Вернуться на главную

Искусство для здоровья и социальных изменений

Дата публикации:
29 марта 2013

0

(0)

285

0

0

Аватар специалиста Валерия Бурова

Валерия Бурова

автор

Искусство для здоровья и социальных изменений

Искусство для здоровья и социальных изменений

"Творчество — это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому сознанию своего опыта" — Э. Фромм.

Целебное действие искусства на душу человека известно давно. Ещё в древности в различных областях знания (медицина, философия, естествознание, мифология, искусство) принимались попытки лечения больных с помощью художественного творчества, люди обращались к искусству как средству самопознания, — поиска смысла жизни и своего места среди людей и природы. Прошло немало времени, пока различные способы обращения к целительной силе искусства объединились в единое направление — арт-терапия. Арт-терапия (терапия творчеством) — "…метод, объединяющий различные виды искусства (музыка, танец, живопись, лепка, театральная драматизация и т.д.) и психотерапию для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека". Арт-терапию применяют специалисты различных профессий: психологи и психотерапевты, врачи, художники, социальные и музейные педагоги.

С момента возникновения арт-терапии как самостоятельной дисциплины (середина 20 века) к ней стали обращаться как к действенному способу социальной адаптации "неблагополучных слоёв населения", точнее людей "с особыми потребностями", — детей-сирот, инвалидов, людей страдающих психическими и физическими заболеваниями. Постепенно и в России всё чаще стали применять методы арт-терапии в больницах, различных социальных центрах для детей и взрослых, детских домах, домах престарелых, диспансерах для наркозависимых.

Арт-терапия показала свою эффективность и в работе с "условно здоровыми" людьми, но находящимися в трудной жизненной ситуации: семьями, переживающими психологический кризис, людьми в состоянии хронического стресса, или жертвами насилия. Арт-терапия помогает там, где вербальные (словесные) способы помощи не срабатывают.

Люди "с особыми" потребностями в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах, имеют психологические затруднения. Арт-терапевт создаёт поддерживающую, безопасную атмосферу для исследования чувств, развития самопонимания и самоуважения, как в группе, так и индивидуально. Человек получает возможность выразить в творческой деятельности тяжёлые переживания и почувствовать облегчение, прикоснуться к внутренним ресурсам для изменения отношения к себе и другим. На занятиях по арт-терапии так же ставится цель по развитию познавательных и моторных навыков в творчестве (изготовление поделок из пластических материалов, коллажей, двигательные и музыкальные импровизации и пр.) в целях реабилитации, появляется возможность испытывать успех от деятельности и ориентироваться в реальности. Так появляется возможность улучшать эмоциональное состояние, физическое здоровье, познавательные возможности и развивать способность к коммуникации.

Таким образом, арт-терапия успешно применяется в лечебно-реабилитационном процессе и психологическом консультировании. Отдельно я хотела бы остановиться на опыте применения арт-терапии в пространстве Музея. В 1991 году в Государственном Русском музее впервые в отечественной музейной практике была организована выставка художественного творчества детей с различными аномалиями развития, получившая название "Другими глазами". Эта выставка привлекала внимание общественности к миру детей, которые живут иной, чем большинство из нас, жизнью, "которые так же хотят радоваться жизни, и порой единственным средством воплощения этой радости становятся для них художественные материалы (карандаши, краски и бумага)".* Сущность позиции организаторов выставки заключалась в том, что творчество таких детей не "ущербно", а просто отражает иной, непривычный нам взгляд на мир. Творчество с данной позиции рассматривается не как отражение психических и физических дефектов, а как проявление возможностей человека к росту и развитию, обогащению своего внутреннего мира. В этом же году был создан Российский Центр музейный педагогики и детского творчества Государственного Русского Музея, на базе которого разработано и реализовано множество социальных программ для людей "с ограниченными возможностями". В частности, программа для дезадаптированных детей "Шаг навстречу" высоко оценена на государственном уровне, её авторы удостоены Государственной премии РФ в области литературы и искусства. Выбор музейного пространства в области арт-терапии не случаен: "Будучи сокровищницей историко-культурного опыта своего народа, отражённого в произведениях искусства, музей обогащает детей опытом чувственного восприятия мира, помогает их интеллектуальному, эмоциональному и творческому развитию…".*

