Фильм “Что гложет Гилберта Грейпа?”: “хороший мальчик” и путь сепарации
380
0
0
380
0
0
Гилберт, лет 20-25, живет со своей семьей: матерью, младшим братом, старшей и младшей сестрами.
Брату Гилберта, Арни, скоро исполнится 18, но из-за особенностей развития ему постоянно нужен присмотр, он даже не может сам помыться.
Мать Гилберта после смерти мужа начала много есть, стала необъятных объемов, с трудом перемещается и весь день проводит на диване перед телевизором.
Гилберт и сестры заботятся о матери и об Арни.
На первый взгляд может показаться, что фильм о значимости семьи, о важности заботы о близких.
Однако это нездоровая забота, от которой всем становится только хуже.
После того, как в семье родился Арни, ребенок с особенностями развития, и врачи сказали, что он едва ли доживет до 10, отец семейства впал в депрессию и через 2 года повесился в подвале, не оставив записки.
Он не справился с чувствами. И отказался справляться со сложностями.
Мать, в свою очередь, не справилась со смертью мужа. И тоже отказалась справляться со сложностями.
Она “убежала” от жизни в еду. И заняла детскую позицию.
Теперь дети вынуждены заботиться о матери, а не мать о них.
Гилберту в подростничестве даже пришлось работать в две смены, чтобы прокормить ее.
Также старшие дети вынуждены заботиться о младших. Хотя это задача родителей.
Кроме того, мать после смерти мужа настаивает на том, чтобы никто из детей не уезжал из дома и неожиданно не уходил куда-нибудь, потому что у нее травма после неожиданного “исчезновения” мужа.
В итоге получается, что мать уходит в саморазрушение через еду.
Дети занимают родительскую позицию (явление парентификации), и тем самым поддерживают инфантильность и саморазрушение матери.
При этом дети не могут здоровым образом повзрослеть, т.к. им не удалось побыть детьми – они взяли на себя роль взрослых, когда и физически, и психически еще не повзрослели.
Они не могут отделиться от матери и спокойно пойти в свою взрослую жизнь.
На внешнем уровне их удерживает мать прямым запретом покидать дом.
Однако мы знаем, что у них есть еще один брат, который уехал – т.е. фактически уехать можно.
Но на внутреннем уровне они все еще надеются, что мать когда-то снова станет взрослой и долюбит их, это удерживает сильнее внешних запретов.
Так, матери действительно нужна помощь. Но не в том, чтобы двигаться в смерть через переедание, а в том, чтобы вернуться к нормальной жизни. В том числе – и к заботе о детях.
Гилберт работает в вымирающем магазине продуктов. Хотя через дорогу открылся новый магазин, но Гилберт не переходит туда. Когда он не занят работой, он занят семьей – заботой о матери и о брате Арни. На личную жизнь у него нет времени. Поэтому вместо собственной семьи у него эпизодический быстрый секс с замужней женщиной старше него.
Гилберт – “хороший мальчик”:
– Не в контакте с собой, со своими чувствами и желаниями. Больше сфокусирован на удовлетворении потребностей других людей, особенно – членов семьи.
– Принял на себя ответственность за чувства, состояние, жизнь матери (и других членов семьи). “Я больше никогда не буду огорчать тебя, мама” (слова самого героя).
– Подчиняется женщинам (матери, сестрам, даже замужней любовнице).
– Мать и в целом семья героя манипулируют чувством вины и чувством плохости/хорошести. “Ты эгоист, думаешь только о себе”, “Что ты опять натворил”, “Ты мой рыцарь”.
– Подавляет агрессию. Но может проявить пассивную агрессию, как в случае с насмешками над матерью.
– Испытывает стыд за членов семьи.
Кроме этого, есть травма из-за суицида отца (Гилберт не может спуститься в подвал).
Еще герой думает о новизне, но боится перемен.
С одной стороны, его мазохистичекое терпение помогает пережить затяжной период сложностей. С другой стороны, оно же и не дает совершить движение к переменам.
В городе появляется девушка Бекки – сломался трейлер, в котором путешествуют Бекки с бабушкой.
Гилберт и Бекки симпатизируют друг другу.
Но Гилберт не предпринимает активных действий по сближению.
Ведь он все время занят своими семейными делами.
И, что важнее, ему сложно следовать за своими чувствами и потребностями.
Однако внутри Гилберта растет напряжение: сила либидо все же тянет его к Бекки, а домашние дела не позволяют провести с ней достаточно времени – Гилберт начинает раздражаться, ему уже сложно подавлять свое раздражение.
В один из дней, когда Гилберт проводил время с Бекки, он не уследил за Арни. Арни в очередной раз залез на вышку и его арестовали.
Гилберт не смог высвободить брата.
Тогда мать, наконец, встала с дивана и пошла в участок за младшим сыном.
Как только Гилберт перестал выполнять материнские обязанности по отношению к брату, выяснилось, что мать вполне способна быть матерью, быть взрослой.
Бекки и бабушка починили фургон. Бекки говорит Гилберту, что скоро уедет. И спрашивает Гилберта, хочет ли он, чтобы она уехала. Гилберт не может выразить свои чувства и желания и говорит “Ну, хочешь – поезжай”. Это ранит Бекки.
Гилберт возвращается домой, испытывая отчаяние и безысходность: любимая девушка уезжает, а он ничего не может сделать, он даже не смог сказать, что хотел бы, чтобы она осталась.
Дома шалит Арни. И это падает последней каплей в чашу терпения.
