Иллюзия всемогущества – психологическая защита
104
0
0
104
0
0
Пoчему некоторые люди считают, что «просто обязаны» помогать другим, защищать их, спасать?Так проявляется травма самого спасателя.В его детстве не было безопасности, он до сих пор нуждается в помощи.Но, человек, привыкший к роли спасателя, отрицает уязвимую часть в себе, и проецирует ее на других. Это другой – слабый, нуждается в помощи. И я – сильный, могу эту помощь оказать.Именно «могу» дает ощущение собственной силы, ценности и значимости.Иллюзия всемогущества, ответственности за другого – психологическая защита.В детстве она помогла справиться с бессилием, которое для ребенка естественно. Но, когда в окружении нет поддерживающих фигур, быть уязвимым опасно. Свой страх ребенок прикрывает иллюзией «я все могу».Инфантильные фантазии всемогущества дают ощущение власти над миром, окружением и происходящими событиями.Пример из практики.
Разрешение от клиентки на публикацию получено.
Девушка Юля постоянно стремится «причинить людям добро», разрешить чужие проблемы. Она старается сделать так, чтобы всем вокруг было хорошо. При этом, забывая о себе.
Девушка чувствует себя Спасателем.
Интересуюсь, как выглядит ее Спасатель?
У Юли возник образ спасательного круга на корабле.
Круг уверен в том, что делает хорошее дело, «нужен в трудные времена».
- Получается, он заинтересован в том, чтобы «времена были трудными»?- Да, когда все хорошо, его значимость теряется.
Юля концентрирует свое внимание на негативных моментах жизни, и игнорирует приятные. Для нее это привычно.
Спасательный круг висит на веревке, вокруг волны, ветер. Ему «интересно, но, опасно».
Спасательный круг хочет заботы. признания от «людей». В метафоре Юли, люди – это команда корабля– четыре матроса.
- А чем занимаются четыре матроса?
- Один - смотрит в бинокль, второй – готовит, третий – моет, четвертый поддерживает жизнеобеспечение корабля.
Интересуюсь у девушки: «Кто управляет кораблем?»
Она уверенно отвечает: «Капитан – я!»
Родители Юли расстались, когда девочка была совсем маленькой.
Она мечтала о встрече с папой. И, в возрасте трех лет, эта встреча состоялась.
Но, папа совершенно не проявил интереса к дочке.
После встречи с отцом, она окончательно убедилась в том, что «никому не нужна». Ни маме, ни папе.
И тогда, чтобы быть нужной, решила, что отвечает за родителей, и будет «всех спасать».
Мама одинока и несчастна. а папу никто не понимает.
- Когда я за всех отвечаю, я чувствую свою нужность. как спасательный круг.
Ребенку кажется, что все, что происходит в мире, вызвано им - его желаниями, чувствами, мыслями.
Разозлился на маму, и вдруг она подвернула ногу.
«Это я своей злостью причинил боль маме» - делает вывод ребенок.
Захотел конфету, только подумал, а мама тут же конфету дала.
«Мои мысли и желания управляют окружающими. Я – властелин мира» - думает ребенок.
Некоторые так и остаются в иллюзиях своего всемогущества до конца жизни. А значит, в состоянии ребенка.
Когда – то была популярна песня:
«А без меня, а без меняИ солнце б утром не вставало,И солнце б утром не вставало,Когда бы не было меня».
Вот так примерно рассуждают дети.
- Как трехлетке удается управлять кораблем?
Оказывается, никак. Корабль никуда не плывет, качается на волнах.
Юля представила, что она - взрослая, прилетела на корабль на вертолете, встала за спину маленькой.
Захотела познакомить свою детскую часть с матросами.
Но, девочка не хочет этого знакомства. Она боится, что, от признания чужой значимости, ее собственная уменьшится.
Взрослая говорит маленькой, что для нее она всегда значима, важна и нужна.
Девочка улыбается, она очень устала от постоянного напряжения, хочет спать.
Взрослая обеспечивает маленькой спокойный сон.
Когда девочка просыпается, она чувствует заботу взрослой. Малышка расслаблена, она начала верить в то, что «ее можно любить просто так». и уже готова познакомиться с командой.
Матросы в этой истории - это собирательный образ мамы.
