Вернуться на главную

Фильм “Что гложет Гилберта Грейпа?”: “хороший мальчик” и путь сепарации

Дата публикации:
15 ноября 2024

0

(0)

380

0

0

Аватар специалиста Елена Иванова

Елена Иванова

автор

Фильм “Что гложет Гилберта Грейпа?”: “хороший мальчик” и путь сепарации

Гилберт, лет 20-25, живет со своей семьей: матерью, младшим братом, старшей и младшей сестрами.

Брату Гилберта, Арни, скоро исполнится 18, но из-за особенностей развития ему постоянно нужен присмотр, он даже не может сам помыться.

Мать Гилберта после смерти мужа начала много есть, стала необъятных объемов, с трудом перемещается и весь день проводит на диване перед телевизором.

Гилберт и сестры заботятся о матери и об Арни.

На первый взгляд может показаться, что фильм о значимости семьи, о важности заботы о близких.

Однако это нездоровая забота, от которой всем становится только хуже.

Что не так с заботой в семье Грейпов?

После того, как в семье родился Арни, ребенок с особенностями развития, и врачи сказали, что он едва ли доживет до 10, отец семейства впал в депрессию и через 2 года повесился в подвале, не оставив записки.

Он не справился с чувствами. И отказался справляться со сложностями.

Мать, в свою очередь, не справилась со смертью мужа. И тоже отказалась справляться со сложностями.

Она “убежала” от жизни в еду. И заняла детскую позицию.

Теперь дети вынуждены заботиться о матери, а не мать о них.

Гилберту в подростничестве даже пришлось работать в две смены, чтобы прокормить ее.

Также старшие дети вынуждены заботиться о младших. Хотя это задача родителей.

Кроме того, мать после смерти мужа настаивает на том, чтобы никто из детей не уезжал из дома и неожиданно не уходил куда-нибудь, потому что у нее травма после неожиданного “исчезновения” мужа.

В итоге получается, что мать уходит в саморазрушение через еду.

Дети занимают родительскую позицию (явление парентификации), и тем самым поддерживают инфантильность и саморазрушение матери.

При этом дети не могут здоровым образом повзрослеть, т.к. им не удалось побыть детьми – они взяли на себя роль взрослых, когда и физически, и психически еще не повзрослели.

Они не могут отделиться от матери и спокойно пойти в свою взрослую жизнь.

На внешнем уровне их удерживает мать прямым запретом покидать дом.

Однако мы знаем, что у них есть еще один брат, который уехал – т.е. фактически уехать можно.

Но на внутреннем уровне они все еще надеются, что мать когда-то снова станет взрослой и долюбит их, это удерживает сильнее внешних запретов.

Так, матери действительно нужна помощь. Но не в том, чтобы двигаться в смерть через переедание, а в том, чтобы вернуться к нормальной жизни. В том числе – и к заботе о детях.

Поговорим о главном герое – Гилберте

Гилберт работает в вымирающем магазине продуктов. Хотя через дорогу открылся новый магазин, но Гилберт не переходит туда. Когда он не занят работой, он занят семьей – заботой о матери и о брате Арни. На личную жизнь у него нет времени. Поэтому вместо собственной семьи у него эпизодический быстрый секс с замужней женщиной старше него.

Гилберт – “хороший мальчик”:

– Не в контакте с собой, со своими чувствами и желаниями. Больше сфокусирован на удовлетворении потребностей других людей, особенно – членов семьи.

– Принял на себя ответственность за чувства, состояние, жизнь матери (и других членов семьи). “Я больше никогда не буду огорчать тебя, мама” (слова самого героя).

– Подчиняется женщинам (матери, сестрам, даже замужней любовнице).

– Мать и в целом семья героя манипулируют чувством вины и чувством плохости/хорошести. “Ты эгоист, думаешь только о себе”, “Что ты опять натворил”, “Ты мой рыцарь”.

– Подавляет агрессию. Но может проявить пассивную агрессию, как в случае с насмешками над матерью.

– Испытывает стыд за членов семьи.

Кроме этого, есть травма из-за суицида отца (Гилберт не может спуститься в подвал).

Еще герой думает о новизне, но боится перемен.

С одной стороны, его мазохистичекое терпение помогает пережить затяжной период сложностей. С другой стороны, оно же и не дает совершить движение к переменам.

