Из лекций Анатолия Михайловича Ковгана по буддийской философии
350
0
0
350
0
0
Вопрос: Осветите, пожалуйста, тему неведенья с позиции буддизма.
А.М.: Огромный философский вопрос, который беспокоит только людей думающих, много читавших и переживших. Обычного человека волнует — поесть, поспать, заработать денег, и чтобы его никто не трогал. Неведенье в буддизме называется авидья, оно является основной причиной рождения в нашем мире, и оно никоим образом, никакими практиками проработано быть не может, о нём говорить невозможно, потому что его невозможно обнаружить, оно является главной причиной всех страданий. Поэтому, суть всех медитаций — устранение неведенья, что возможно лишь на последних уровнях практики.
Неведенье является причиной эгоизма, в буддийской терминологии это называется тремя ядами — алчностью, неприятием и нежеланием знать (также переводят, как тупость, косность). Яды тоже обнаружить невозможно, потому что они находятся на уровне причинности, впрямую, просто так их никто увидеть не может. Обнаружить можно 6 клеш. Клеши — это психологические вредоносные установки, которые, соединяясь с кармой, с жизнью, становятся причиной страдания (дукха). Например, человека обидели, тот, кто обидел — ушёл, обида — осталась. Или человек голодал, голод прошёл — страх остался, опасность ушла, а желание бороться и защищаться осталось. Это остаточное желание называется кармой. Чтобы этих остатков не было, применяется специальная практика очищения, суть которой — умение забывать сразу. Если человек переживает — он создаёт карму, что ведёт к страданию. Потом человек спрашивает, почему ему плохо здесь или там — потому, что есть карма, а карма есть — потому, что остатки всех неприятностей, причем не только из этой жизни, но и из всех предыдущих, сидят внутри человека. Сами по себе они со временем тоже проходят, поэтому есть пословицы: "Время лечит", "Со временем всё пройдет", "До свадьбы заживёт" и пр.
Яды бывают двух типов — врождённые (из прошлой жизни) и приобретённые. Каждый яд есть обобщённое философское понятие, которое лежит в основе многих недостатков. Так из алчности происходят жадность, скупость, занудство, гордость, ревность и пр., то есть нежелание расстаться с чем-то своим. Боязнь происходит от того, что ваш имидж в ваших глазах — разрушится, вы боитесь потерять лицо — тоже разновидность алчности. Или бесстыдство — человек так себя любит, что считает возможным показать всем даже свои самые ужасные стороны. Неприятие также имеет сотни проявлений — гнев, зависть, ненависть, злость, злословие, клевета и т.д. Но основа — неприятие, человек не принимает что-то, с чем-то борется. Если человек не принимает хотя бы один атом или молекулу своего тела, значит, у него уже содержится потенция неприятия. Человек, у которого нет неприятия — он принимает всё, даже если ему скажут, что его жизнь закончена. Поэтому, все тренировки служат средством избавления от неприятия — когда вы прошли все уровни страдания, вы уже всё принимаете.
Есть такой уровень несчастности, когда человек радуется всему, он смотрит — цветок расцвёл, и уже радуется. А обычный человек себя ещё не воспитал, поэтому у него есть возможность недовольства окружающим миром. Если у вас есть две руки, две ноги, голова, и вы ещё дышите — это уже повод радоваться жизни. Если вы не радуетесь, значит, вы в свой кармический дневник записываете — неприятие. Когда неприятие накапливается, возникает результат — вас начинают не любить. Вначале вы неприятие в мир вылили, затем оно возвращается к вам. "Почему меня не любят он, она, они, страна, мир?" Потому, что вы сами никого не любите. Начните сами любить — мышей, тараканов, пауков, зверей, людей, богов, города, цветы, картины, помойку можно тоже полюбить, бомжей — то есть всех. Но это трудно уже. Выясняется, чтобы полюбить всех — нужно прожить не одну жизнь, но корень этого — неприятие.
Две главные разновидности — это злость и страх, они часто меняются. Обычно злобный человек — трус, а трусливый — злобен. Сначала боится — потом начинает нападать, сначала нападает — потом сам боится. Любое нападение — от страха, поэтому любой агрессор, любой преступник — трус на самом деле, он просто не может справиться с собой, у него огромный яд — неприятие.
И третий вид — неведенье (незнание, нежелание знать, неумение получить информацию и ещё категорическая уверенность, что знать ничего и не надо, что очень распространено в русском народе последнее время).
