Фасилитация корпоративных мероприятий
9023
0
0
9023
0
0
Динамика сегодняшнего рынка требует от компаний высокой гибкости и постоянных внутренних изменений, готовности к саморазвитию. Современные компании готовы тратить силы на то чтобы создать среду для работы коллективного интеллекта, способного создавать и реализовывать новые идеи. И поэтому сегодня среди компаний, ориентирующихся на активное развитие и лидерское положение в отрасли, становятся все более популярным проведение корпоративных мероприятий, совещаний, рабочих сессий и конференций с целью организационного развития, формирования стратегии и проектов по её реализации, разработки инноваций и поддерживающих их механизмов. Суть этих мероприятий — организация групповых обсуждения, сотворчества и принятия решений по актуальным для организации вопросам развития. Состав участников таких мероприятий может быть самым разным — от ограниченного круга топ-менеджеров компании до широкого коллектива ключевых сотрудников и менеджеров разветвлённой организации.
В такие групповые мероприятия организации вкладывают значительные ресурсы, деньги и ценное время сотрудников, и поэтому стремятся обеспечить их максимальную результативность. Но часто неорганизованное обсуждение съедает много времени участников — встречи, доклады и дискуссии затягиваются, уходят в сторону от темы обсуждения и повестки дня, возникает бесконечно повторяющееся по кругу обсуждение. Традиционные формы организации обсуждения, такие как пленарные заседания и презентации, могут заставить участников скоро почувствовать усталость и потерю интереса к происходящему, ведут к отсутствию включённости и творчества каждого участника, из-за чего теряются ценные идеи. Приложив усилия и собрав группу людей для обсуждения и решения вопросов, организация может столкнуться с проблемами межличностного восприятия, конфликтами, с невозможностью для людей из разных подразделений свести вместе различные точки зрения, с ситуацией когда доминирующее меньшинство подавляет идеи и вклад от большинства. Нередки случаи, когда коллектив не испытывает достаточного доверия к ведущему процесса групповой работы, выбранному из среды работников компании, из опасения что он подталкивает эту работу в направлении, продиктованном той или иной группой интересов в компании. Итогом всего этого может стать невыполнение поставленных целей, неудовлетворённость участников процессом и результатами групповой встречи, рабочей сессии или совещания.
Чтобы избежать этих рисков самым эффективным выходом для организаторов корпоративных мероприятий является использование профессиональной технологии фасилитации, позволяющей решить выше перечисленные проблемы и сработать на заданный результат корпоративной встречи или конференции.
Фасилитация групповой работы как понятие возникло в среде корпоративной работы, обучения и развития во второй половине двадцатого века. Фасилитацией называется выявление и использование различных процессов, которые помогают работающим в группе людям вести общую мыслительную деятельность, приходить к общим решениям, создавать и совершенствовать идеи. Организованный процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Чертами современной фасилитации являются использование наглядных методов выстраивания ветвей группового обсуждения, работа с визуальными образами, которые эффективно откладываются в человеческой памяти, гуманизация и "дебюрократизация" групповых обсуждений.
Главная задача ведущего обсуждение фасилитатора — стимулирование и направление процесса поиска и анализа информации участниками групповой работы. Фасилитатор отвечает за процесс группового обсуждения (ход совместной работы группы и формат), технологически поддерживает обсуждение, а группа отвечает за содержание и выдаёт результаты (фактические идеи, предложения и решения). Фасилитатор является нейтральной стороной и не представляет интересы ни одной из присутствующих групп. Фасилитатор использует определённые навыки в процессе взаимодействия с людьми, которые позволяют конкретным людям или группе принимать решения, определять цели.
От фасилитатора зависит выбор подходящего формата работы и техник групповой работы, которые позволяют в конкретной ситуации достичь запланированных целей. Профессиональные фасилитаторы:
Успех фасилитации обуславливается тщательной предварительной подготовкой, планированием и конструктивным подходом во время проведения обсуждения. Этап подготовки группового корпоративного мероприятия начинается с прояснения целей и формы итогового результата, а заканчивается выбором техник фасилитации и их логики использования для обеспечения процесса групповой работы и достижения результатов встречи.
