Пренатальный (от зачатия до рождения)
Физиологические изменения:
- Формирование безальтернативного морфологического пола ребёнка (мужские половые органы на 6-й неделе, женские половые органы на 12-й неделе).
Психологические изменения:
- Ребёнок чувствует мысли, переживания, эмоции матери, эти события оказывают влияние на его психику (стресс матери способствует рождению феминных мальчиков и маскулинных девочек).
- Нежность, персонализированное обращение к ребёнку, бережное отношение к нему — основа сексуального развития в будущем (регулируется окситоцином, который вырабатывается при половых и телесных контактах у женщин).
Младенчество (от рождения и завершается отрывом от кормления грудью, вставанием на ноги, произнесением слов)
Физиологические изменения:
- Рот — источник получения удовольствия. Через рот, глаза, уши, руки ребёнок открывает значимого другого.
- Освоение пространства собственного тела (через игры с органами).
- Освоение пространства вокруг себя.
- Непроизвольная эрекция у мальчиков и увлажнение влагалища у девочек при кормлении, купании, переодевании (поступают приятные сигналы в мозг, от этого реагируют половые рефлексы).
- Обнаружение участков тела — исследовательская деятельность, так ребёнок строит образ тела (если у ребёнка задержка развития, то происходит застревание на этом этапе).
- Повышенная чувствительность зоны половых органов, приятные ощущения от прикосновений могут быть компенсацией при недостатке любви и тепла со стороны родителей, когда одиноко и скучно и нет других способов получения положительных эмоций.
- Получение с молоком матери гормона пролактина, который помогает противостоять стрессу.
Психологические изменения:
- Формирование пола зависит от поведения родителей (цвет, обращение, игрушки).
- Через контакт со взрослым (с матерью в первую очередь) ребёнок получает удовлетворение от эмоционального контакта, готовность испытывать радость от телесного контакта.
- Формирование базисного доверия.
- Первые чувственные отношения — прототип близких отношений ребёнка во взрослом состоянии.
- Выражение своих потребностей.
- Ребёнок не понимает эротической составляющей своих рефлексов, у него нет сексуальных переживаний при этом, но реакция родителей (страх, стыд, гнев, беспокойство и т.п.) накладывают отпечаток.
- Так ребёнок получает свой первый сексуальный опыт: одобрение или неодобрение своей сексуальности, эмоции, который потом будут сопровождать его во взрослом состоянии (радость, отвращение, гнев).
Детство (1–1,5 до 5–7 лет)
- Формирование полового самосознания через бессознательные или сознательные указания родителей.
- Сознание пола — фундамент личности.
- Ориентирование на папу и маму, чтобы понять мужские и женские свойства.
- Дефицит полового самосознания заставляет мальчика тянуться за сигаретой, а девочку надевать мамины туфли.
- Любознательность и вопросы про секс, откуда берутся дети, к обнажённым людям, половым органам — это исследовательский интерес.
- Негативные реакции на игры ребёнка с телом — формирование установки "моё тело плохое, я плох(а)".
- Если у ребёнка нет вопросов, это не значит, что ему не интересна эта тема.
- Кризис 3-х лет: упрямство, негативизм, ревность.
- После 3-4-х лет — эпоха игр с сексуальным сюжетом, раздевание детей друг перед другом. Посредством игр как раз и закрепляется половое самосознание, происходит закладка будущих паттернов гетеросексуальности.
- Ребёнок считывает реакцию взрослых на свои игры и действия.
- Чем больше запретов на раздевания, на исследования, тем больше тема сексуальности становится актуальной.
- Итог этапа — чёткий ответ ребёнка на вопрос "Кто ты?".
- Мастурбация может выступать способом успокаивающей самостимуляции (особенно у подвижных мальчиков), а также компенсировать недостаток тепла и поддержки от родителей.
Препубертатный (с 5–7 лет до 11–13 лет)
- Формирование полоролевого поведения — ребёнок усваивает способы демонстрации своего пола через общение в семье и со сверстниками. Обычно в среде сверстников очень жёсткие требования к гендерному коду (какой должна быть девочка, а каким мальчик).
- Вопрос этого этапа "Какая ты?", "Какой ты?".
- Бессознательное копирование поведения человека своего пола (родителей и других значимых лиц).
- Нет чёткой границы между мужскими и женскими чувствами (мальчику может иногда хотеться играть с куклами, а девочке учиться манипулировать с машинками).
- "Противостояние" мальчиков и девочек в школе ("Девчонок не берём", "Мальчики хулиганы и двоечники", дёрганье за косички, слухи) — это непринятие чужих гендерных ролей в целом и утверждение в своей.
- Есть определённая форма "ухаживаний" — толкнуть или дёрнуть. Если эта часть ухаживаний не отреагирована в детском состоянии, то она может перейти во взрослое состояние и взрослый мужчина будет толкать взрослую женщину.
- Мальчики проходят "испытания": ежедневные подвиги, выговоры от родителей, петарды, оружие. Но если мальчик занимается спортом, то он меньше ищет "испытаний" в школе/улице/дома.
- Мальчики в большинстве своём социализируются женским окружением, а на феминность девочек особо спроса нет.
Пубертатный (11–13 до 15–17 лет)
Физиологические изменения:
- Высокая гормональная активность гипоталамуса, гипофиза, щитовидной и половых желёз.
- Девочки: молочные железы, рост костей таза, округление бёдер (за счёт гормона эстрогена), удлинение влагалища, увеличение матки, регулярные месячные (с 12–14 лет), спонтанные выделения из влагалища.
- Мальчики: мутация голоса, оволосение, рост яичек и пениса, семяизвержение во время сна или мастурбации (с 11–13 лет), становятся более мускулистыми и угловатыми (гормон тестостерон, который также является гормоном стресса, что ухудшает поведение).
- Вызревание биологической потребности в дополнении, начинаются поиск и сближение с противоположным полом.
Психологические изменения:
- Кризис этапа — преодоление детской зависимости (частые обиды и гнев, а также чувства одиночества, отчуждённости, непонятности).
- Открытие своего "Я", рефлексия, осознание своей индивидуальности, формирование ориентации.
- Стыд, тревога, раздражительность из-за диспропорций тела и происходящих изменений.
- Первые сексуальные переживания связаны с чувством страха перед тайным, стыдом. Отсюда дискомфорт, и чувство неполноценности, и страх перед миром и людьми.
- Чувства признанности и компетентности приходят только из своей среды сверстников, где часто существует групповая солидарность, которая поддерживается чувством безопасности. Для этого нужны испытания: алкоголь, сексуальные эксперименты и др.
- Причины ранней половой жизни: давление сверстников, негативное отношение к себе, как повышение популярности, доказательство любви, любопытство, настояние партнёра, насилие, алкоголь, страх, протест, самоутверждение. Предотвратить это может организация совместно проведённого времени всей семьёй. А увеличат риски: негативное отношение родителей к ребёнку, недостаток тепла и поддержки в семье.
- Психологические функции мастурбации: снятие сексуального напряжения, повышение уверенности в себе, знакомство с эрогенными зонами, снятие стресса.
- Зарождение сексуального влечения. Стадии:
- Романтическая (знакомства, ухаживания, подарки).
- Эротическая (касание, телесность контакта, поцелуи).
- Сексуальная (получение оргазма в сексуальных отношениях). На этой стадию чаще переходят юноши, а девушки остаются в эротической стадии, делая акцент на отношениях.