Функционально она выполняла все необходимые действия по уходу за ребенком. Но, эмоционально Юля маму никогда не чувствовала.
Сейчас, когда Взрослая Юля поддерживает маленькую, ей легче признать тот факт, что мама – большая.
Это она управляла кораблем – жизнью своей дочки, а не малышка управляла мамой.
Ребенку в трехлетнем возрасте невозможно самостоятельно управлять своей жизнью.
Девочка передает ответственность за управление кораблем взрослой.
Это взрослая Юля «стоит у руля, а не трясется в трюме от страха».
Возвращаюсь к метафоре спасательного круга, интересуюсь у Юли:
- Это круг спасает людей или люди спасают себя с помощью круга?- Да, люди сами спасают себя, а круг - только средство помощи. Когда я «спасала» других, я думала, что это я несу ответственность за их жизни. А оказывается, это ответственность каждого. Я могу дать человеку поддержку, а он самостоятельно решает, воспользоваться этой поддержкой или нет.
Иногда метафора наглядно показывает абсурдность имеющегося убеждения.
Маленькая Юля чувствует себя отлично. Она может принимать заботу взрослой, веселиться и жить своей детской жизнью.
Присутствие надежной взрослой части помогло девочке расстаться с иллюзией всемогущества.
Если ваши границы постоянно нарушают, и вы занимаетесь решением чужих проблем, стоит остановиться, и расставить приоритеты.Зачем вы отказываетесь от личных интересов?Зачем пытаетесь поставить другого в зависимость от себя? Спасательство — обратная сторона беспомощности.И – один из способов добиться власти.
Важно понять, что на самом деле, хочется спасти не другого, дав ему помощь и поддержку, а себя - ребенка, который не чувствует себя защищенным, в безопасности.Другого возможно «спасти», только в том случае, если он сам этого хочет. Это значит, что и ответственность за собственную жизнь принадлежит ему, а не спасателю. Каждый взрослый человек отвечает за себя и свои действия. А также за своих детей, как реальных, так и внутренних.Взрослому принадлежит ответственность за излечение своих детских страхов и ранних ошибочных решений.Важно понять, что заботиться o себе– это нормально и естественно.
Почему самодостаточные женщины не хотят замуж?
Если женщина находится без мужчины, что бы она не говорила, у неё есть веские причины для одиночества, то есть она не хочет быть с мужчиной. Само слово "самодостаточная" переводится как "всего достаточно в самой себе", как правило, это женщина...
Как мы думаем, так и чувствуем себя. Пример работы с ограничивающим убеждением
Наши мысли определяют наша чувства. Как мы думаем, так и чувствуем себя. Если мысли многократно повторяются, они становятся убеждениями. И, конечно, большинство наших убеждений — родом из детства. Некоторые из них помогают нам жить, развиваться,...
Хотели мальчика, родилась девочка
Как часто это является травмой для маленького, едва появившегося на свет ребёнка. Ведь самое большое его желание — быть любимым родителями. Ради этой любви малышка готова делать всё, что ожидают от неё родители, девочка как бы говорит своим...
Почему нам не нравятся некоторые цвета
У каждого из нас есть детские травмы. Большие или маленькие. Забытые или постоянно прокручиваемые в голове. Непрожитые в прошлом, они отравляют нашу жизнь сегодня. Душевная боль мешает радоваться жизни, строить отношения, достигать успеха. Да и...
Игорь Калашник
Офлайн
Ростов-на-Дону
С чего начать, когда я просто в клетке? Отрывок из переписки.
...."Елена, вы описали мою кармическую ситуацию. Такая же проблема и денежным каналом и работой и детьми. С чего начать, когда я просто в клетке? Выхода не вижу". Добрый день, Наталья. Как бы нам не нравилось поведение других людей, но на...
Записки регрессолога. В прошлое за ресурсом.
Не раз слышала мнение, что регрессивный гипноз - это проживание травмы, слезы, боль, страх, с которым нужно встретиться лицом к лицу. Но это не всегда так. Бывает, подсознание вовсе не хочет идти в причину, а все, что ему нужно - это получить...
Друзья, ответьте себе на такой вопрос: "Как часто я бываю наедине с собой?" Знаете ли вы, чего хочет ваша душа, каким делом, на самом деле, вам бы хотелось заниматься? Последнее время, на консультациях, этот вопрос актуален для многих людей....