Хаос чувств и никакого порядка. Как улучшить эмоциональное здоровье, практикуя эмоциональную гигиену?
469
0
0
469
0
0
Сначала поясним, что подразумевается под эмоциональной гигиеной. Гай Уинч, известный современный психолог, разрабатывающий эту тему, определяет понятие эмоциональной гигиены как осознанное отношение к своим эмоциям и формирование привычек, способствующих поддержанию психологического здоровья на ежедневной основе. Как психолог, я не могу не отметить, что когда появляется осознанность своих эмоций и чувств, то жить становится намного проще — то есть собственные эмоции уже практически перестают быть губительными, как это часто бывает. В консультировании/терапии клиент часто слышит вопрос — "Что вы сейчас чувствуете?" — и в большинстве случаев этот вопрос вызывает у него затруднение. А ведь осознание своих эмоций — это первостепенное правило эмоциональной гигиены! На самом деле, этот навык приходит быстро, стоит только начать тренироваться в нём. Эмоциональная гигиена очень помогает улучшить собственное эмоциональное здоровье как за счёт разбора "хаоса" чувств внутри себя, так и за счёт оптимизации того, какими эмоциями насыщена атмосфера вокруг и что из этого человек присваивает себе, уносит с собой.
Эти навыки заключает в себе эмоциональный интеллект. Он не дан нам от рождения (разве что если мы не говорим о патологиях), а нарабатывается прижизненно. Ввиду того, что в детстве на ребёнка часто накладываются эмоциональные запреты, когда прямом смысле запрещают чувствовать и выражать эмоции ("нельзя плакать!", "тише будь!" и т.д.), во взрослом возрасте человек может испытывать большие затруднения в понимании не то что чувств окружающих, а даже своих собственных!
Людям, которым сложно ориентироваться в собственных эмоциях, очень рекомендуется учиться рефлексии, ежедневно заполняя "дневник чувств", стараясь отслеживать не только саму эмоцию/чувство, но и их природу — чем эта эмоция вызвана.
Кроме осознания и называния эмоций не менее важен навык их выражения и контроля. От многих людей, которые желают научиться управлять своими эмоциями, можно услышать — "Как мне все эти чувства отключить? Реагировать бы мне без эмоций!". И в этом — огромное заблуждение. Управлять эмоциями — это не значит не чувствовать их! Управлять эмоциями — это осознавать их и то, что стоит за ними, выражать их экологичным для себя и окружающих образом. Выражение эмоций и чувств — большая тема. Как минимум, можно вспомнить о "Я-высказываниях": в вербальном выражении вашей эмоции не должно быть претензии и обвинения! Это — ваша эмоция и ваша ответственность. Поэтому свои реплики — "ты меня злишь", "ты меня раздражаешь" заменяем на- "я злюсь, когда…", "я раздражаюсь, когда…".
Так, через эти процессы — осознание, называние, выражение, контроль эмоций, — мы и научаемся понимать себя и других.
У части одарённых, талантливых детей отмечается ярковыраженная неравномерность психического развития. Одна сфера, в которой они талантливы (чаще, интеллектуальная) развивается крайне быстро, в то время как другие сферы (социальная, эмоциональная, физическая) запаздывают в развитии — это называется "диссинхрония". Вследствие чего возникают огромные трудности, в более взрослом, самостоятельном возрасте смочь "вписать" себя и свой талант в социум. Часто начинают появляться проблемы волевой регуляции, самоорганизации, так как интерес составляет только лишь одно занятие/увлечение.
Психологи и психотерапевты работают с этой проблемой во взрослом возрасте, но всё же намного проще её минимизировать, насколько это возможно, в детстве. Огромную ошибку здесь очень часто допускают родители этих самых талантливых детей, когда организуют всю жизнь ребёнка вокруг его таланта, обращаясь с ним, как с взрослым. Им следует помнить: у ребёнка обязательно должно быть детство! С игрушками, а не только с гимнастическими снарядами и стопой иностранных словарей. К тому же, намного важнее развивать слабые стороны ребёнка, а не закреплять и устраивать всю жизнь вокруг таланта.
На самом деле, как любое психическое явление, эмоции наделены определёнными функциями. И буквально все они призваны помогать в достижении целей! Но каждый из нас без труда вспомнит ситуацию, когда эмоции, напротив, помешали. Как же так получается? Дональд Хебб экспериментальным путём выяснил зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его деятельности. Эта зависимость криволинейная и показывает, что для достижения наивысшего результата нежелательны ни слишком слабые, ни излишне сильные эмоции. Слабая эмоциональная вовлеченность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает и дезорганизует её. Причём для каждого человека имеется собственный оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий эффективность в работе, это связано и с индивидуальными особенностями человека, и с особенностями той деятельности, которую он выполняет.