Гордость (4-я клеша) — комбинация алчности и неприятия, когда человек гордится чем-либо и выделяет себя из окружающего пространства. То есть, даже если лишь вы считаете, что вы — есть, гордость уже наличествует, клеша присутствует, то есть вредоносная психологическая установка, которая необходима, чтобы событие зацепилось и создало страдание. То есть, карма подобна петле, а клеша — крючку. Тяжесть и величина кармы зависит от тяжести и величины клеши (например, гордость бывает разных размеров). Гордость закрывает способность к состраданию, а это значит, что человек закрыт для духовного развития.
Сострадание и мудрость — это два пути, по которым идёт любое развитие. Для того, чтобы двигаться, нужна мудрость, то есть приобщение и получение знаний от предков. Если, придя к учителю, вы не растворите себя, не станете пустым местом, на востоке вас никто учить не станет.
Существует разница между традиционными религиями и религией нью эйдж. Всё, что вы знаете как йогу, кришнаизм, как секты, как ашрамы — это религия нью эйдж. Придумана ЦРУ, чтобы дискредитировать все традиционные религии. Основные постулаты:
В нью эйдж всё красиво и гламурно, всё современно и гаджетно (например, йога по интернету). Традиционные религии — это растворение "я" в чём-то большом, основанном на многовековой традиции, где есть ответы на многие вопросы, где есть реальный труд, трудности, катарсис, просветление. Нетрадиционные (нью эйдж) — баловство: гламурное современное гаджетное баловство. В Китае есть выражение — ku chi(есть горечь), вначале учитель проверяет несколько лет — готовы ли вы реально преодолевать трудности, достойны ли вы знания. Нам, русским, легко учиться (нас трудностям учат с детства, мы все это видели), смешно, когда американцы приезжают.
Истина всегда идёт от учителей, от живой традиции, то есть тибетский буддизм — из Тибета, а вовсе не из Европы, китайский — из Китая, потому что есть носители линии преемственности, индийская йога — из Индии, если православное христианство — русское, значит от наших старцев. Это называется традиционный подход к жизни — восточные люди доверяют учителям, родителям, роду. Псевдорелигиозность не позволяет человеку стать сострадательным. А когда вы — сострадательны, вы становитесь широким и большим, вы пытаетесь спасти людей, и боги, бодхисатвы дают вам огромное количество энергии, поэтому есть пословица: "Не оскудеет рука дающего". Если вы — реально сострадательный человек, с вами никогда ничего не случится, потому, что вы — жертвователь, и чем больше и выше человек — тем большее количество живых существ ему жалко, тем больше он хочет спасти, поэтому монахи — не женятся (женатый человек спасает только свою женщину и детей).
Следующая клеша — это сомнение, человек не может выбрать. Корнем является жадность (хочется и то, и другое) и страх (станет хуже и от того, и от другого).
И последняя клеша — это ложная философия. У каждого человека есть своя философия, опирающаяся на собственный жизненный опыт. Но практическая философия не может быть истинной, разве только у очень искренних, сострадательных и тонко чувствующих людей. Ложных философий много, например, о том, что нет ничего после смерти, о том, что есть уничтожение, недоказуемая. Или о том, что нет воздаяния за преступление — ложная философия. Или о том, что есть счастье в жизни — ложная философия, нет такого места, называемого счастьем. Или о том, что есть совершенство в этом мире — ложная философия. Или о том, что страданий нет, пострадаешь — потом хорошо будет — ложная философия. И т.д. Существует 84 тысячи видов ложной философии.
В общем, они делятся на три вида — отрицающих страдание, утверждающих "я" и утверждающих постоянство. "Всё течет, всё изменяется", "Нельзя в одну реку зайти дважды". Если легко относиться к "реке" — можно в ней радостно жить, купаться, рыбу ловить, но если думать — куда всё утекает, как удержать — возникает страдание. Нужно снисходительно, радостно относиться к непостоянству, нужно отпускать вещи, людей, жизнь и всё остальное. Потому что отпуская — приходит новое, а вера в то, что новое не придёт — ложная философия. Это коротко о шести клешах. Можно разорвать одно с другим, но это путём огромной, нечеловеческой практики, что, собственно говоря, и называется духовностью, религией.
Из лекций Анатолия Михайловича Ковгана по буддийской философии: "О предварительных практиках"
Часть 1. "Три Драгоценности" Говоря об интеллектуальном понимании (zhi) Трёх Драгоценностей, различают так же три этапа: "точное определение" или разъяснение (xianjie), интеллектуальное осмысление и рассуждение (lijie), постижение внутреннего...
Основные принципы Шаолиньской системы
Мастерство стоит жизни Мастер "по-шаолиньски" — это тот, кто растворил своё "я" в природе мира. Хороший боец действует кулаком, мастер действует посредством энергии, а мудрец с помощью мысли прекращает конфликт до его возникновения, победив...