Но что же все-таки помогает Гилберту изменить жизнь?

В городе появляется девушка Бекки – сломался трейлер, в котором путешествуют Бекки с бабушкой.

Гилберт и Бекки симпатизируют друг другу.

Но Гилберт не предпринимает активных действий по сближению.

Ведь он все время занят своими семейными делами.

И, что важнее, ему сложно следовать за своими чувствами и потребностями.

Однако внутри Гилберта растет напряжение: сила либидо все же тянет его к Бекки, а домашние дела не позволяют провести с ней достаточно времени – Гилберт начинает раздражаться, ему уже сложно подавлять свое раздражение.

В один из дней, когда Гилберт проводил время с Бекки, он не уследил за Арни. Арни в очередной раз залез на вышку и его арестовали.

Гилберт не смог высвободить брата.

Тогда мать, наконец, встала с дивана и пошла в участок за младшим сыном.

Как только Гилберт перестал выполнять материнские обязанности по отношению к брату, выяснилось, что мать вполне способна быть матерью, быть взрослой.

Бекки и бабушка починили фургон. Бекки говорит Гилберту, что скоро уедет. И спрашивает Гилберта, хочет ли он, чтобы она уехала. Гилберт не может выразить свои чувства и желания и говорит “Ну, хочешь – поезжай”. Это ранит Бекки.

Гилберт возвращается домой, испытывая отчаяние и безысходность: любимая девушка уезжает, а он ничего не может сделать, он даже не смог сказать, что хотел бы, чтобы она осталась.

Дома шалит Арни. И это падает последней каплей в чашу терпения.

Гилберт агрессивно реагирует на брата, ударяет его (хотя еще совсем недавно говорил, что защитит его ото всех) и от стыда убегает.

Ночь он проводит с Бекки.

На следующий день у Арни день рождения, семья организует праздник.

Гилберт возвращается и обнаруживает, что из-за его вчерашних действий мир не рухнул.

Гилберт знакомит Бекки с матерью.

А вечером мать поднимается с первого этажа, где она провела на диване 15 лет после смерти мужа, на второй этаж – в свою спальню. И там умирает.

Дети сжигают дом вместе с телом матери.

Все начинают жить своей жизнью.

А через год снова приезжает Бекки. Гилберт и Арни уезжают с Бекки.

Смерть матери здесь символическая.

Сначала мать занимает свое правильное место матери. И даже физически занимает свою спальню. Верхний этаж это символ Суперэго, символ родительских фигур.

И когда мать занимает родительскую позицию, а дети перестают играть роль родителей, дети наконец могут отделиться.

Совершеннолетие Арни здесь тоже как символ свершившегося взросления и отделения.

После смерти матери Гилберт спускается в подвал. Подвал – символ подавленного и вытесненного, Ид и Тени. Гилберт, наконец, встречается с собой, подавленными чувствами и обретает целостность.

Сожжение дома это символ глубокой трансформации, глубинной перестройки сознания.

А также освобождение от всего отжившего.

Все наконец получили свободу.

Какова роль Бекки?

С одной стороны, проснувшееся либидо ведет Гилберта к взрослению, к отделению от матери, к созданию собственной семьи.

С другой стороны, Бекки это символ Анимы: контакт Гилберта с его душой, его чувствами и желаниями. Ведь Бекки даже спрашивает его “А чего хочешь именно ты? Для себя, а не для других”. Душа ведет его в собственную жизнь.

Кроме этого – Бекки очень принимающая фигура.

Она с принятием отнеслась и к Арни, и к матери Гилберта.

Это словно дает Гилберту почувствовать то самое “я в порядке”, которое он утратил в семье.

Подводя итог, можно сказать, что Гилберту помогли повзрослеть:

– Контакт со своей душой, чувствами, желаниями.

– Либидо, ведущее к жизни и выводящее из атмосферы саморазрушения в семье.

– Направление вектора внимания на свою собственную жизнь и отказ от роли родителя, принятие своего места ребенка.

– Высвобождение подавленной агрессии, направление агрессии на то, чтобы выйти в собственную жизнь.

– Получение принятия и возвращение ощущения “я в порядке”.

