Вернуться на главную

Инструменты анималотерапевта

Дата публикации:
10 ноября 2016

0

(0)

378

0

0

Аватар специалиста Наталья Кирюшина

Наталья Кирюшина

автор

Инструменты анималотерапевта

Направленная анималотерапия — это не только само общение с животным, но и целый набор инструментария психолога. Рассмотрим некоторые из методов.

Анималотерапевтические игры — это один из приёмов, которым пользуется на занятиях с детьми в группе специалист. Среди этих игр есть знакомые нам всем с детства дворовые игры, использующие образы животных.

В детской компании можно предложить подвижную игру "Хитрая лиса", которая не только развлечёт детей, но и развивает внимание, выдержку и наблюдательность

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Ведущий предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит: "Я иду искать в лесу хитрую и рыжую лису!", — дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем ведущий предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче — "Хитрая лиса, где ты?". При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит: "Я здесь". Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору. Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет — "Я здесь!".Если лиса выдала себя раньше, ведущий назначает новую лису. Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Другой пример подвижной командной игры — соревновательная игра "Кенгурята". Командные игры помогают детям подружиться и действовать сплоченно.

Игроки разбиваются на две команды. В корзины кладут равное количество мячей. На площадке очерчивается линия старта. По сигналу из каждой команды выбегает по одному игроку, которые бегут к корзинам с мячами. Взяв мяч и зажав его между щиколоток, они прыжками возвращаются в команду и кладут мяч. Следующий игрок также бежит к корзине, берёт мяч и таким же образом возвращается в команду. Выигрывает та команда, которая быстрее перенесёт все мячи к себе на старт.

Анималотерапевтические игры с "превращениями" в животных помогают ребёнку не только развивать физическую подвижность и ловкость, но и знакомят его с собственным телом в игровой форме, развивают телесное осознавание. В некотором смысле такие игры близки к известным позам йоги (многие из которых носят название соответствующего животного).

Пример игры со статической позой — "поза Аиста".

Ребёнок стоит прямо, ноги вместе. Поднимая руки вверх ладонями вперёд, надо прогнуться и, вдыхая, медленно наклониться. При этом руками необходимо захватить голени ног. Надо постараться не сгибать ноги в коленях, хорошо бы достать лбом колени. Дышать можно произвольно. Держать позу 5–10 секунд, а затем медленно выпрямиться.

Следующий пример подвижной игры позволяет работать также над детско-родительским взаимодействием в группе.

Дети и родители распределяются на две группы. Родители образует круг в центре площадки (родители идут по кругу, держась за руки) — это клетка. Другая подгруппа (дети) — птички. Ведущий говорит: "Открыть клетку!". Родители, образующие клетку, поднимают руки. Птички влетают в клетку (в круг) и тут же вылетают из неё. Ведущий говорит: "Закрыть клетку!" — родители опускают руки. Птички, оставшиеся в клетке, считаются пойманными. Они встают в круг. Клетка увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1–3 птички.

Элементы упражнений из сенсомоторной коррекции также применяются и в анималотерапевтических занятиях. Одно из распространённых упражнений, способствующих снятию излишнего напряжения и стабилизации эмоционального состояния — упражнение дыхательной релаксации.

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: "Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!". Дети прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей. "А теперь подышим вместе!" Вдох — все делают шаг в круг, поднимают руки вверх. Выдох — шаг назад, руки опускают.

Сказки о животных — ещё один инструмент в работе анималотерапевта. Животные в сказках обладают выраженными характерными чертами, которые одинаковы для многих культур и кочуют из сказки в сказку: "хитрая лиса","трусливый заяц".

Фрейд писал о том, что образы животных в психике ребёнка — это проекция бессознательных чувств и влечений, которые компенсируют потребности "Я".

Таким образом, работая с символами животных через сказку, анималотерапевт помогает ребёнку справиться с проблемными переживаниями, научиться находить контакт с собственными чувствами.

Рисунок животного даёт специалисту дополнительную информацию о эмоциональном состоянии ребёнка, его актуальных переживаниях. Известна методика Рисунка несуществующего животного, которая используется для диагностики состояния эмоциональной сферы. Для диагностики семейных отношений подойдёт методика Рисунка семьи животных.

В качестве завершения занятия для интеграции полученного используется рисунок животного, с образом которого велась работа.

Имаготерапия использует активное воображение, сюжет которого направляет терапевт, и он соответствует целям работы.

И, наконец, просто наблюдение за поведением животного также является приёмом анималотрапевтической работы. Животные демонстрируют разные способы совладания с ситуациями — в конфликтах друг с другом, в разделе территории, кто-то проявляет хитрость, кто-то настойчивость. Социальные животные демонстрируют богатый репертуар поведенческих паттернов — и уже это даёт большой материал для работы. Просто наблюдая за поведением животного ребёнок, с поддержкой анималотерапевта учится видеть на примере животных адаптивно успешные стратегии поведения и, учась на примерах, перенимает их легче и естественнее.

Психология и психотерапияАльтернативная медицина

Другие статьи автора

Тотемическое превращение в Танце Волчицы

4.7

Аватар специалиста Наталья Кирюшина

Наталья Кирюшина

Тотемическое превращение в Танце Волчицы

Есть ли в тотемическом танце какая-то своя внутренняя логика его построения? Да. Сам танец состоит из трёх частей. Первая часть — это очищение через танец. Средняя часть самая важная в танце — это превращение в волчицу, соединение с её природной...

Читать далее
На лице написано

3.7

Аватар специалиста Наталья Кирюшина

Наталья Кирюшина

На лице написано

Когда мы испытываем эмоции, мы чаще всего сопровождаем это телесными движениями, в том числе мимическими. Это происходит непроизвольно. Когда мы сдерживаем эмоции, мышцы нашего тела также напрягаются. Причём определённые мышцы. Хроническое...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также