Вернуться на главную

Эннеаграмма личности: целостная модель трансформации и развития сознания

Дата публикации:
10 ноября 2015

0

(0)

613

0

0

Аватар специалиста Эллина Рамазанова

Эллина Рамазанова

автор

Эннеаграмма личности: целостная модель трансформации и развития сознания

В этой статье речь пойдёт о психологии. Но о той психологии, которую могут легко понять люди, не имеющие специального психологического образования, и о той психологии, которая может быть легко интегрирована в личную или профессиональную жизнь любого человека.

Если говорить о психологии, то меня, непсихолога по образованию, как, наверное, и многих, всегда интересовало то, как устроен человек, что мотивирует его поступки, как можно более эффективно взаимодействовать с людьми. Но так получилось, что то взаимодействие, которое у меня было с людьми, получившими специальное образование в области психологии, будь то школьные психологи, психотерапевты, менеджеры по персоналу, просто знакомые-психологи и т.д., не оставило у меня впечатления того, что они знают ответы на интересующие меня вопросы.

Чтение же учебников по психологии не давало мне ровным счётом ничего, за исключением, наверное, массы специфических терминов, которые мой мозг отказывался понимать.

Поэтому, наверное, когда я познакомилась с моделью, психологической теорией, которая изучает человека не с точки зрения того, каким он является или кажется, а с точки зрения его становления, мотивации и возможной эволюции, я "заболела" этой темой. Уже почти десять лет изучения, раздумий, наблюдений и применения полученных знаний показали мне, насколько точно, а иногда и шокирующее точно, работает модель. Результат бил в "десятку", а если и возникали вопросы (а они, конечно, всегда возникали и будут возникать), то ответ находился при более глубоком изучении.

Помимо этого я чётко осознавала, что если я, непсихолог, могу эту систему понять и эффективно применять на пользу своей профессиональной деятельности и в личной жизни, то это же самое при желании могут сделать и другие.

Все эти причины побудили меня написать эту статью.

Итак, эта модель называется "эннеаграмма личности". Эннеаграмма личности, или эннеаграмма (с греч. ennea — девять, gramma-фигура) — это интегральная модель глубинной мотивации человека, направленная на его личностную трансформацию и развитие. Модель изучает личность человека, а именно её структуру, а также адаптивные стратегии и защитные механизмы, ментальные и эмоциональные привычки и фиксации. Согласно этой модели, у каждого человека есть вполне определённая структура личности, свои автоматическое реакции и некое "запрограммированное" поведение, и поэтому он относится к одному явно доминирующему в нём типу личности (эннеатипу).

Вместе с тем, конечно, каждый человек уникален, он не тип личности, а гораздо некто больший, и ни одна система или модель не может полностью описать его потенциал и динамику — загадочную человеческую жизнь. Но у каждого человека есть личность со своей структурой (тип). И проблема состоит не в том, что у человека есть тип: проблема заключается в том, что чаще всего люди настолько идентифицируются с этим типом, что не могут не вести себя так, как этот тип им диктует. И практика показывает, что даже те люди, которые не верят, что относятся к тому или иному эннеатипу, ведут себя как тип, и чаще всего они и являются наиболее яркими представителями своего эннеатипа. И это не вопрос веры: вы можете о модели даже не знать или не верить в неё, но независимо от всего этого она работает и работает точно.

Для меня в модели самым важным является то, что эннеаграмма — это модель развития, а не типология. Но типы личности — это необходимый элемент модели. Ведь, как ни парадоксально, для того, чтобы понять, что мы гораздо больше, чем наш тип, мы должны этот тип изучить, а также научиться видеть "в действии" различные проявления нашего типа (нашей структуры личности), наши защитные механизмы. И только изучая свой тип, свою автоматическую, "запрограммированную" часть, мы можем понять, насколько сильно мы являемся рабами определённых механических реакций и привычек, и только это понимание сможет помочь нам захотеть ослабить их власть над нами.