Роль еды в фильме

Весь фильм герои либо едят, либо готовят, либо говорят о еде, либо занимаются продуктами.

Даже фамилия семейства Грейп переводится как “Виноград”.

Дословное название фильма “Что съедает Гилберта Грейпа?”.

Еда здесь замещает чувства и эмоции.

Замещает контакт и близость.

Замещает смысл жизни.

Герои пытаются заесть и боль, и пустоту.

Но что же все-таки съедает Гилберта Грейпа? Как на ваш взгляд?

Проблемы в отношенияхСозависимостьПонимание себяЧувство виныЛичные границыПсихология и психотерапияСаморазвитиеСамопознание

Другие статьи автора

Как мы выбираем партнеров (Из книги "Любовь 2.0: выбор партнера")

0

Аватар специалиста Елена Иванова

Елена Иванова

Как мы выбираем партнеров (Из книги "Любовь 2.0: выбор партнера")

У нас есть три основных центра, из которых мы делаем выбор: голова, сердце и таз. “Голова” – это мысли и убеждения о том, с каким партнером мы хотим строить отношения. “Сердце” – это чувства, которые мы испытываем к партнеру, а также чувства и...

Читать далее
С чего начинаются отношения (личные и рабочие)

0

Аватар специалиста Елена Иванова

Елена Иванова

С чего начинаются отношения (личные и рабочие)

И работа, и отношения начинаются с вопроса "Что нужно, чтобы мне было хорошо?". Обычно нам хорошо там, где мы можем быть максимально собой и при этом развиваться в том направлении, в котором хотим. 1. Для других ценны наши сутевые, ключевые...

Читать далее
Отношения не развиваются, партнер не знает, чего хочет

0

Аватар специалиста Елена Иванова

Елена Иванова

Отношения не развиваются, партнер не знает, чего хочет

Бывает, что в клиентских работах мы смотрим романтические отношения клиентки с партнером и видим, что мужчина как будто не знает, что ему делать с этими отношениями, у него нет ответа на вопрос “зачем ему эта женщина, зачем ему эти отношения”. Там...

Читать далее
Остров развлечений, остров дураков...

0

Аватар специалиста Елена Иванова

Елена Иванова

Остров развлечений, остров дураков...

Был такой в “Незнайке”, и, похоже, он пришел к нам. Со всех сторон: вместо обучения – “игры”, вместо работы – “развлечения”, вместо заработка – “розыгрыши и выигрыши”, вместо жизни – бесконечные покупки. “Слишком длинно в блоге не пиши – люди...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Старая новая любовь или зачем люди возвращаются в прошлые отношения?

0

Аватар специалиста Светлана Кисова

Светлана Кисова

Старая новая любовь или зачем люди возвращаются в прошлые отношения?

Возвращение к прежним отношениям, которые вызывали боль или разочарование, может показаться странным с точки зрения, логики и здравого смысла. Обычно мы ожидаем, что люди будут стремиться к счастью и здоровым взаимоотношениям, которые приносят...

Читать далее
Баланс в отношениях Мужчины и Женщины

0

Аватар специалиста Лана Токарева

Лана Токарева

Баланс в отношениях Мужчины и Женщины

Хочу с Вами поделиться концепцией о взаимодействии мужчины и женщины на уровне энергии (чакр). У меня это видение имеет отклик, более того - наблюдаю в жизни и пробую применять на собственном опыте (правда, не всегда все легко дается🙈😄)....

Читать далее
В чем польза конфликта?

0

Аватар специалиста Светлана Кисова

Светлана Кисова

В чем польза конфликта?

Борьба «за» — это процесс взаимного сближения и созидания. В этом случае мы смотрим на решение любой проблемы как на улицу с двусторонним движением, выбираем беспроигрышную стратегию и принимаем общую ответственность за устранение противоречия...

Читать далее
Рамки - сделать то, что не делали раньше!

0

Аватар специалиста Анатолий Баимов

Анатолий Баимов

Рамки - сделать то, что не делали раньше!

Что такое рамки сами по себе? Кто и как вывел формулу рамок? Кто их нам устанавливает, и где они находятся, эти самые рамки? И в чем проблема, если говорят многие, что это плохо? У каждого, из нас есть, эти самые рамки. И формируются они еще с...

Читать далее