Искусство осознавать искусство
115
0
0
115
0
0
Волею судьбы мне пришлось писать диссертацию по теме развития творческого потенциала, в ходе чего я по-новому осознал одну из граней понятия "искусство". Это осознание я и хочу донести до читателей данной статьи.
Что обозначает слово "искусство", а точнее, что стоит за этим понятием? Изначально я решил посмотреть, как это слово трактуется в словаре русского языка.
Искусство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искусъ-опыт)-а, ср. 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративноприкладное и. 2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья.
Этимология (происхождение, корни) слова: во многих европейских языках используются слова латинского происхождения — фр. и англ. art или исп. arte. Соответствием латинского ars в греческом языке есть слово (технэ), что первоначально означало искусства, науки, умение или ремесла.
Я смотрел на понятие "искусство" через точку зрения, что человек — это лишь телесная субстанция. А если посмотреть на понятие "искусство" через точку зрения, что человек, это не только тело, но и нечто другое — духовное существо (душа)?
Как эти слова разъясняются в словаре:
Дух,-а (-у), м. 3. В религии и мифологии: бесплотное сверхъестественное существо.
Душа,-и, ж. 3. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти.
Если мы будем рассматривать человека не только как тело, но и как духовное существо (душу), тогда созданные им в своём внутреннем мире образы — есть искусство. Значит, каждый из людей, воображающих (мечтающих) о чём-либо — занимается искусством, а когда он рассматривает свои воображаемые образы — он созерцает своё искусство.
Предлагаю пойти ещё дальше в рассуждении об искусстве, и взять для следующего рисунка философское понятие "Абсолют" (в религии — "Бог"), потому что понятие "душа" и "дух" принадлежат к религиозному мировоззрению, в котором главенствующую роль занимает Бог (Творец, Создатель, и т.п.).
Абсолют,-а, м. (от лат. absolutus — законченный, завершённый, полный; совершенный; независимый, самостоятельный; несвязанный, свободный; неограниченный, безусловный) — философский термин, обозначающий духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию. В монотеистических религиях, религиозно-философских и теологических концепциях понятию Абсолюта соответствует представление о Боге.
Абсолют, обладая свойствами духовного первоначала всего сущего, как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное, создаёт в своей бесконечной сути нечто в виде мироздания (вселенная, видимый и невидимый (духовный) миры), и созерцает своё творение (искусство) через индивидуальности самого себя (души, давшие себе имя "Я"). Проще говоря, когда ты захочешь увидеть искусство Абсолюта — оглянись вокруг себя, подумай или представь что-либо, — всё это будет творением Абсолюта. Ты же, тот, кто сейчас читает эти строки — часть Абсолюта (индивидуальность, называемая в религии "душа").
Когда человек что-то создаёт или придумывает (творит), он лишь направляет своё внимание на уже существующее в Абсолюте Его Творение. И поэтому истинным искусством есть лишь мироздание Абсолюта, а искусство человека (его творения) — лишь копии того, что сотворил Абсолют. Когда человек осознаёт себя как часть Абсолюта, он способен с восхищением созерцать творение Абсолюта. Когда же человек думает, что он лишь только тело, он созерцает лишь часть своих творений (копий), не видя всех взаимосвязей и глубокого смысла в творении Абсолюта (под названием "жизнь").
В своём жизненном пути каждая индивидуальность Абсолюта — душа (в психологии "личность"), проходит несколько стадий. Первая — это отделение от Целого и осознание себя отдельной. Вторая стадия — накопление индивидуального опыта, который часто приводит к ещё большей отделённости. Третья стадия — очищение от индивидуального опыта (или осознание своей сущности), называемый "духовный путь", "просветление". И четвёртая стадия — это слияние с Абсолютом (стать самим собой). Далее всё повторяется, начиная с первой и заканчивая четвёртой стадией, что и создаёт постоянный круг бытия Абсолюта.
Выводы:
Упражнения для осознания искусства:
"От века сущий, он творит, любя,
Глаза и уши, чтоб познать себя".
Ибн аль Фарид (арабский суфийский поэт).
Эти ошибки характерны не только для начинающих, но и для считающих себя "матёрыми" профессионалами. Ошибка №1 — "Я помогаю клиенту". Мне как-то один врач сказал: " Я не лечу пациента, и я не помогаю ему выздороветь. Лишь только природа и Бог могут...