Простые и практичные инструменты фасилитации, разработанные с учётом современных представлений о человеческом восприятии и работе мозга, помогают преодолеть все возможные проблемы групповых обсуждений и принять лучшие решения, на которые только способны сотрудники — участники встречи. Параллельно с распространением популярности этих инструментов на наш рынок начали приходить и выверенные отработанные до мелочей методики фасилитации, отличающиеся функционалом и своими методами пробуждения креативности участников, такие как техника Pinpoint, работа с модерационными картами, World Cafe, Оpen Space, динамическая фасилитация. В рамках этих методик используются эффективные способы генерации решений — mind-mapping, силовое поле, техника бессловесного официанта, рейтингование, причинно-следственные диаграммы, классический мозговой штурм. Активно включаются в программу групповой работы модели и методы из теории и практики управления: SWOT- анализ, матрица BCG, матрица последствий и другие. Для успеха групповой сессии важно, чтобы фасилитатор мог гибко использовать различные техники и креативно их адаптировать под ситуацию.
Фасилитационная сессия — это действенный процесс группового обсуждения, решения проблем и планирования, дающий качественные результаты в сжатое время. Использование фасилитации в рабочих встречах и на корпоративных мероприятиях обеспечивает прирост производительности в трёх направлениях:
Благодаря использованию техник фасилитации в ходе совещаний и рабочих сессий:
По нашему опыту сегодня все чаще используют фасилитационные сессии для корпоративных рабочих встреч и конференций по решению актуальных бизнес-задач. Примерами таких мероприятий могут быть:
Итогом фасилитационной сессии являются результаты содержательные, корпоративные, психологические и учебные.
Содержательным итогом групповой сессии является зафиксированный результат, с которым участники смогут продолжить работу самостоятельно после сессии (в проектных группах, в функциональных подразделениях). При этом любые полученные результаты являются итогом согласованной групповой работы и созданы самими участниками, что обеспечивает поддержку и принятие решений всеми участниками встречи. Также по итогам совещания можно запустить в работу несколько проектов с целью практического воплощения в жизнь результатов сессии.
Примером таких результатов могут быть: списки стратегических целей, планы и программы развития, список ключевых проблем и пути их решения, оценка ресурсов, идеи новых проектов и продуктов…
Корпоративным результатом сессии можно считать эффекты, важные для эффективной работы организации, например:
К психологическому итогу качественно проведённой фасилитационной сессии можно отнести удовлетворённость участников процессом и результатами рабочей сессии.
Также немаловажным результатом фасилитационных сессий являются развитие важных корпоративных компетенций: навыков групповой и проектной работы, эффективного взаимодействия и общения, совместного решения задач и принятия решений.
Основным залогом получения желаемых результатов от групповой работы и всего корпоративного мероприятия являются качественная проработка целей мероприятия на этапе подготовки; выбор формата мероприятия и фасилитационных техник для достижения целей; профессионализм фасилитатора или команды фасилитаторов. При этом каждая сессия уникальна и заточена на решение задач конкретной организации.
В заключение хочется призвать руководителей компаний:
Пример 1
Цель встречи: определить возможные направления развития в кризис и спланировать как развиваться самим.
Участники встречи: сотрудники консалтинговой компании.
Количество участников: 15 чел.
Количество фасилитаторов: 1 чел.
Длительность: 1 день.
Методы фасилитации, используемые в сессии:
Результат:
По итогам фасилитационной сессии получены проранжированные списки возможных направлений развития в кризис для организации и для личностей, а также план развития на ближайшее время.
Пример 2
Участники совещания: менеджеры и сотрудники строительно-энергетической компании.
Количество участников: 60 чел.
Количество фасилитаторов: 4 чел.
Длительность: 1,5 дня.
Место проведения: пансионат в Подмосковье.
Цели:
Методы фасилитации, используемые в совещании:
Результат
Проведён анализ текущей ситуации в компании и зафиксированы: сильные и слабые стороны компании, угрозы и возможности для бизнеса; определена текущая стадия развития компании. Все эти материалы легли в основу формулирования целей на год, в результате чего был получен список целей на год, а затем и программы мероприятий по достижению этих целей.
Все участники совещания были вовлечены в процесс обсуждения и принятия решений, активно взаимодействовали друг с другом. По итогам совещания можно отметить сближение позиций и видения участников по основным вопросам функционирования и развития компании.
Пример 3
Количество участников: 100 чел.
Количество фасилитаторов: 6 чел.
Длительность: 1 день.
Место проведения: отель на Кипре.
Цели:
Методы фасилитации, используемые на конференции:
Результат:
Выявлен список основных трудностей, с которыми сталкиваются дилеры в регионах при продвижении и продаже бытовой техники. Сформулированы и зафиксированы идеи и рекомендации по увеличению продаж в регионах, сотрудничеству производителя и дилеров.
Дополнительно можно ответить, что форма фасилитационной сессии позволила дилерам предоставить всестороннюю обратную связь производителю, содействовала конструктивному общению представителей производителя и дилеров.
Жанна Газарян
Oфлайн
Санкт-Петербург