Изучая свой тип, свою автоматическую, "запрограммированную" часть

мы можем понять, насколько сильно мы являемся рабами определённых

механических реакций, и ослабить их власть над нами

Эннеаграмма личности настолько хорошо и точно нашу "запрограммированную" часть, а именно мыслительные, эмоциональные и поведенческие привычки, которые "правят" нашей жизнью, что это является одним из наиболее эффективных и быстрых способов расширения зоны понимания себя и других. Об этих привычках или паттернах много написано в классической психологии, но эннеаграмма соединяет эту находящуюся в многочисленных источниках информацию в стройную систему знаний о девяти эннеатипах и излагает всё доступным языком. Знающие эннеаграмму профессиональные психологи часто говорят, что две недели обучения эннеаграмме способны заменить 4–5 лет изучения психологии в университете.

Проявления "работы" нашей структуры личности могут быть самыми разнообразными и зависят от многих факторов и личной истории каждого. Эннеаграмма учит, как можно научиться распознавать и узнавать свои паттерны в различных их проявлениях и как можно работать с ними и расслаблять их, но здесь нельзя обойтись без осознанной практики и поддержки, без осознанного выбора работать с собой. Последние исследования в области нейробиологии, появление новых технологий, позволяющих увидеть изменения в человеческом мозге, показывают, насколько позитивными могут быть результаты такой работы над собой.

Эннеаграмму также можно назвать наиболее точной психологической теорией, которая смотрит на человека не с точки зрения патологии, а с точки зрения здоровья, учит человека быть в ладу со своей структурой личности, обретя вместе с тем свободу выбора.

Современная эннеаграмма личности не является чем-то, исходящим из одного источника. Во-первых, она сочетает в себе символ эннеаграммы и концепцию учения о типах личности. Символ эннеаграммы является очень древним, существовавшим, как минимум, в 2500 г. до н. э., однако, когда и где он появился впервые, доподлинно неизвестно. На Запад символ эннеаграммы "принёс" Георгий Иванович Гурджиев. Гурджиев и участники созданной им группы "Искатели Истины" активно путешествовали по Египту, Афганистану, Греции, Персии, Индии и Тибету, проводя много времени в монастырях и отдалённых храмах, изучая всё, что только можно было о древних мудрых традициях. Где-то в своих путешествиях, возможно, в Афганистане или Турции, Гурджиев обнаружил символ эннеаграммы. В 1920-м году во Франции Гурджиев основал школу духовного развития, названную Институтом гармоничного развития человека. В своей школе он учил самоосознаванию в повседневной жизни и осознанию места человека во Вселенной. И учил он этому своих учеников с помощью танцев, сакральных движений и символа эннеаграммы.

В своей книге "Мудрость эннеаграммы" Дон Рисо и Расс Хадсон пишут:

"Преподаваемая Гурджиевым система представляла собой обширное и сложное учение, соединяющее психологию, духовность и космологию, целью которого было помочь студентам понять своё место во вселенной и своё место в жизни. Гурджиев учил также, что эннеаграмма представляет собой центральный и наиболее важный символ в его философии. Он утверждал, что эннеаграмма является "универсальным символом" или "фундаментальным иероглифом универсального языка".

Так, теория эннеаграммы, преподаваемая Гурджиевым, была, прежде всего, моделью естественных процессов, а не психологической типологией. Соответственно, эннеаграмму Гурджиева часто называют эннеаграммой процесса."

Эннеаграмма личности (в отличие от эннеаграммы процесса Георгия Гурджиева) была разработана в 50-х годах 20 века, и основоположниками модели считают латиноамериканского философа Оскара Ичазо и известного психиатра, психотерапевта и гештальт-терапевта родом из Чили Клаудио Наранхо, которые дали эннеаграмме второе рождение. На развитие Эннеаграммы личности в определённой степени повлияли идеи и учения Георгия Гурджиева, в частности, неотъемлемой частью эннеаграммы процесса Гурджиева и эннеаграммы личности Ичазо и Наранхо стал символ эннеаграммы.

