Игратехника как система смыслообразующей трансценденции
504
0
0
504
0
0
"Игра — вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др. тренировками, в особенности, исполнительскими его формами".Большая Советская Энциклопедия, Москва, 1972.
Игратехника — это современная система создания актуализирующей среды, позволяющая находящимся в ней субъектам сублимировать текущую проблему и интегрировать её энергетический потенциал, при этом, в зависимости от свободного выбора субъекта, он (она) или открывает в себе принципиально новое качество жизни, или укрепляет уже имеющуюся жизненную позицию.
Свои размышления об игротехнике я начну с базовых предпосылок:
Теперь я хочу преступить к более полному разворачиванию идеи развития человека по модели с рабочим названием "Волчок". Эта модель была создана рабочей группой Школы Игратехников, и многократно обсуждалась на Интеллект-клубах в период с 1998 года по настоящее время.
Итак, для начала представьте себе крутящийся волчок, опирающийся на точку.
Будем считать, что точка, на которую опирается волчок, это точка, откуда начинает расти, развиваться каждый человек. Сначала человечек растёт естественно, поскольку в него встроены механизмы роста на биологическом уровне.
Вертикальная стрелочка показывает направление развития, но каждый ребёнок развивается по своей уникальной траектории, которую мы обозначим на этой модели восходящей спиралью. Спираль отражает, что каждый человек вследствии своего уникального опыта и условий развития, отклоняется от вертикали специфическим образом.
При этом при малейшем отклонении от вертикали на человека начинает действовать центробежная сила, которая усиливает и раскручивает спираль.
Как правило, большинство людей доходя до срединного уровня (это уровень социума), встраиваются в социум (приобретают профессию, находят работу, место жительства, женятся), далее обустраиваются и живут на этом уровне, и их потихонечку сносит по течению от центра.
Чем они успешнее, например, известные артисты или политики — тем больше они встроены в социальную систему, и на этой модели это изображается как сильное отклонение от вертикальной оси.
И только редкий человек, достигнув уровня социума и заняв на нём какое-то место, начинает задумываться о смысле жизни и ещё более редкий от своих раздумий переходит к действиям и совершает усилия по поиску этого смысла, что на модели может быть сопоставлено с движением вверх. Эти усилия, как правило, сопряжены с трудностями, поскольку необходимо двигаться против мейнстрима, образуемого центробежной силой, чтобы приближаться к центру, преодолевая силу социального самосохранения, которая, как правило, влияет на каждого человека. Соседи, друзья, родственники, коллеги, как правило, и предъявляют эту силу духовному искателю: куда ты собрался? На семинар? Совсем с ума сошёл …
И так далее…
Чтобы уйти с привычной работы или развестись с женой, или изменить образ жизни, необходимы прежде всего внутренние усилия. Они-то и являют из себя путь развития человека.
Лишь некоторые люди в истории человечества дошли до предельной точки в развитии (на картинке — совершенство), и в разных культурах таких людей называют по-разному: Просветлённые, Святые, Дважды рождённые.
Каждый из этих людей добрался до верха, пройдя какой-то путь, и часто этот путь впоследствии канонизируется по форме, и возникают ритуалы, а потом — религии. Например, традиция Дхамма-Хаус канонизировала практику "випассана", потому что Будда пришёл с помощью неё к Просветлению, или за Христом были канонизированы и его Рождение, и его Воскресение, и многие другие события его жизни. Те, кто следует канонам "как бы" пытаются повторить этот путь, но это уже не путь, а лишь форма пути, поскольку она не наполнена тем внутренним усилием, которое и позволило первопроходцу пройти. Таким образом, постепенно содержание пути выхолащивается, и он становится частью социальной структуры, вписываясь в социум, как бы опадая вниз (если смотреть на картинку), как сейчас это произошло с традиционными религиями.
Настоящий путь наверх для каждого человека — уникален, неповторим. Ведь каждый человек уникален. Некоторые принципы пути, шаги — по сути своей, одинаковы, но форма шага для каждого человека — своя. Поэтому только повторение форм и ритуалов, как правило, не даёт результата в вертикальном развитии. Это — лишь движение по горизонтали. Но оно проще, поэтому у традиционных религий так много последователей.
Между тем, внутреннее усилие, направленное на развитие, часто сопряжено с трудностями, поскольку человек идёт за пределы обыденности, проходя насквозь социальные правила и ритуалы.
И помощь, поддержка на этом пути может быть очень и очень полезна, особенно если её оказывает человек, который продвинулся дальше.
Поэтому настоящей традицией, помогающей продвинутся вверх, является не последовательность ритуалов, которые необходимо делать, а живое взаимодействие с уже идущими людьми, которые помогают друг другу взбираться, иногда страхуя, а иногда обозначая вершину.
И такой подход к помощи я называю Игратехникой. Это — система, потому что включает в себя и рациональные принципы развития человека, и иррациональную, чувственную компоненту, которая передаётся от человека к человеку. Интегрируя в себе и то, и другое, Игротехник создаёт восходящий поток, продвигаясь вверх и помогая другим. Подобная интеграция — это творческий процесс, поскольку происходит в уникальных условиях здесь и сейчас. Эту творческую компоненту и подчёркивает слово — Игра, включённое в название.
Техника же подчёркивает и привносит рациональность и возможность сознательного проектирования Игры, Процесса, помогающего интеграции внутреннего мира человека. Трансценденция за границы — как правило, есть следствие интеграции как переходной точки.
При этом интеграция внутреннего мира участников процесса, в первую очередь, зависит от их свободных выборов. И она может происходить, а может, нет.
Критерием же того, что интеграция случилась, часто может быть — рождение нового смысла, причём любого масштаба: от смысла конкретной деятельности до смысла жизни.
Таким образом, Игратехника — это система развития человека, позволяющая, вдохновясь трансперсональными переживаниями, трансцендировать переживание смысла собственной жизни за пределы индивидуума, таким образом, позволяя расширить и углубить восприятие реальности, что, как правило, приводит к росту психологической устойчивости, уверенности в себе и оптимизации своего отношения с окружающей средой.
Данный результат в Игратехнике достигается за счёт системной работы с клиентом, т.е. за счёт синергетической среды, включающей в себя одновременно акции и трансакции взаимодействия с телом, психикой и интеллектом клиента.
Примечания:
[1] Абрахам Маслоу. Дальние пределы человеческой психики. Издательство: ЕвразиЯ, 1997 г.
[2] Т.И. Гинзбург. Диссертация: Решение задачи интеграции психики через преодоление проблемы бесконечного. Ярославль, 2010.
Библиография:
Зима, новогодние праздники и хочется домашнего тепла, уюта, видеть радостные лица, чувствовать прилив сил и верить в то, что нашим мечтам суждено сбыться. Так и есть, мечтам - мыслям суждено сбыться и мы этому способствуем своим отношением к...
Игра как путь к трансформации: что такое АйнСоф и как она меняет жизнь?
Трансформационные игры сегодня становятся мощным инструментом для личностного роста и работы с бессознательным. Среди них выделяется игра «АйнСоф» — уникальная методика, созданная на стыке древних знаний и современной психологии. Эта игра не...
Для многих отраслей человеческой деятельности кризис является чем-то нежелательным, что обычно пытаются предотвратить, например, экономический кризис или кризисные состояния в медицине. В психологии подход к кризисам совершенно иной, ведь кризис в...
Подарки: искусство дарить и принимать
Обмен предметами на языке символов Подарок предполагает наличие в нем символического смысла. Цель символизации-превратить нечто материальное в то, что имеет особый смысл и значение. Именно этот сакральный смысл отличает его от других объектов....