Вернуться на главную

Хаос чувств и никакого порядка. Как улучшить эмоциональное здоровье, практикуя эмоциональную гигиену?

Дата публикации:
8 февраля 2017

0

(0)

469

0

0

Аватар специалиста Мария Венгер-Бурлаченко

Мария Венгер-Бурлаченко

автор

Хаос чувств и никакого порядка. Как улучшить эмоциональное здоровье, практикуя эмоциональную гигиену?

Сначала поясним, что подразумевается под эмоциональной гигиеной. Гай Уинч, известный современный психолог, разрабатывающий эту тему, определяет понятие эмоциональной гигиены как осознанное отношение к своим эмоциям и формирование привычек, способствующих поддержанию психологического здоровья на ежедневной основе. Как психолог, я не могу не отметить, что когда появляется осознанность своих эмоций и чувств, то жить становится намного проще — то есть собственные эмоции уже практически перестают быть губительными, как это часто бывает. В консультировании/терапии клиент часто слышит вопрос — "Что вы сейчас чувствуете?" — и в большинстве случаев этот вопрос вызывает у него затруднение. А ведь осознание своих эмоций — это первостепенное правило эмоциональной гигиены! На самом деле, этот навык приходит быстро, стоит только начать тренироваться в нём. Эмоциональная гигиена очень помогает улучшить собственное эмоциональное здоровье как за счёт разбора "хаоса" чувств внутри себя, так и за счёт оптимизации того, какими эмоциями насыщена атмосфера вокруг и что из этого человек присваивает себе, уносит с собой.

  • Чтобы лучше понимать других людей, надо лучше знать и понимать себя. А как это сделать? Какие есть инструменты?

Эти навыки заключает в себе эмоциональный интеллект. Он не дан нам от рождения (разве что если мы не говорим о патологиях), а нарабатывается прижизненно. Ввиду того, что в детстве на ребёнка часто накладываются эмоциональные запреты, когда прямом смысле запрещают чувствовать и выражать эмоции ("нельзя плакать!", "тише будь!" и т.д.), во взрослом возрасте человек может испытывать большие затруднения в понимании не то что чувств окружающих, а даже своих собственных!

Людям, которым сложно ориентироваться в собственных эмоциях, очень рекомендуется учиться рефлексии, ежедневно заполняя "дневник чувств", стараясь отслеживать не только саму эмоцию/чувство, но и их природу — чем эта эмоция вызвана.

Кроме осознания и называния эмоций не менее важен навык их выражения и контроля. От многих людей, которые желают научиться управлять своими эмоциями, можно услышать — "Как мне все эти чувства отключить? Реагировать бы мне без эмоций!". И в этом — огромное заблуждение. Управлять эмоциями — это не значит не чувствовать их! Управлять эмоциями — это осознавать их и то, что стоит за ними, выражать их экологичным для себя и окружающих образом. Выражение эмоций и чувств — большая тема. Как минимум, можно вспомнить о "Я-высказываниях": в вербальном выражении вашей эмоции не должно быть претензии и обвинения! Это — ваша эмоция и ваша ответственность. Поэтому свои реплики — "ты меня злишь", "ты меня раздражаешь" заменяем на- "я злюсь, когда…", "я раздражаюсь, когда…".

Так, через эти процессы — осознание, называние, выражение, контроль эмоций, — мы и научаемся понимать себя и других.

  • Почему многие талантливые люди, подававшие большие надежды в детстве, не смогли реализоваться во взрослой жизни? Что помешало? Речь не идёт о лени. Можно ли исправить эту ошибку?

У части одарённых, талантливых детей отмечается ярковыраженная неравномерность психического развития. Одна сфера, в которой они талантливы (чаще, интеллектуальная) развивается крайне быстро, в то время как другие сферы (социальная, эмоциональная, физическая) запаздывают в развитии — это называется "диссинхрония". Вследствие чего возникают огромные трудности, в более взрослом, самостоятельном возрасте смочь "вписать" себя и свой талант в социум. Часто начинают появляться проблемы волевой регуляции, самоорганизации, так как интерес составляет только лишь одно занятие/увлечение.