Ичазо был первым, кто по-новому синтезировал элементы эннеаграммы и начал изучать человеческие типы личности в преломлении к закономерностям, которые он видел в эннеаграмме. В 1970-м году Клаудио Наранхо прошёл курс, который преподавал Ичазо, и серьёзно заинтересовался эннеаграммой. Ему было интересно найти связь между эннеаграммой и другими известными типологиями. Он также начал работу над расширением имеющегося Ичазо описания типов личности. Он проверял эннеаграмму практически, изучая большое количество людей, интервьюируя их, а затем анализируя полученную информацию. Он также начал преподавать курс эннеаграммы в Университете Беркли (Калифорния, США). Помимо Ичазо и Наранхо, модель эннеаграммы типов личности изучали, проверяли и расширяли иные учёные-психологи и психиатры. На настоящий момент в мире существует две ведущих школы эннеаграммы: Институт эннеаграммы (США), основанный Доном Рисо и его партнёром Рассом Хадсоном, школа Палмер-Дэниелс "Эннеаграмма в устной традиции", основанная Хелен Палмер и Дэвидом Дэниелсом. Клаудио Наранхо также продолжает своё исследование и обучение эннеаграммы, в основном, в рамках своей программы САТ (SAT/"Искатели Истины").

В настоящее время эннеаграмма наиболее широко известна в США, где изучается в качестве учебного курса в бизнес-школах, университетах, а также применяется в качестве инструмента подбора и найма персонала, командообразования (team building), работы со своими наиболее высокооплачиваемыми сотрудниками или используется иным образом многими большими и средними компаниями и государственными организациями. В ряде школ США знание эннеаграммы требуется не только от педагогов, но и родителей обучающихся в школе детей. Эннеаграмма достаточно хорошо известна и в других странах, например, в Канаде, Великобритании, Дании, Нидерландах, Бельгии, Италии, Испании, Японии, Китае, Корее и т.д.

Эннеаграмма личности — это системная модель и может быть применима в различных областях. Конечно, эта модель необходима для личностного развития, но помимо этого её можно применять в бизнесе, в коучинге, в медиации, в психотерапии, для решения проблем взаимодействия родителей с детьми, для профессиональной ориентации молодёжи и т.д. Эннеаграмма хорошо интегрируется с такими моделями, как интегральный подход, спиральная динамика, работа Байрон Кейти, тета-хилинг, моделями Майерс — Бриггс и DISC и многими другими. Эннеаграмма не противоречит, во многом подтверждает и сочетается с академической психологией, учением Фрейда, Юнга и их последователей, теорией Маслоу, культурной психологией, философией, социологией, соционикой, психиатрией и т.д.

С помощью эннеаграммы всё взаимодействие между людьми

может стать более гладким, так как она даёт людям инструментарий

позволяющий разговаривать с людьми на одном языке

С помощью эннеаграммы всё взаимодействие между людьми (как в семье, так и на работе) может стать более гладким, так как она даёт людям необходимый инструментарий, позволяющий разговаривать с людьми на одном языке. Наверное, каждый согласится с тем, насколько может быть важно для нас заглянуть глубоко во внутренний мир своих детей, супругов, близких — понять, что их мотивирует, как подобрать к ним заветный "ключик" и принять их ограничения и слабости с сочувствием и добротой. Предлагаемое эннеаграммой понимание человеческой психики, особенно если учитывать вертикальную составляющую эннеаграммы — её уровни развития — настолько точно "попадает в цель", что становится не только помощью, но и катализатором нашего роста и улучшает качество наших отношений с собой, людьми и миром. Эннеаграмма помогает сохранить ценные отношения, а в бизнесе — ценных сотрудников путём повышения их удовлетворённости от работы. Она также может быть использована для подбора правильного сотрудника на тот или иной участок работы, для работы с персоналом для того, чтобы помочь им раскрыть свои наилучшие способности, для улучшения работы по управлению конфликтами, улучшения навыков сотрудников по проведению переговоров и т.д. Всё это приводит или может привести к улучшению психологического климата в коллективе, повышению производительности труда, сокращению стрессовых ситуаций и т.д.

Психология и психотерапия

Смотрите также