Гилберт агрессивно реагирует на брата, ударяет его (хотя еще совсем недавно говорил, что защитит его ото всех) и от стыда убегает.
Ночь он проводит с Бекки.
На следующий день у Арни день рождения, семья организует праздник.
Гилберт возвращается и обнаруживает, что из-за его вчерашних действий мир не рухнул.
Гилберт знакомит Бекки с матерью.
А вечером мать поднимается с первого этажа, где она провела на диване 15 лет после смерти мужа, на второй этаж – в свою спальню. И там умирает.
Дети сжигают дом вместе с телом матери.
Все начинают жить своей жизнью.
А через год снова приезжает Бекки. Гилберт и Арни уезжают с Бекки.
Смерть матери здесь символическая.
Сначала мать занимает свое правильное место матери. И даже физически занимает свою спальню. Верхний этаж это символ Суперэго, символ родительских фигур.
И когда мать занимает родительскую позицию, а дети перестают играть роль родителей, дети наконец могут отделиться.
Совершеннолетие Арни здесь тоже как символ свершившегося взросления и отделения.
После смерти матери Гилберт спускается в подвал. Подвал – символ подавленного и вытесненного, Ид и Тени. Гилберт, наконец, встречается с собой, подавленными чувствами и обретает целостность.
Сожжение дома это символ глубокой трансформации, глубинной перестройки сознания.
А также освобождение от всего отжившего.
Все наконец получили свободу.
С одной стороны, проснувшееся либидо ведет Гилберта к взрослению, к отделению от матери, к созданию собственной семьи.
С другой стороны, Бекки это символ Анимы: контакт Гилберта с его душой, его чувствами и желаниями. Ведь Бекки даже спрашивает его “А чего хочешь именно ты? Для себя, а не для других”. Душа ведет его в собственную жизнь.
Кроме этого – Бекки очень принимающая фигура.
Она с принятием отнеслась и к Арни, и к матери Гилберта.
Это словно дает Гилберту почувствовать то самое “я в порядке”, которое он утратил в семье.
Подводя итог, можно сказать, что Гилберту помогли повзрослеть:
– Контакт со своей душой, чувствами, желаниями.
– Либидо, ведущее к жизни и выводящее из атмосферы саморазрушения в семье.
– Направление вектора внимания на свою собственную жизнь и отказ от роли родителя, принятие своего места ребенка.
– Высвобождение подавленной агрессии, направление агрессии на то, чтобы выйти в собственную жизнь.
– Получение принятия и возвращение ощущения “я в порядке”.
Весь фильм герои либо едят, либо готовят, либо говорят о еде, либо занимаются продуктами.
Даже фамилия семейства Грейп переводится как “Виноград”.
Дословное название фильма “Что съедает Гилберта Грейпа?”.
Еда здесь замещает чувства и эмоции.
Замещает контакт и близость.
Замещает смысл жизни.
Герои пытаются заесть и боль, и пустоту.
Но что же все-таки съедает Гилберта Грейпа? Как на ваш взгляд?
Как мы выбираем партнеров (Из книги "Любовь 2.0: выбор партнера")
У нас есть три основных центра, из которых мы делаем выбор: голова, сердце и таз. “Голова” – это мысли и убеждения о том, с каким партнером мы хотим строить отношения. “Сердце” – это чувства, которые мы испытываем к партнеру, а также чувства и...
С чего начинаются отношения (личные и рабочие)
И работа, и отношения начинаются с вопроса "Что нужно, чтобы мне было хорошо?". Обычно нам хорошо там, где мы можем быть максимально собой и при этом развиваться в том направлении, в котором хотим. 1. Для других ценны наши сутевые, ключевые...
Отношения не развиваются, партнер не знает, чего хочет
Бывает, что в клиентских работах мы смотрим романтические отношения клиентки с партнером и видим, что мужчина как будто не знает, что ему делать с этими отношениями, у него нет ответа на вопрос “зачем ему эта женщина, зачем ему эти отношения”. Там...
Остров развлечений, остров дураков...
Был такой в “Незнайке”, и, похоже, он пришел к нам. Со всех сторон: вместо обучения – “игры”, вместо работы – “развлечения”, вместо заработка – “розыгрыши и выигрыши”, вместо жизни – бесконечные покупки. “Слишком длинно в блоге не пиши – люди...
Старая новая любовь или зачем люди возвращаются в прошлые отношения?
Возвращение к прежним отношениям, которые вызывали боль или разочарование, может показаться странным с точки зрения, логики и здравого смысла. Обычно мы ожидаем, что люди будут стремиться к счастью и здоровым взаимоотношениям, которые приносят...
Баланс в отношениях Мужчины и Женщины
Хочу с Вами поделиться концепцией о взаимодействии мужчины и женщины на уровне энергии (чакр). У меня это видение имеет отклик, более того - наблюдаю в жизни и пробую применять на собственном опыте (правда, не всегда все легко дается🙈😄)....
Борьба «за» — это процесс взаимного сближения и созидания. В этом случае мы смотрим на решение любой проблемы как на улицу с двусторонним движением, выбираем беспроигрышную стратегию и принимаем общую ответственность за устранение противоречия...
Рамки - сделать то, что не делали раньше!
Что такое рамки сами по себе? Кто и как вывел формулу рамок? Кто их нам устанавливает, и где они находятся, эти самые рамки? И в чем проблема, если говорят многие, что это плохо? У каждого, из нас есть, эти самые рамки. И формируются они еще с...