Психологи и психотерапевты работают с этой проблемой во взрослом возрасте, но всё же намного проще её минимизировать, насколько это возможно, в детстве. Огромную ошибку здесь очень часто допускают родители этих самых талантливых детей, когда организуют всю жизнь ребёнка вокруг его таланта, обращаясь с ним, как с взрослым. Им следует помнить: у ребёнка обязательно должно быть детство! С игрушками, а не только с гимнастическими снарядами и стопой иностранных словарей. К тому же, намного важнее развивать слабые стороны ребёнка, а не закреплять и устраивать всю жизнь вокруг таланта.

  • Как наши эмоции нам помогают и мешают в достижении наших целей?

На самом деле, как любое психическое явление, эмоции наделены определёнными функциями. И буквально все они призваны помогать в достижении целей! Но каждый из нас без труда вспомнит ситуацию, когда эмоции, напротив, помешали. Как же так получается? Дональд Хебб экспериментальным путём выяснил зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его деятельности. Эта зависимость криволинейная и показывает, что для достижения наивысшего результата нежелательны ни слишком слабые, ни излишне сильные эмоции. Слабая эмоциональная вовлеченность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает и дезорганизует её. Причём для каждого человека имеется собственный оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий эффективность в работе, это связано и с индивидуальными особенностями человека, и с особенностями той деятельности, которую он выполняет.

  • Можно ли быть успешным в команде неудачников?

Наверное, многие помнят, как в своё время люди просто зачитывались книгами Дэйла Карнеги, который предлагал именно такой вариант для того, чтобы стать стать успешным, популярным, коммуникабельно востребованным, "выбиться в люди". Первый шаг был как раз такой — окружить себя людьми менее популярными и успешными, чем ты сам, и стать лидером среди них. Стать успешным в команде неудачников можно, если есть такая цель, и если человек не идентифицирует себя с этой командой, а позиционирует себя отдельно, самостоятельно: рисует свои планы и свои способы их достижения, отделяет свои личные успехи и неудачи от успехов и неудач своего окружения. Здесь дело в другом — скорее всего, человек активный, энергичный, нацеленный на результат, надолго не задержится в такой команде. Для продолжительного, устойчивого, настоящего успеха маловато быть фигурой на блеклом фоне неудачников. Успешное ведение дел в подобном коллективе возможно только для людей, которые не напитываются настроениями, эмоциями, атмосферой коллектива, а у которых свои собственные источники вдохновения.

  • Как освободиться от чужого влияния, которое мешает нашему успеху?

Во-первых, конечно же, взять ответственность за свой успех на себя. Как ни странно, окружающие влияют на нас ровно столько, насколько мы им это позволяем. Люди обходятся с нами так, как мы даём с собой обходиться. Соглашусь, конечно, что в профессиональных отношениях наладить этот баланс на порядок труднее, чем в личных. Не всегда мы можем сократить общение с коллегами, а если это пагубное эмоциональное влияние исходит от начальника — так проблема усугубляется во много раз. Всегда следует анализировать — в чём именно состоит это влияние, что конкретно снижает вашу работоспособность, мешает успеху? Что вы делаете такого, что позволяет другому так обращаться с вами? Кстати, бывает, что негативное влияние состоит в таких моментах, которые человек без труда может исключить, если сведёт контакты с тем или иным коллегой только лишь к профессиональным. Мы не всегда выбираем, с кем трудиться над проектом, с кем сидеть в офисе за соседним столом. Но мы вольны выбирать, какой информацией делиться с этим коллегой, формальные или неформальные отношения строить, как реагировать на его обратную связь и т.д. Так что выборы всегда есть, корректируйте своё поведение и позиционирование себя хотя бы в тех моментах, где это возможно, даже если в профессиональной ситуации вы заключены в самые жёсткие рамки.

  • Как эмоционально нездоровые руководители отравляют жизнь своим подчинённым?