Участвуя в качестве со-ведущего в проведении группы для детей с неврозом на базе Центра, я в очередной раз убедилась в эффективности арт-терапии для людей "с особыми потребностями". Занятия в этой группе проводились каждую неделю в течение года. Участники группы — дети с выраженными трудностями в общении, имеющие множество эмоциональных, а порой и двигательных сложностей. Арт-терапия дала возможность выразить тяжёлые эмоции, обрести положительный опыт принятия себя другими, ощутить чувство личной ценности. В студии мы обращались к различным видам творчества, — рисовали, лепили, разыгрывали двигательные и музыкальные импровизации, строили город из бумаги, и конечно, делились впечатлениями, чувствами и мыслями. Несколько занятий было на музейных экспозициях. Там мы рассматривали картины и рисовали "ответ художнику", проигрывали музыкальными инструментами "настроение" скульптуры, придумывали истории и отправлялись в путешествие по залам музея и многое другое. Постепенно дети стали менее агрессивными, снизился уровень тревоги, они научились конструктивно выражать своё мнение и прислушиваться к другим, появилась уверенность в себе. Родители отметили, что дети стали более адаптивны в социуме.

Подводя итоги, можно сказать, что пространство арт-терапии позволяет "преодолевать трудности, связанные обучением, общением в семье и со сверстниками, и, следовательно, улучшает психологическое здоровье и способствует позитивным социальным изменениям".**

Примечание

*О.В. Платонова, Н.Ю. Жвитиашвили. Арт-терапия в художественном музее — СПб 2000, С. 3, 39.

**Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Государственный Русский музей. Искусство для здоровья и социальных изменений. СПб 2005, С 104.

Психология и психотерапияСамопознание

Другие статьи автора

Арт-терапия — дом для души

0

Аватар специалиста Валерия Бурова

Валерия Бурова

Арт-терапия — дом для души

Хочу рассказать об одном случае из практики, который, на мой взгляд, хорошо иллюстрирует возможности арт-терапии. Однажды, организацию, в которой я работала психологом, попросили провести серию тренингов в школе. В одном из 7-х классов была...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Клиентский случай: запуск энерговолны у женщины.

5.0

Аватар специалиста Алексей Лазебный

Алексей Лазебный

Клиентский случай: запуск энерговолны у женщины.

Недавно ко мне обратилась женщина с желанием изучить и понять энерговолны. В ходе предварительного опроса стало понятно, что в её теле активируются новые энергии, пришедшие на Землю 21.09.24. Это, связано с тем, что у неё открывается четвёртая...

Читать далее
Тревога как основа жизни или нет?

0

Аватар специалиста Мария Занина

Мария Занина

Тревога как основа жизни или нет?

В связи с последними событиями в стране и в мире тревога имеет место быть. Это нормально чувствовать её в условиях неопределенности и постоянных изменений. Но представьте, что человек ее испытывает её всю жизнь, это основа, опора его жизни. Как...

Читать далее
Тантра – опасный духовный путь. Причины.

0

Аватар специалиста Татьяна Аржаева

Татьяна Аржаева

Тантра – опасный духовный путь. Причины.

По какой причине тантра опасный духовный путь? 1. Тантра – это духовный путь, на котором действуют все законы духовного пути. То есть тантра, как путь, не исключение. Хорошо бы, вставая на духовный путь, тем более такой, знать хоть немного об этих...

Читать далее
Обоснованная и необоснованная критика и суть человека

0

Аватар специалиста Татьяна Аржаева

Татьяна Аржаева

Обоснованная и необоснованная критика и суть человека

Обоснованная и необоснованная критика и суть человека Истина любит критику, от нее она только выигрывает; ложь боится критики, ибо проигрывает от нее. Дени Дидро. То, как человек реагирует на обоснованную критику, показывает его суть. По какой...

Читать далее