Вернуться на главную

Инновационные методы в образовании молодёжи в Центре Развития Интегральной Культуры

Дата публикации:
23 апреля 2014

0

(0)

204

0

0

Аватар специалиста Ксения Ильина (Москва)

Ксения Ильина (Москва)

автор

Инновационные методы в образовании молодёжи в Центре Развития Интегральной Культуры

Почему Центр является Центром интегральной культуры: что это по сути и почему это так важно?

Этимологически понятие культуры восходит к латинскому слову cultura, от colo, colere — земледелие, воспитание, почитание, взращивание. В.И. Даль отмечал, что это понятие всегда включает в себя образование — умственное и нравственное. А. Платонов называл культуру духовным опытом народа. Духовный опыт формируется в результате творчества человека в различных сферах его деятельности. Но в процессе культурного развития человек не только действует, создавая мир предметов и идей, но и сам изменяется, создавая самого себя.

Т. о. проработав понятие культура, мы вывели следующее определение — это духовно-творческое проявление как общества в целом, так и отдельного человека на определённом этапе его развития. При этом культура включает в себя и материальную, и духовную составляющую. Состояние общества в целом зависит от культурного уровня каждого из его членов.

Именно поэтому в центре внимания в обучении — культура как духовный опыт развития человечества и как духовное развитие отдельного человека как клетки единого организма — города, государства, мира.

Интегральный подход (интегральная теория) — подход к человеку, обществу и науке, затрагивающий все сферы человеческой деятельности

Т.е. интегральная культура соединяет в себе различные направления человеческой деятельности и раскрывает их единство и синтез. Она помогает познавать окружающий мир через изучение многогранности человека планеты, его развития в веках.

Центр Развития Интегральной Культуры создан для молодых людей, стремящихся к интеллектуальному, творческому и нравственному развитию, способных ценить общечеловеческую культуру и откликающихся на динамику современной жизни.

Уже более 10 лет Центр осуществляет обучение молодых людей совершенствованию и воспитанию своей личности. В основе обучения лежит уникальная программа, которая постоянно совершенствуется и пополняется авторскими курсами, инновационными методиками обучения.

Инновация программы Центра Интегральной культуры заключается в обеспечении эффективного развития целостной, гармоничной и творческой личности, востребованной в наше время сменяющейся парадигмы, ценностей и задач.

Такая личность:

  • Обладает глубокими знаниями в различных областях науки, искусства, философии, религии;
  • Способна к рефлексии и саморефлексии (С. — осмысление человеком окружающего мира и самого себя в разных аспектах) и осознанию себя частицей окружающего мира, семьи, нации, страны, и человечества всей планеты;
  • Способна к видению универсальных законов мироздания и выстраиванию своей жизни в соответствии с этими законами;
  • Ориентирована на сознательное участие в строительстве нового общества высокой культуры.

Для развития личности в Центре разработаны уникальные методы, направленные на:

  • Познание себя и своего предназначения в жизни;
  • Познание окружающего мира через различные направления цивилизации;
  • Обучение преодолевать собственные трудности, кризисы, побеждать в себе инертность и косность;
  • Поиск достойного выхода из различных жизненных ситуаций;
  • Обучение изменять окружающий мир собой.

Интегральная культура соединяет в себе различные направления науки, искусства, философии, религии, и даёт возможность почувствовать их единство и синтез. В основу Программы обучения взяты принципы дворянского образования, существующего в царской России в 18–19 веках.

Центр ставит своей целью охватить весь спектр теоретических знаний и практических навыков, накопленных человечеством. Уникальным образом выстроенная программа предполагает постепенное изучение различных пластов жизни человечества — от самых плотных, материальных до высоких и тонких. Например, на 1 м курсе изучается материальная культура и геология (учёные открыли взаимосвязь между местом, где возник город и геологическим составом его земли. В местах крупных городов всегда обнаруживаются испаряющиеся из недр флюиды (газы), что наводит на мысль об их влиянии на активность и способности человека в данной местности). Также студенты осваивают резьбу по дереву, чтобы буквально руками ощутить дерево как живой материал, который служил главным помощником нашим предкам в древние времена.

На 2 м курсе уже берётся более живой пласт: биология, экология и лепка. На этих предметах можно постичь единые законы, на которых построено всё живое на планете. И через работу с мягкой, тёплой глиной студенты учатся осознанно взаимодействовать с этой жизнью, проживать это физически.

