте эта функция мечты наиболее значима. Она выражается в проигрывании в воображении желаемых социальных ролей. С возрастом значение "проектирующей" функции мечты не угасает. Взрослым мечты позволяют сформировать образы реализации актуальных потребностей.
Одна и та же мечта может реализовывать несколько функций одновременно: уход от реальности сочетается с её одновременным проектированием желаемого образа будущего, ограждение от фрустрации и стресса идёт рука об руку с "отыгрыванием" агрессивных эмоций.
Способность мечтать и содержание мечтаний изменяется с возрастом.
Ребёнок в мечтах проецирует своё отношение к окружающему. Додонов Б.И. сопоставил детские наивные мечты студентов с их сегодняшней эмоциональной направленностью. В более чем половине случаев они полностью совпали. Автор предлагает следующее объяснение. С одной стороны, мечта является тем механизмом, который и формирует направленность личности, с другой — она позволяет выявить уже складывающуюся систему отношений. Таким образом, мечта является двусторонним процессом, сама формирует и, одновременно, транслирует систему отношений личности. Вероятно, что чем младше ребёнок, тем сильнее "созидающая" функция мечты. В юношеском возрасте на передний план выходит "проектирующая" задача.
Продуктивной функцией мечтаний у взрослых является "проектирование" реализации актуальных высших потребностей. Например, потребности помогать другим, улучшить мир, сделать близких более счастливыми. В мечтах эти потребности получают варианты своего возможного воплощения. И уже от самого человека зависит, будет ли реализована эта мечта. Воплощение мечты помогает сделать взрослую жизнь более привлекательной, реализованной и интересной.
Отказ от реализации мечтаний юности в более старшем возрасте может приводить к разочарованию и неудовлетворению тем, как сложилась жизнь. Иногда могут предприниматься попытки "вернуться в прошлое", чтобы всё-таки реализовать задуманное. В ряде случаев можно наблюдать "компенсирующее" поведение, когда мечта реализуется частично, с учётом на поправки реальности.
Таким образом, способность мечтать является важным механизмом развития личности на разных этапах её жизни. Сохранение способности к мечтанию и реализация мечты становится одним из условий полноценной, насыщенной, глубоко проживаемой жизни.
Мечтайте, воплощайте свои мечты и будьте счастливы!
Литература:
Успех — тема модная, актуальная. Ею только ленивый не занимается. Вот и я по мере сил прикладываю к ней трудолюбивую руку и наблюдательный глаз. И сегодня я хочу порассуждать на тему особенностей поведения и психологических качеств женщины,...
Илья Юрлов
Офлайн
Новосибирск
Поэзия и чакры: гармония вибраций
Поэзия – это не просто набор рифм и образов, это вибрация, проникающая в самые глубины нашего существа. Ее воздействие зависит от уровня развития сознания, соответствующего определенной чакре. 1. Муладхара, чакра выживания, слабо восприимчива к...
"Меня недолюбили родители", - один из самых вредных для здоровья психики нарративов, который порождён современной поп-психологией, утверждающей, что родители непременно обязаны были любить, да ещё и диктующей, как именно. Проникая в сознание...
Душевная боль: терпеть или обратиться к специалисту
Душевная боль: терпеть или обратиться к специалисту Душевная боль – это чувство, которое многие из нас знают из собственного опыта. Она может возникнуть из-за потери близкого человека, разрыва отношений, трудностей на работе, проблем в семье или...