Вернуться на главную

Формирование интереса и активности у общающихся сторон

Дата публикации:
8 июля 2018

5.0

(1)

188

0

0

Аватар специалиста Кожевников Тимур

Кожевников Тимур

автор

Формирование интереса и активности у общающихся сторон

Отметим, что под интересом в психологии понимается эмоциональное проявление познавательных потребностей человека. Субъективно для самого человека интерес обнаруживается в сосредоточенности на каком-либо объекте, лице, процессе.

Заинтересованный человек ощущает желание познать объект, идею, больше сблизиться с конкретным лицом и включиться в какой-либо процесс. При установлении психологического контакта и заведении знакомства взаимный интерес углубляет отношения между общающимися людьми, сближает и укрепляет их.

Проявление интереса к конкретному человеку связано с явлением симпатии и антипатии, которые складываются между общающимися обычно на подсознательном уровне. Развитие контакта продолжается, естественно, только при наличии положительного отношения друг к другу, т.е. когда имеет место взаимная симпатия. Вполне понятно, что для развития контакта необходимо вызвать к себе чувство симпатии со стороны объекта. Для этого следует знать, почему люди симпатизируют друг другу, как это выражается и т.д.

В основе общения вообще, а также симпатии одного индивида к другому лежит психологический механизм удовлетворения потребностей людей которые, в конечном счёте, обусловлены социальными отношениями.

Согласно психологическим исследованиям, проблемы "симпатии-антипатии", простое ожидание "выигрыша", то есть предвосхищение "положительного", ещё не ведёт к тяготению к партнёру, а, следовательно, к порождению у него чувства симпатии. Здесь всё зависит от степени превышения "положительного" над "отрицательным", а также от того, какими усилиями достигается это превышение. Известно, что один и тот же результат может быть достигнут различными усилиями. Объект старается поддерживать только такие отношения, которые позволяют ему достичь желаемых результатов, то есть удовлетворить имеющиеся потребности при минимальном уровне усилий.

Таким образом, тяготение (симпатия) объекта к нам будет иметь место в том случае, если объект предвосхищает "выигрыш" при сносных условиях. Другими словами, симпатия возникает тогда, когда "выигрыш" превышает определённую "цену".

Предположим, в общении с людьми, например, на конференции объект почувствовал желание поделиться своими впечатлениями о каком-то деле. Далее, он оценивает собравшихся и делает вывод, что можно побеседовать об этом с А, Б, В. Однако А, по его мнению, нагловат; Б — знает больше, чем сам объект; В — имеет неприятную внешность. Объект будет беседовать с тем, кто, по его субъективному мнению, обеспечит ему положительные переживания при меньших усилиях. Степень этих переживаний должна быть несколько больше какого-то минимума, уровень которого необходим объекту для ощущения, например, чувства собственной значимости. Этот уровень неосознанно устанавливается интересующим лицом, согласно его жизненному и профессиональному опыту. Он также зависит от личных качеств объекта. В нашем примере объект будет беседовать, безусловно, с В.

Исходя из указанной выше формулы, для того чтобы возбудить интерес объекта к общению с собой, надо способствовать культивированию у этого лица предвосхищения "выигрыша" от этого конкретного общения.

Наблюдения показывают, что люди со сходными ценностными ориентациями имеют тенденцию сближаться, они вызывают симпатию друг у друга. Особенно важны для многих людей так называемые личностные ценности: от­ношение к добру и злу, нормам морали, обогащению, познанию и т.д. Большую значимость также имеют социальные ценности и установки, регулирующие жизнь большинства людей. Человек хочет всегда найти подтверждение пра­вильности своих идей, точки зрения, идеалов. Он ищет сближения с теми, кто его поддерживает. Нередко, как только интересующее лицо обнаруживает у ко­го-то, с кем он вступил в контакт, систему установок, отличную от его собст­венной, он прекращает общение, прерывает контакт и ищет другого партнёра для общения. Для объекта здесь не предвидится "выигрыша", а сам процесс общения для него приобретает неприятную окраску. Чтобы возбудить симпа­тию к себе, нужно искусно всегда играть роль единомышленника.

Люди всегда тяготеют к тому, кто рассматривает их как положительную личность, наделённую определёнными ценными качествами. Внушить объекту интерес к себе лестью или другим подобным воздействием очень трудно, так как оно не может скрыть истинных намерений того, кто это делает. Простая за­интересованность также не вызовет симпатии и после­дующего интереса со стороны интересующего лица. Более того, такая заинте­ресованность скорее может породить настороженность. Однако симпатия и ин­терес, проявляемые на фоне заботы об объекте, не вызовут у него подозрений и могут способствовать укреплению контакта.

Одним из проявлений заботы является стрём­ление понять внутренние переживания объекта. Доказано, что когда один чело­век искренне хочет понять другого, последний как бы допускает этого человека в мир своих переживаний и симпатизирует ему.

Устойчивая симпатия возникает к лицам, которые:

  1. контролируют свои личные эмоции, стараются не говорить о личных неприятностях. Такие люди не навевают мрачных мыслей на того, с кем общаются;
  2. быстро устанавливают личные знакомства. Это, как правило, ярко выраженные экстраверты;
  3. без труда понимают внутренние состояния других. Здесь сказывается действие механизма эмпатии;
  4. стараются брать на себя общественные нагрузки. Они не отказываются выполнять работу, от которой отмахиваются другие люди.

В целом, люди, вызывающие симпатию у окружающих, привлекают объ­екта ожиданием приятного общения с ними.

Саморазвитие
Психология и психотерапия

Смотрите также