На более старших курсах студенты углублённо изучают основные религии мира, причём не только теоретически, но и осознанно проходят на собственном опыте этот этап развития человечества через участие в таинствах, духовных практиках и обучение этому непосредственно у носителей культуры. Например, студенты ездят в летнюю экспедицию в Израиль для изучения Иудаизма, в Калмыкию для изучения Буддизма.

Ежегодные экспедиции — как закрепление знаний, полученных в течение года по основному предмету: геология, биология, археология, архитектура, этнография и т.д.

Другим инновационным подходом к обучению является освоение студентами высоких качеств личности. Эта работа строится на основе глубокого познания сущности качества через исследование терминов, изучение высказываний об этом известных учёных, писателей, людей искусства, размышление, соотнесение с опытом своей жизни, и самое главное — после того, как открылся новый смысл качества — осознанное его проявление в различных сферах своей жизни.

В качестве примера приведу некоторые интересные и актуальные из качеств:

  1. Физическая сфера: самодисциплина, организованность, трудолюбие, доброжелательность Распознавание, выявление сути из формы, способность к сублимации желания в творческий процесс;
  2. Сфера чувств: уважение к другим, искренность, чуткость, Чистота мотива, доверие, способность к сопереживанию, творческое отношение к миру и себе, вдохновение, самопознание и анализ ситуаций;
  3. Сфера ума: Умение слушать и отделять главное от второстепенного, внимание, Такт, взаимопонимание, концентрация действий, чувств и мыслей на поставленной задаче Ответственность, способность к самообновлению.

На каждом курсе в Центре Интегральной Культуры преподаётся специальный предмет, раскрывающий сознание через определённую сферу жизни человека:

  • Культура физического тела (цель предмета — познание своего тела, его раскрытие, обучение следовать его мудрости);
  • Культура чувств (цель — познать и научиться осознанно проявлять глубину и многогранность своих чувств);
  • Культура ума (цель — научиться мыслить, причём высоко и творчески);
  • Культура семейных отношений (обучение осознанному строительству семейных отношений новой эпохи, основанных на любви, взаимодоверии, взаимоуважении и главное — помощи в развитии всех членов семьи);
  • Культура творчества (раскрытие в себе творческого начала, обучение находить состояние вдохновения, свободы в 1ю очередь от собственных шаблонов и представлений).

Основные направления и методы работы с этими сферами: исследование себя, поиск различных граней внутри данной сферы своей личности, эксперимент, и освоение наиболее интересного опыта и практик, накопленных человечеством (тайцзы, йога, психологические упражнения, арт-терапия с элементами рефлексии, и др.).

Большая часть молодых людей, которые обучались в Центре — получили богатый опыт, знания, навыки и применяют эти знания в жизни. Для многих обучение в Центре стало образом жизни — и по-другому жить уже скучно, душно! Слова Сенеки: "Век живи — век учись тому, как следует жить", — полностью соответствуют кредо нашего Центра.

СаморазвитиеСамопознание

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Границы компетенций психолога и диалог с клиентом

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Границы компетенций психолога и диалог с клиентом

Сфера психологической практики является довольно обширной, и на современном рынке представлены разные типы услуг для разных запросов и клиентов. Есть психоанализ для людей, которые любят глубину и которым кажется важным разобраться в отношениях с...

Читать далее
Как избавиться от энергетического вампира?

0

Аватар специалиста Ванда Пронтницка

Ванда Пронтницка

Как избавиться от энергетического вампира?

Каждый человек слышал или ощущал присутствие энергетического вампира в своем окружении. И не всегда тот или иной человек отдает себе отчет в том, что он поглощает чужую энергию. Однако бывают случаи, когда энергетический вампир прекрасно знает,...

Читать далее
Невроз у ребёнка? Чем может помочь астролог?

0

Аватар специалиста Елена Баска

Елена Баска

Невроз у ребёнка? Чем может помочь астролог?

Дети — самое дорогое. Некоторые из вас дорогие мои друзья являются родителями не совсем обычных детей. А именно — звёздных Солнечных детей. За рубежом их называют сапфировые дети из-за синефиолетовой ауры. Другие названия — Индиго, Кристальные...

Читать далее
Проблемы с доверием. Как справиться с тревогой в отношениях

5.0

Аватар специалиста Мария Якушина

Мария Якушина

Проблемы с доверием. Как справиться с тревогой в отношениях

Проблемы с доверием. Как справиться с тревогой в отношениях? Тревожность в отношениях — это то, что постоянно фонит, но глазами не видно. Этот фон мешает радоваться, расслабиться и ощущать себя в безопасности. И в целом всё может быть даже...

Читать далее