Как хвалить без лести. Пять принципов позитивной обратной связи
2648
0
0
2648
0
0
"Ничто нам не даётся так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость". А.П. Чехов.
Насколько актуальны слова классика в наше время?
Ещё как! Даже не столько просто вежливость, сколько навык общения. Успешные коммуникаторы активно используют для построения отношений навыки позитивной обратной связи, умение говорить комплименты, благодарить, это очень помогает в продажах, ведении переговоров, мотивации сотрудников. Этому обучают на тренингах, и тот, кто научился грамотно использовать этот навык, знает, что его использование сродни магии.
А как насчёт отношений с близкими людьми? Может, прав поэт, что "меньше всего любви достаётся нашим самым любимым людям"?
Сами вспомните, как часто вы слышите от близких, друзей, сослуживцев комплименты, благодарность, искреннюю признательность и выражаете свою?
Вот и получается, что на близких экономим свою энергию, а потом удивляемся, что отношения становятся прохладными, не хватает теплоты, участия. А ведь, чего казалось проще, для создания позитива говорить добрые слова в ответ на какие-то действия или просто так.
Это называется позитивная обратная связь, а по-простому — похвала, признание, благодарность, комплимент.
Но как это сделать правильно, чтобы не воспринималось как лесть, манипуляция или пустое сотрясение воздуха и пролетело мимо ушей.
Эта статья для тех, кто хочет строить отношения с окружающими людьми в атмосфере открытости и позитива. Под окружением я понимаю родных, близких, коллег, и особенно это важно в отношениях с детьми, потому что правильная позитивная обратная связь детям — один из факторов формирования уверенного человека.
Вот несколько простых правил, соблюдение которых изменит ваши отношения с окружающими в лучшую сторону.
Это принять для себя, что говорить добрые слова — это правильно. Многие ошибочно считают, что хвалить не обязательно. В детстве все смотрели мультфильм, где были такие слова: "Кто похвалит меня лучше всех, тот получит вкусную конфету!" — и ещё из басни: "Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку…". Так и формируется настороженность к похвале и комплиментам из опасения лести и манипуляций. Если услышал что-то приятное, жди подвоха.
А если взять за аксиому, что уверенный, эмоционально здоровый человек должен выражать свои позитивные эмоции не в обмен на что-то, а просто так?
Важно знать, что поможет воспринимать ваши слова, как знак доброжелательности, а не как лесть?
Настройте фокус внимания на то, чем можно искренне восхититься, удивиться, относительно конкретного человека.
Главное, не сравнивайте себя с этим человеком. Примите, что каждый из нас уникален, и у каждого есть чему поучиться. Как только начинаем сравнивать и сопоставлять, может подкрасться зависть: "А у меня нет такого", или: "А я так не умею", либо гордыня: "Подумаешь, у меня всё равно лучше".
Искренность исключает зависть и двусмысленность.
Сравните:
Уверенного человека отличает то, что он не боится говорить слово Я.
Начинайте ваши добрые слова со слова Я, то есть от своего имени говорите о чувствах, которые вы испытываете.
Если вы хотите похвалить, чтобы закрепить правильное поведение и простимулировать повторять впредь то действие, которое вам понравилось, дайте правильную позитивную обратную связь.
Неплохо было бы закрепить это поведение. Важно не просто сказать общей фразой:
— О! Приборку сама сделала. Молодец!
А выразить более конкретно:
— Ты, молодец, все вещи аккуратно расставила, пропылесосила, пыль вытерла. У нас теперь чистый воздух. Мне очень приятно, что у меня есть помощница, и появилось немного свободного времени, мы сможем его вместе провести.
Конечно, со временем человек привыкнет делать это не ради похвалы, а из чувства ответственности, но на первых порах важно закрепить положительными эмоциями начинание.
Все знают, что за подарки надо благодарить. Но более значимая благодарность, когда вы подчеркнёте, чем именно вам ценен этот подарок.
Даже если вам подарили бесполезную для вас вещь, выразите благодарность проявленному вниманию.
Не стоит говорить:
— Да зачем вы столько денег потратили…
Их ведь уже всё равно потратили, чтобы сделать вам приятное, так покажите, как вам приятно.
В комплиментах также важна конкретика и адресность.
— Это платье тебе идёт, фасон подчёркивает стройность, а цвет выделяет яркость глаз.
Согласитесь, такой комплимент качественнее, чем просто:
— Красивое платье.
В любом деле важна мера, в позитивной обратной связи тоже. От большого количества сладкого становится приторно, и начинает тошнить.
Будет нелепо, если тот же ребёнок будет получать похвалу до совершеннолетия за то, что прибирает за собой, чистит зубы, делает уроки. Часть дел переходят в разряд повседневных ритуалов.
Что же можно отметить даже в обычных делах?
Когда обычное действие сделано как-то по-особенному. Та же уборка сделана быстро или с творческим подходом.
Важно выразить своё отношение, если человек делает что-то эксклюзивно, и вас это искренне радует. Особенно это важно в отношениях с детьми, ведь тогда у ребёнка будет формироваться чувство "Я — в порядке!", — так необходимое для уверенности в себе.
Хвалите, если обычное дело сделано лучше, чем вчера.
— Сегодня ты собрал игрушки гораздо быстрее.
Более значимо для людей не многословие и частое повторение одних и тех же шаблонных фраз, они создают пустой звон и со временем набивают оскомину, а искренность, индивидуальный подход, подкреплённые интонацией и мимикой.
Помните, что содержание речи — это только малая часть. Распознаёт слова вторая сигнальная система, которая эволюционно возникла позже, для её активации требуется внимание и некоторое время. Каналы первой сигнальной системы работают автоматически, и информация обрабатывается мгновенно. Это визуальное, аудиальное и кинестетическое восприятие. Именно поэтому самые приятные слова не произведут должного впечатления без невербального подкрепления.
Представьте, что вам говорят хвалебную оду усталым, безразличным тоном, в глаза не смотрят, улыбка натянута. Что вы услышите? Безразличие, натужное выполнение навязанной обязанности. И, наоборот, даже если слов мало, и речь сбивчива, но они произнесены с чувством, а в глазах вы прочли восхищение, руки выразили теплоту, этого будет достаточно, чтобы возник отклик в сердце и мыслях. Учтите, что наши мелкие мимические мышцы сокращаются практически бесконтрольно, они отражают внутреннее состояние, поэтому стремитесь не выглядеть, а быть. Настройте себя на доброжелательность и позитив, и ваше лицо и тело отразит именно это.
А если устали, плохое настроение? Просто улыбнитесь, обнимите любимого, близкого человека, вспомните что-нибудь хорошее, и настроение улучшится, а с настроением можно и добрые слова говорить.
Итак…
"Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это всё любви счастливые моменты!"Б. Окуджава.
Если вас что-то останавливало говорить добрые слова близким, я очень верю, что после этой статьи вы начнёте это делать. Ведь, когда мы даём положительную обратную связь, мы стимулируем людей становиться лучше, поднимаем настроение себе и другим, а для детей это необходимый фактор приобретения веры в себя.
Делайте это правильно:
Поверьте, это обязательно поможет создать вокруг себя атмосферу любви, радости, открытости.
И достижение любых жизненных целей станет легче и приятнее.
Пять шагов управления негативными эмоциями
"Управляйте вашими чувствами, пока ваши чувства не начали управлять вами". Пабло Сириус, 100 лет до нашей эры. Эта статья для тех, кто много общается. Когда слова и действия других людей часто вызывают отрицательные эмоции. Последствия —...