Наверное, многие помнят, как в своё время люди просто зачитывались книгами Дэйла Карнеги, который предлагал именно такой вариант для того, чтобы стать стать успешным, популярным, коммуникабельно востребованным, "выбиться в люди". Первый шаг был как раз такой — окружить себя людьми менее популярными и успешными, чем ты сам, и стать лидером среди них. Стать успешным в команде неудачников можно, если есть такая цель, и если человек не идентифицирует себя с этой командой, а позиционирует себя отдельно, самостоятельно: рисует свои планы и свои способы их достижения, отделяет свои личные успехи и неудачи от успехов и неудач своего окружения. Здесь дело в другом — скорее всего, человек активный, энергичный, нацеленный на результат, надолго не задержится в такой команде. Для продолжительного, устойчивого, настоящего успеха маловато быть фигурой на блеклом фоне неудачников. Успешное ведение дел в подобном коллективе возможно только для людей, которые не напитываются настроениями, эмоциями, атмосферой коллектива, а у которых свои собственные источники вдохновения.
Во-первых, конечно же, взять ответственность за свой успех на себя. Как ни странно, окружающие влияют на нас ровно столько, насколько мы им это позволяем. Люди обходятся с нами так, как мы даём с собой обходиться. Соглашусь, конечно, что в профессиональных отношениях наладить этот баланс на порядок труднее, чем в личных. Не всегда мы можем сократить общение с коллегами, а если это пагубное эмоциональное влияние исходит от начальника — так проблема усугубляется во много раз. Всегда следует анализировать — в чём именно состоит это влияние, что конкретно снижает вашу работоспособность, мешает успеху? Что вы делаете такого, что позволяет другому так обращаться с вами? Кстати, бывает, что негативное влияние состоит в таких моментах, которые человек без труда может исключить, если сведёт контакты с тем или иным коллегой только лишь к профессиональным. Мы не всегда выбираем, с кем трудиться над проектом, с кем сидеть в офисе за соседним столом. Но мы вольны выбирать, какой информацией делиться с этим коллегой, формальные или неформальные отношения строить, как реагировать на его обратную связь и т.д. Так что выборы всегда есть, корректируйте своё поведение и позиционирование себя хотя бы в тех моментах, где это возможно, даже если в профессиональной ситуации вы заключены в самые жёсткие рамки.
К сожалению, не единицы руководителей используют эмоциональное влияние на подчинённых как рычаг управления неэтично. Одни из них делают это осознанно и целенаправленно, ввиду того, что не находят в своём арсенале компетенций других способов влиять на коллектив. Эмоциональное влияние здесь — обыкновеннейшая манипуляция. К тому же, самому руководителю давление эмоциями ещё раз позволяет подкрепить ощущение власти. Но даже несмотря на то, что человек делает это осознанно, его нельзя назвать эмоционально компетентным.
У других руководителей это получается "само собой" вследствие очень слабой собственной эмоциональной регуляции. Такие люди делают это не для того, чтобы почувствовать себя властным и не для стимуляции сотрудников. Они просто неспособны сдерживать свой гнев, раздражение и регулярно обливают этим негативом коллектив. Естественно, что одно, что второе сказывается на эмоциональном здоровье подчинённых не лучшим образом.
Это действительно сложная ситуация. Главное, что стоит порекомендовать сотрудникам — ни в коем случае не реагировать на эмоциональные выпады руководителя сходным образом. Если вы отвечаете тем же, то лишь подливаете масло в огонь; получить эмоции в ответ такому человеку — только ещё больше разогнаться. Самым экологичным для психики сотрудника в данном случае будет в периоды перепадов настроения начальника не вступать с ним в дискуссии, не оспаривать его мнения и криков, а методично запоминать свои мысли: что хотелось сказать, где возразить. И со своими исключительно объективными возражениями, оформленными адекватным образом, обращаться только когда руководитель будет в бодром расположении духа, и, конечно же, чтобы возможных объективных претензий к сотруднику в этот момент не было.
______________________________________________________________________
Лгущий. Что происходит в твоей голове?
Какие механизмы заставляют человека врать? Если мы будет понимать под механизмом то, что побуждает человека ко лжи — то здесь всё не так сложно: человек врёт в тех ситуациях, когда реальность его не устраивает . И тогда он как будто бы...