Голем и Осознание
268
0
0
268
0
0
Представьте себе толпу, утреннюю человеческую массу: людей, спешащих по своим делам, на входе или выходе из метро, возле офисных или торговых центров. Всмотритесь в них, каждый из них следует куда-то с определённой целью. Каждого из них притягивает и мотивирует цель, своего рода — мишень, в которую он стремится попасть: вовремя успеть на работу или домой, с магазин или на встречу… Причём, для того, чтобы достичь этой цели, вовсе необязательно постоянно помнить о ней… Достаточно настроить своего рода внутренний "автопилот", которому мы следуем машинально, и которому мы задаём "программу". Мы временно передаём права управления собой этому внутреннему "механизму", пока мы свободны для чего-то ещё: например, для чтения книги по дороге на работу, для размышлений о чём-то или для того, чтобы поговорить с кем-то по телефону…
Этот "автопилот" использует небольшую долю нашего внимания, тогда как остальная часть внимания — относительно свободна. Мы можем разговаривать во время еды или ходьбы пешком, мы можем обдумывать план во время пробежки или делать что-то ещё, пока наш внутренний "автопилот" работает. Время от времени мы вспоминаем про этот свой "автопилот", и в "кабину", где работает этот машинальный ведущий, заходит настоящий живой "пилот" — осознание — с проверкой: правильным ли курсом мы следуем, не опаздываем ли, нет ли отклонений от планируемого маршрута… И если находим, что есть, то наше осознание, совершает быструю "перенастройку" автопилота: мы даём ему новые команды и инструкции, например, "Быстрее! Ускорь шаг!" или "ещё есть время, можно идти спокойно".
Этот "автопилот"— великое изобретение человечества. Такого нет ни у одного живого организма на земле, он есть только у нас, принадлежащих человеческому роду и племени. Автопилот позволяет сэкономить нам кучу времени и усилий для того, чтобы мы могли делать то, что нам нравится, то, чего мы на самом деле хотим.
Разумеется, у животных есть встроенные навыки и умения, которыми они пользуются не рефлексируя и не сомневаясь, автоматически. Однако эволюционное преимущество человека заключается в том, что он может сформировать такой "автопилот" для любых своих целей. У каждого из нас есть набор собственных "автопилотов", позволяющих нам эффективно водить машину, набирать текст на компьютере, подрезать кусты на участке, читать и делать уборку, при этом, иметь любые мысли и видеть образы о чём угодно! Более того, человек может сонастраивать свой автопилот с автопилотами других людей и тогда мы видим чудеса синхронных действий…
Такой "автопилот" не подходит для совершения тонких и сложных усилий интеллектуального мышления или анализа, для фантазирования и мечты, для любви и наслаждения: его функция сокращать усилия, необходимые для повторяющейся и монотонной работы. Впрочем, машинальную часть интеллектуальной работы он также способен выполнять.
В XVII веке среди евреев, живущих в Праге, была популярной легенда о Големе, искусственном человеке, созданном из глины для исполнения разных "чёрных" работ и трудных поручений в интересах местной общины. Исполнив своё задание, Голем превращался обратно в прах. Создание Голема народная молва приписывала знаменитому еврейскому мудрецу бен Бецалелю. Согласно легенде, Голем однажды вышел из под контроля своего создателя и тот был вынужден его разрушить.
Легенда о Големе образно описывает такой "автопилот", нашу неосознанную и автоматичную часть, работающую внутри каждого из нас. Имеет глубокий смысл и история о потере контроля: наш внутренний "голем" начинает замещать осознанность даже в тех случаях, когда он не нужен и, по идее, должен бы был "рассыпаться в прах". И проблема даже не в "големе", а в нас самих, в нашем осознании, которое, например, ленится, увиливает от ответственности или даже "впадает в спячку" самодовольства вместо того, чтобы непрерывно тренироваться и оттачивать острие своего понимания. Нередко осознание начинает "блуждать" и поручает поиск своей настоящей цели такому же "голему", который автоматически назначает очередную стандартную цель… Мы оказываемся запертыми в ловушке, без настоящей цели и настоящего понимания того, куда нам идти… Мы повторяем свои машинальные привычки выбора снова, снова и снова, без проверки и настоящего анализа…
Нужно помнить, что к настоящим целям проложить маршруты и пути способно только осознание, а не наша машинальная и неосознанная часть… Мы не можем поручить решать за нас кому-то или чему-то другому, личному или коллективному голему окружающих нас людей… Цель каждого из нас, каждой души и каждого сердца — уникальна, несмотря на то, что временами мы можем следовать в толпе, среди миллиона нам подобных… Мы не можем и не должны терять своё собственное чувство цели, и понимание того, к чему притягивается наше сердце, куда нацелены наши мечты…
Наше осознание воспринимает цель, из внутренней тишины рождается стратегия и уже затем, на пути к цели, мы можем создавать и тренировать своих внутренних "автопилотов" — наших помощников и ассистентов.
Незаполненный чек чистой любви
В ранних лекциях и высказываниях учеников Дона Хуана несколько раз проскальзывало такое понятие, как "Незаполненный чек чистой любви" (The Blank Check of Sheer Affection). В чём смысл этого понятия, о чём речь? Флоринда Доннер-Грау в одном из...