К сожалению, не единицы руководителей используют эмоциональное влияние на подчинённых как рычаг управления неэтично. Одни из них делают это осознанно и целенаправленно, ввиду того, что не находят в своём арсенале компетенций других способов влиять на коллектив. Эмоциональное влияние здесь — обыкновеннейшая манипуляция. К тому же, самому руководителю давление эмоциями ещё раз позволяет подкрепить ощущение власти. Но даже несмотря на то, что человек делает это осознанно, его нельзя назвать эмоционально компетентным.

У других руководителей это получается "само собой" вследствие очень слабой собственной эмоциональной регуляции. Такие люди делают это не для того, чтобы почувствовать себя властным и не для стимуляции сотрудников. Они просто неспособны сдерживать свой гнев, раздражение и регулярно обливают этим негативом коллектив. Естественно, что одно, что второе сказывается на эмоциональном здоровье подчинённых не лучшим образом.

  • Есть ли противоядие?

Это действительно сложная ситуация. Главное, что стоит порекомендовать сотрудникам — ни в коем случае не реагировать на эмоциональные выпады руководителя сходным образом. Если вы отвечаете тем же, то лишь подливаете масло в огонь; получить эмоции в ответ такому человеку — только ещё больше разогнаться. Самым экологичным для психики сотрудника в данном случае будет в периоды перепадов настроения начальника не вступать с ним в дискуссии, не оспаривать его мнения и криков, а методично запоминать свои мысли: что хотелось сказать, где возразить. И со своими исключительно объективными возражениями, оформленными адекватным образом, обращаться только когда руководитель будет в бодром расположении духа, и, конечно же, чтобы возможных объективных претензий к сотруднику в этот момент не было.

  • Как очиститься от эмоциональной грязи и начать жить в гармонии с собой и с миром?
  1. Если вам свойственно в буквальном смысле "напитывать" окружающий негатив, можно пользуйтесь простыми ситуативными техниками. Кто-то около вас кричит, ругается, ноет и т.д.? "Ставьте экран" между собой и этим человеком — представляя какой-нибудь щит, стену между вами; можно мысленно наложить на физиономию эмоционирующего красный зачёркнутый круг, уменьшить этого человека до игрушечных размеров. Главное, не переборщите с уходом в фантазии из реальной рабочей обстановки, чтобы гнев коллеги или начальника ненароком не стал обоснованным.
  2. Когда есть возможность на время удалиться из того места, где всё пышет отрицательными эмоциями — сделайте это незамедлительно. Для вас значительно эффективнее будет прерваться на несколько минут и снова взяться за работу, чем весь оставшийся день биться над одной задачей в пониженном настроении.
  3. Придумайте собственный ритуал избавления от негативных эмоций, накопленных извне. Для кого-то — это чашка чая с мечтами в одиночестве, для кого-то — созерцание восхода или заката. Это может быть что угодно, главное, чтобы этот непродолжительный процесс действительно наполнял вас положительными ощущениями, энергией.
  4. Возьмите за привычку отделять свои эмоции и своё настроение от той атмосферы, в которой находитесь. Следите за тем, откуда и как приходят неприятные ощущения — связаны ли они с вашими делами, событиями, или вы их присвоили себе, хотя отношения к вам и тому, что происходит в вашей жизни, они имеют нулевое отношение?

______________________________________________________________________

СаморазвитиеПсихология и психотерапия

Другие статьи автора

Лгущий. Что происходит в твоей голове?

5.0

Аватар специалиста Мария Венгер-Бурлаченко

Мария Венгер-Бурлаченко

Лгущий. Что происходит в твоей голове?

Какие механизмы заставляют человека врать? Если мы будет понимать под механизмом то, что побуждает человека ко лжи — то здесь всё не так сложно: человек врёт в тех ситуациях, когда реальность его не устраивает . И тогда он как будто бы...

Читать далее
Пока-то ещё время есть!

5.0

Аватар специалиста Мария Венгер-Бурлаченко

Мария Венгер-Бурлаченко

Пока-то ещё время есть!

…Мы думаем, что времени ещё полно, нам кажется, что все важные выборы и решения — они где-то в будущем, но (обязательно!) скоро — завтра, в этом месяце, в этом году… Конечно, скоро! А как иначе? Ведь я деятельный, я много чего хочу, и у меня...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также